Концепция формирования коммуникативных умений дошкольников посредством интерактивных технологий
методическая разработка

Гурина Наталия Владимировна

Жизнедеятельность людей протекает в коммуникативной деятельности. В процессе коммуникации происходит усвоение общечеловеческого опыта, ценностей, норм, знаний и способов деятельности и, как следствие, человек формируется как личность. Таким образом общение становится важнейшим фактором развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetent_tehnologii.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция формирования коммуникативных умений дошкольников посредством интерактивных технологий

Жизнедеятельность людей протекает в коммуникативной деятельности. В процессе коммуникации происходит усвоение общечеловеческого опыта, ценностей, норм, знаний и способов деятельности и, как следствие, человек формируется как личность. Таким образом общение становится важнейшим фактором развития личности.

Следует отметить, что способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Значимую роль в накоплении этого опыта играет система образования, в частности дошкольного, где ребенок контактирует, общается и осуществляет совместную деятельность со взрослыми и с другими детьми.

Умению общаться необходимо учить и в этом плане наиболее эффективны интерактивные методы, формы и приемы работы с детьми.

 Таким образом, формирование коммуникативных умений дошкольника посредством интерактивных игр, упражнений, заданий и других форм работы является актуальной проблемой педагогической теории и практики, решение которой имеет важное значение для каждого человека и общества в целом.

Прежде чем говорить о формировании коммуникативных умений дошкольников посредством интерактивных технологий, необходимо проанализировать понятия «коммуникативные умения», «коммуникация», «общение», «коммуникативность», «интерактивность», интерактивное обучение» и прочее).

В словаре русского языка С. И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь как средство коммуникации (прил. коммуникабельный). Согласно М. И. Лисиной, общение рассматривается, как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентами.

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность. Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации.

Традиционно коммуникативные умения это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г. М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений:

1) межличностной коммуникации;

 2) межличностного взаимодействия;

3) межличностного восприятия.

Первый вид умений включает в себя использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его.

Овладение данным комплексом коммуникативных умений способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Нам также близка позиция А. В. Мудрик, который выделяет составляющие коммуникативных умений, такие как:

 - ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); - разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты);

- сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение);

- анализировать достигнутое.

Опираясь на классификацию Б. Ф. Ломова, можно выделить в структуре коммуникативных умений 3 компонента:

 - информационно-коммуникативный,

 - интерактивный,

- перцептивный.

Разделяя параметрические представления этих авторов, обозначим структурные параметры данных компонентов и эмпирические показатели, присущие детям дошкольного возраста.

Информационо-коммуникативные умения. Параметрами данного вида умений являются: умение принимать информацию и умение передавать информацию. При этом среди основных показателей, присущих дошкольникам выделяют:

 - внимание к сообщениям воспитателя и сверстника;

 - стабильность процесса принятия информации;

 - умение выразить мысль, намерение, просьбу;

 - полноту сообщения.

Среди параметров 2-й группы умений интерактивных перечисляют:

умение взаимодействовать с партнером в ходе деятельности и готовность к взаимодействию.

Эмпирические показатели интерактивных умений:

 - совместное планирование предстоящей деятельности;

 - ориентация на партнера (партнерство);

- отсутствие конфликтных ситуаций;

 - умение ориентироваться в ситуации общения;

 - социовалентность;

- удовлетворенность в общении.

Перцептивная группа коммуникативных умений включает: восприятие Другого (не-я);

 восприятие межличностных отношений.

Конкретизация для детей данной возрастной группы предполагает:

- понимание отношения Другого к себе;

- понимание эмоционального состояния Другого;

 - представления о сущности общения; значимость для ребенка данных отношений;

- способность к выделению личностных характеристик партнера.

Одной из принципиальных целей детского сада при организации взаимодействия дошкольников со взрослыми и детьми является создание таких организационно-педагогических условий, при которых дети приобретают умения, соответствующие высокому уровню общения. Учитывая вышеизложенное, перед педагогами стоят следующие задачи по формированию у детей способности к общению:

1. Развивать желание детей вступать в контакт с окружающими.

2. Способствовать становлению и развитию у детей умения организовать общение, которое включает в себя умение слушать и слышать собеседника, эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, решать конфликтные ситуации, использовать мимику, жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей и др.

 3. Формировать у дошкольников знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. В целом, наличие у дошкольников совокупности представлений, знаний, языковых средств необходимых для осуществления процесса общения должно найти реализацию на поведенческом уровне.

 А именно предусматривается владение детьми коммуникативными умениями

- умениями находить контакт в среде сверстников, взрослых и разновозрастных коллективах;

 - способами установления позитивных взаимоотношений между людьми, например, выбирать оптимальный стиль речи и тона, демонстрировать заинтересованное отношение, оказывать поддержку и т.д.;

 - навыками конструктивного разрешения конфликтов;

 - средствами вербальной и невербальной коммуникации (свободное выражение своих намерений, пояснение смысла действий с помощью языковых и невербальных средств в соответствии с принятыми речевыми канонами фонетики, семантики, грамматики и общечеловеческими способами выразительности речи);

 - моделями гибкого поведения в разнообразной социальной среде;

 - способностями выбирать адекватную форму поведения в зависимости от ситуации;

 - умениями включаться в совместную деятельность, управлять своим поведением и способами общения.

Для того чтобы воспитанник выступал субъектом учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование у него коммуникативных умений, необходимо использование таких форм педагогического взаимодействия, как творческо-поисковая деятельность дошкольников, дискуссии, беседы, коллективные дела, операционные (дидактические), ролевые и другие игры, устные формы рефлексии, тренинги, работа в малых группах.

В процессе участия в данных видах работы дошкольник приобретает опыт решения проблем, связанных с особенностями межличностного взаимодействия и направленных на формирование коммуникативных умений. Иными словами предпочтение в процессе формирования коммуникативных умений детей отдано интерактивным групповым формам, методам и приемам (технологиям), которые условно можно объединить в три основные блока: дискуссионные методы; игровые методы; сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства).

В целом, интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).  

Следовательно, интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, служащей областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Помимо этого во внеучебной деятельности целесообразно организовывать мероприятия (праздники, развлечения, театрализованная, трудовая, общественно-полезная деятельность), объединяющие детей друг с другом, сверстниками, старшими детьми, взрослыми, в ходе которых усвоенные знания и выработанные умения приобретают характер привычных способов поведения.

Таким образом, образовательный процесс предусматривает организацию условий взаимодействия «педагог ребенок среда (социум)», в которых взрослые и дети выступают как объектами, так и субъектами образовательной деятельности и общения, формирующих коммуникативные умения личности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. От того, как организован процесс в...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

Формирование коммуникативных умений дошкольников в рамках изучения английского языка посредством упражнений на развитие моторики

Доказано, что работа детей пальчиками способствует развитию речи. Поэтому, если вы хотите быстрее услышать лепет вашего ребенка на английском языке, то уже с самого раннего возраста развивайте у ребён...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Совершенствование коммуникативных умений дошкольников посредством театрализованной деятельности ...

Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений дошкольников

В ходе правильно организованной педагогической технологии у детей дошкольного возраста формируются и развиваются коммуникативные умения, в частности, дети, усваивают правила этикета, осваивают средств...

Формирование коммуникативных умений дошкольников в сюжетно ролевых играх.

ull;Сюжетно-ролевая игра вполне может являться эффективным средством формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста благодаря следующим своим характеристикам. Сюжетно-роле...

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...