Формирование экологической культуры дошкольников посредствам инновационных технологий
консультация

Мацукова Наталья Николаевна

Актуальность:  На сегодняшний день, бережное  отношения к природе напрямую связано с вопросом о будущем человечества. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом их общего развития и формирования личности.  Наша задача, научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых важных человеческих чувств. Здесь формируются экологические понятия, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать активные действия в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что нельзя. Взрослым необходимо научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться её любить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование экологической культуры дошкольников

посредствам инновационных технологий».

Актуальность:  На сегодняшний день, бережное  отношения к природе напрямую связано с вопросом о будущем человечества. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом их общего развития и формирования личности.  Наша задача, научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых важных человеческих чувств. Здесь формируются экологические понятия, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать активные действия в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что нельзя. Взрослым необходимо научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться её любить.

Для достижения целей и задач экологического воспитания в дошкольных учреждениях используются различные формы и методы:

Игровые методы. Где дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать с природой и соблюдать экологические нормы. Например, экологические ролевые игры, сюжетные игры о животных.

 Наблюдения за природой. Прогулки на свежем воздухе, наблюдения за растениями, животными, погодными явлениями развивают у детей интерес к окружающему миру. Практическая деятельность. Участие детей в уходе за растениями, посадке цветов, уборке территории детского сада способствует формированию у них ответственности за состояние окружающей среды.

Чтение книг и обсуждение. Рассказы, сказки, стихи о природе помогают детям понять важность бережного отношения к ней.

Экологические проекты. Важно вовлекать детей в групповые проекты, направленные на изучение и сохранение природы.

Экологическая тропа детского сада – это одна из частей развивающего пространства, которая включена в образовательную деятельность и позволяет активизировать познание окружающего мира, объектов живой и неживой природы; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

С помощью экологической тропы решаются вопросы образовательной деятельности по экологическому воспитанию, используя разнообразие форм и методов работы с воспитанниками и их родителями: экологические сказки, экологические тренинги, инсценировки, театрализация, проведение экологических квестов, экологические игры, зеленый патруль.

Коллекционирование – это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру.  Коллекционировать можно все что угодно: запах, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки.

Фотокросс является инновационной технологией экологического образования, воспитания дошкольников, а также выполняет оздоровительные функции для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Ребята с большим удовольствием и азартом  выполняют соревновательные задания фотокросса. Сочетание прогулок по экотропе с увлекательным рассказом, с выполнением различных заданий, с ограниченным включением художественных произведений,  способствует формированию у дошкольников чувства прекрасного в природе.

Зона  экспериментирования – еще один  элемент экологической среды,  который создаётся для развития у детей познавательного интереса, к исследовательской деятельности и способствует  формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка, которая  предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

Лэпбук  -  это тематическая папка:  интерактивная или самодельная,  с кармашками,  дверками,  окошками,  вкладками и подвижными деталями, в которой представлена информация  в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме по определенной теме. Это помогает  закрепить и систематизировать изучение материала, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти и закрепить пройденные темы.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей дошкольного возраста, система работы в учреждении дошкольного образования должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.

 Семья в экологическом воспитании  играет ключевую роль в процессе формирования экологической культуры  ребенка. Родители являются первыми и главными примерами для детей. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в экологическом воспитании, поддерживали инициативы, которые реализуются в детских учреждениях, и воспитывали у детей экологические привычки в домашних условиях. К совместным действиям семьи и детского сада могут относиться: Совместные прогулки на природу, с обсуждением поведения в лесу, парке. Вовлечение детей в семейные экологические акции (сортировка мусора, участие в акциях по озеленению). Экономное использование воды, электричества, ресурсов в домашнем хозяйстве.

Таким образом  экологическое воспитание дошкольников  – это необходимый элемент современного образования, который направлен на формирование у детей осознанного и бережного отношения к природе. Использование разнообразных методов и форм работы, а также взаимодействие с семьей позволяют эффективно решать задачи экологического воспитания и способствовать развитию у детей основ экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации тематической недели «Экология в ДОУ»

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации тематической недели«Экология в ДОУ»...

Презентация из опыта работы: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством изодеятельности"

Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для познавательного, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в...

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования нам помогает мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание....