Формирование экологической культуры дошкольников посредствам инновационных технологий
консультация
Актуальность: На сегодняшний день, бережное отношения к природе напрямую связано с вопросом о будущем человечества. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом их общего развития и формирования личности. Наша задача, научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых важных человеческих чувств. Здесь формируются экологические понятия, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать активные действия в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что нельзя. Взрослым необходимо научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться её любить.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование экологической культуры дошкольников
посредствам инновационных технологий».
Актуальность: На сегодняшний день, бережное отношения к природе напрямую связано с вопросом о будущем человечества. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом их общего развития и формирования личности. Наша задача, научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых важных человеческих чувств. Здесь формируются экологические понятия, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать активные действия в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что нельзя. Взрослым необходимо научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться её любить.
Для достижения целей и задач экологического воспитания в дошкольных учреждениях используются различные формы и методы:
Игровые методы. Где дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать с природой и соблюдать экологические нормы. Например, экологические ролевые игры, сюжетные игры о животных.
Наблюдения за природой. Прогулки на свежем воздухе, наблюдения за растениями, животными, погодными явлениями развивают у детей интерес к окружающему миру. Практическая деятельность. Участие детей в уходе за растениями, посадке цветов, уборке территории детского сада способствует формированию у них ответственности за состояние окружающей среды.
Чтение книг и обсуждение. Рассказы, сказки, стихи о природе помогают детям понять важность бережного отношения к ней.
Экологические проекты. Важно вовлекать детей в групповые проекты, направленные на изучение и сохранение природы.
Экологическая тропа детского сада – это одна из частей развивающего пространства, которая включена в образовательную деятельность и позволяет активизировать познание окружающего мира, объектов живой и неживой природы; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
С помощью экологической тропы решаются вопросы образовательной деятельности по экологическому воспитанию, используя разнообразие форм и методов работы с воспитанниками и их родителями: экологические сказки, экологические тренинги, инсценировки, театрализация, проведение экологических квестов, экологические игры, зеленый патруль.
Коллекционирование – это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционировать можно все что угодно: запах, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки.
Фотокросс является инновационной технологией экологического образования, воспитания дошкольников, а также выполняет оздоровительные функции для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Ребята с большим удовольствием и азартом выполняют соревновательные задания фотокросса. Сочетание прогулок по экотропе с увлекательным рассказом, с выполнением различных заданий, с ограниченным включением художественных произведений, способствует формированию у дошкольников чувства прекрасного в природе.
Зона экспериментирования – еще один элемент экологической среды, который создаётся для развития у детей познавательного интереса, к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка, которая предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.
Лэпбук - это тематическая папка: интерактивная или самодельная, с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой представлена информация в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме по определенной теме. Это помогает закрепить и систематизировать изучение материала, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти и закрепить пройденные темы.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей дошкольного возраста, система работы в учреждении дошкольного образования должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.
Семья в экологическом воспитании играет ключевую роль в процессе формирования экологической культуры ребенка. Родители являются первыми и главными примерами для детей. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в экологическом воспитании, поддерживали инициативы, которые реализуются в детских учреждениях, и воспитывали у детей экологические привычки в домашних условиях. К совместным действиям семьи и детского сада могут относиться: Совместные прогулки на природу, с обсуждением поведения в лесу, парке. Вовлечение детей в семейные экологические акции (сортировка мусора, участие в акциях по озеленению). Экономное использование воды, электричества, ресурсов в домашнем хозяйстве.
Таким образом экологическое воспитание дошкольников – это необходимый элемент современного образования, который направлен на формирование у детей осознанного и бережного отношения к природе. Использование разнообразных методов и форм работы, а также взаимодействие с семьей позволяют эффективно решать задачи экологического воспитания и способствовать развитию у детей основ экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации тематической недели «Экология в ДОУ»
«Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации тематической недели«Экология в ДОУ»...

Презентация из опыта работы: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством изодеятельности"
Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для познавательного, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в...

Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры
План самообразования...

план самообразования "Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры"
План самообразования педагога Ерыгиной Оксаны Анатольевны...

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством ИЗО деятельности детей»
выступление на педсовете...

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»
Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Успешно решать задачи экологического воспитания и образования нам помогает мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание....
