«Формирование бережливого сознания дошкольников посредством бережливых технологий.»
консультация (старшая группа)

Михайлюк Ирина Вениаминовна

«Формирование бережливого сознания дошкольников посредством бережливых технологий.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование бережливого сознания дошкольников посредством бережливых технологий.»

На сегодняшний день мы видим, что система образования в России нуждается в обновлении и модернизации. Поэтому я считаю необходимым внедрять технологии бережливого производства в дошкольную образовательную систему для ее усовершенствования.

 Бережливые технологии способствуют формированию бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам детей дошкольного возраста. Так же сохранение времени на более важные образовательные процессы.

Основанием для внедрения бережливых технологий в ДОО стали нормативные документы:

  • Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №2926  от  27.12.2018 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению бережливых технологий в систему образования Нижегородской области на период 2018-2021годы»;
  • Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №1808   от  14.08.2018 «О внедрении бережливых технологий в системе образования Нижегородской области»;

Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современная организация рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, «формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S.
Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду.

К принципу 5 S относится: 

  • «Сортировка», подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
  • «Соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;
  • «Содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности
  • «Стандартизация" – поддержание порядка
  • «Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

Принцип 5S: Бережем Время место и себя.

БЕРЕЖЁМ ВРЕМЯ

Принцип действия: посмотрел, вспомнил, повторил в действии.

 К принципу «Бережём время относятся»: Правила, схемы, подсказки, алгоритмы: правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, расположение вещей в шкафчике, схема складывания игрушек, схема дежурства и пр.

А так же  сокращают время на выполнение необходимого действия

  • учат детей планировать свои действия, работать по правилу, образцу,
  • понимать, исполнять, применять и составлять алгоритмы,
  • анализировать, корректировать свою деятельность, направленную на получение результата,
  • переносить усвоенные способы алгоритмов в новые ситуации, описывать их понятным другим людям языком и средствами.

БЕРЕЖЁМ МЕСТО

К принципу «Бережём своё место» относится: Каждой игрушки свое место это: Правила, маркёры в виде картинок, где что должно находиться.

Сначала РАЗРАБАТЫВАЕМ ПРАВИЛА

1.Правила бережного обращения с игрушками

2.Правила расположения игрушек.

Затем ОПРЕДЕЛЯЕМ МЕСТО и готовим условные обозначения

И ЗАКРЕПЛЯЕМ В ДЕЙСТВИИ!

Групповая комната условно разделена на стационарные зоны, каждая из которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом и способствует всестороннему развитию в общем.

БЕРЕЖЁМ ВРЕМЯ + МЕСТО

Хочется представить вашему вниманию «Доску выбора» которую дети активно используют в нашей группе

ДОСКА ВЫБОРА предполагает развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, позволяющей в конечном итоге ребенку самостоятельно принять решение и выбрать сферу деятельности.

Для того что бы сберечь место и время на «Утреннем круге друзей мы с детьми обсуждаем «Во что ты сегодня хочешь играть?», «Какой материал тебе для этого понадобится?», «С кем бы ты хотел этим заниматься?». Определяем время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью и место (фиксируем на «доске выбора» заканчивают игру сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка). В конце дня на «Вечернем круге друзей» делают анализ результатов своей деятельности и обсуждают «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»

БЕРЕЖЁМ СЕБЯ –целю данного принципа является: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения, знаний, представлений по вопросам безопасности жизнедеятельности и их осмысленное применение в повседневной жизни.

Формируем навыки безопасного поведения в природе: на воде с растениями и животными

Формируем навыки безопасного поведения в быту: с электричеством, поджарой безопасностью, ПДД.

А также формируем навыки бережливого отношения к своему телу: гигиена и здоровье, вирусы- бережём себя от простуды, встреча с незнакомыми людьми.

 Для осуществления данного этапа применяются такие формы работы как: беседы, ИКТ (презентации, интерактивные плакаты), ОД, проектная деятельность, встреча с интересными людьми, квест-игры, акции и пр.

Практический выход -это создание с детьми лэпбуков, кейсов, самодельных книг и пр.

В заключении хочется сказать, что основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.

Принципы бережливого производства,внедренные в дошкольных и школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья дошкольников посредством игровых технологий

В методической разработке представлена подборка игр по здоровьесбережению. Прописаны требования к подбору игр по ЗОЖ. Все игры и игровые упражнения классифицированы. Так же представлен опыт ДОУ в рабо...

«Формирование правильного звукопроизношения дошкольников посредством игровых технологий и авторских разработок».

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в обеспечении равных стартовых возможностей при подготовке к школе и овладении навыками чтения и письма. Нарушения звукоп...

Концепция формирования коммуникативных умений дошкольников посредством интерактивных технологий

Жизнедеятельность людей протекает в коммуникативной деятельности. В процессе коммуникации происходит усвоение общечеловеческого опыта, ценностей, норм, знаний и способов деятельности и, как следствие,...

Формирование ОБЖ у дошкольников посредством игровых технологий

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни дошкольники легче усваивают материал любой сложнос...

«Формирование основ правового сознания дошкольников посредством дидактической игры»

В современном мире большинство родителей не имеют достаточных знаний о формировании основ правового сознания у детей. Родители готовы уважать права детей на проявление собственной воли, но в реальной ...

Формирование исторического сознания дошкольников посредством ознакомления с музыкой военно-патриотического содержания

Успешность работы по патриотическому воспитанию дошкольников зависит не только от мастерства педагога и методов, применяемых им в работе, но и от привлечения внимания родителей к данной проблеме. В ча...

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...