Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в ДОУ. Тема: " Что я знаю о своем ребенке"
материал (старшая группа)

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания  в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в ДОУ

 «Что я знаю о своём ребёнке?»

Воспитатели: Толкачева Е.В, Графина Т.В.

    Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое способствует педагогическому просвещению семьи и концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия ДОО и семьи. На родительских собраниях должны использоваться такие методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на добрый, открытый и деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Тема: «Что я знаю о своём ребёнке

Форма проведения: встреча в кафе.

Участники: родители, воспитатели.

Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.

Предварительная работа:

- разработка сценария;

-презентация «Стили воспитания»

Оформление: Зал оформлен в стиле кафе (на столах - чай, сладости, звучит спокойная классическая музыка.

Оборудование: ручки, листы бумаги.

Ведущая: Добрый вечер, уважаемые родители.

 Знаете ли вы своего ребенка? Конечно. Ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся  своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто-нибудь знать своего ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?»

Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?»   Давайте, уважаемые родители, об этом и поговорим

Тема нашей сегодняшней встречи «Что я знаю о своём ребёнке?» и пройдёт она в кафе. Предлагаю ознакомиться с Меню:

 Первое блюдо: «Острая тема» (мини-лекция логопеда);

Гарнир: «Блиц-опрос» («Знаете ли вы своего ребёнка»);

 3.Салат: «Конфликт» (решение педагогических ситуаций); 

4.Напиток: «Тест» («Какой вы родитель?»);

5.Десерт: « Мастер класс» (оригами).

1. «Острая тема» (мини-лекция логопеда);

2. Гарнир: «Блиц-опрос» («Знаете ли вы своего ребёнка и что вы знаете о детском саде).

  Ведущая: Ваш ребёнок посещает группу и каждый из вас причастен к её жизнисада . И вы наверняка знаете всех детей группы и сотрудников которые работают с детьми. Я буду задавать вопросы, а вы быстро на них отвечаете.

  1. Адрес детского сада.
  2. Как называется наша группа?
  3. Сколько в группе человек?Кого больше девочек или мальчиков?
  4. Как зовут музыкального руководителя?
  5. Как зовут Младшего воспитателя?
  6. Как зовут заведующую детским садом

                          Анкета

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть «Автопортрет». Мы с ребятами заранее нарисовали автопортреты. Ваша задача – угадать портрет своего ребенка. Родители находят своего ребенка и забирают портреты домой.

« Узнай портрет ребёнка»

  1. Салат: «Конфликт» (решение педагогических ситуаций).

В: Конфликт является частью повседневной жизни. Важно уметь позитивно себя вести и конструктивно его решать. Как справляются с конфликтами ваши семьи, мы сейчас увидим (разбор конфликтных ситуаций).

Мама спрашивает у сына (4 года): «Почему у тебя одежда мокрая?». 

Дима отвечает: «Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался».

Мама, не слушая сына: «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».

Дима: «Я ещё дома попробую такую птичку сделать».

Мама: «Пойдёшь в мокром».

Дима замолчал и стал неохотно одеваться. Почему не состоялся диалог мамы и ребёнка? Что можно посоветовать маме в такой момент?

  1. Лена (4 года): «Бабушка, я тебе помогу помыть посуду, можно?» 

Бабушка, увидев это: «Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Леночка, ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.

Как вы оцениваете высказывание бабушки? Что можно предложить бабушке?

  1. Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «ещё минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело.

Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.

  • До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.

?? Вопросы для родителей: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки? (Родители комментируют).

       Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания зависит психическое и общее развитие ребёнка. В психологии опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, которая включает в себя следующие стили:

• Авторитарный стиль

• Демократический стиль

• Попустительский стиль

• Хаотический стиль

• Опекающий стиль

Остановимся подробнее на каждом из них.

       Авторитарный стиль: все решения принимают родители, считающие, что ребёнок должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическим наказанием. Последствия такого стиля воспитания, проявляются не сразу, а лишь к подростковому возрасту ребёнка. Авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные в себе дети, приучаются во всём слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. При таком воспитании у детей формируется механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребёнка может стать потенциально антиобщественным или аморальным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведёт к постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

        Демократический стиль: родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастом. Ребёнок включён в обсуждение семейных проблем, участвует в принятии решений, выслушивает и обсуждает мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются им помочь, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твёрдость, заботятся о справедливости и последовательности дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

     

  Попустительский стиль (либеральный): ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Неспособность семьи контролировать поведение ребёнка может привести с возрастом к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

       Хаотический стиль: это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания формируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии чётких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребёнка ощущения стабильности и провоцирует повышение тревожности, неуверенности, импульсивности, а в сложных ситуациях даже агрессивности и неуправляемости. А так же может развивать социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

       Опекающий стиль(гиперопека): стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним что-то произойдёт. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны к чрезмерному преувеличению собственной значимости, с другой стороны к формированию у ребёнка тревожности, беспомощности, запоздалой социальной зрелости.

 «Сценка»

       Для закрепления полученных Вами знаний, мне бы хотелось поиграть с вами в игру. Для этого, я предлагаю Вам разделиться на 5 команд. Каждой команде нужно будет показать сценку, наглядно изображающую тот или иной стиль семейного воспитания. А задача остальных команд угадать какой это стиль. Предлагаемая ситуация: Ваш ребенок подрался в детском саду.

 Напиток: «Тест» («Какой вы родитель?»);

Ведущая: Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? – 2б.

2. Посоветуй мне, пожалуйста. – 0б.

3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а) – 1б.

4. И в кого ты только уродился? – 2б.

5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1б.

6. Ну на кого ты похож, а? – 2б.

7. Я в твоё время… - 2б.

8. Ты моя опора и помощник (ца) – 1б.

9. Ну что за друзья у тебя! – 2б.

10. О чём ты только думаешь! – 2б.

11. Какая ты у меня умница! – 1б.

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)– 1б.

13. У всех дети как дети, а ты? – 2б.

14. Какой ты у меня сообразительный (ая) – 1б.

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ.

7 – 8 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.

11 – 12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребёнку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребёнка в большей степени зависит от случая, чем от вас.

13 – 14 баллов. Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.

Десерт «Мастер- класс» (оригами)

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам приготовить детям небольшие подарки. Мастер-класс- оригами «Кораблик», (родители выполняют работы).

Воспитатель: Готовясь к сегодняшнему собранию, мы задали детям

вопрос

«Вас дома родители воспитывают?» и их ответы записали на видео, предлагаем вам посмотреть видеоролик.(родители просматривают видеозапись с интервью детей).

Воспитатель: А в конце нашего собрания хотелось бы рассказать вам притчу:

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. Судьба вашего ребенка в ваших руках!

Чаепитие. Обсуждение с родителями насколько тема и содержание родительского собрания отвечает требованиям семьи; определяется тема следующего собрания, сроки его проведения и планируется участие в его подготовке.

Воспитатель раздаёт родителям памятки- рекомендации

Памятка (рекомендации родителям)

  1. Безусловно, принимайте своего ребёнка таким, какой он есть.
  2. Активно слушайте его переживания, мнения.
  3. Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте.
  4. Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
  5. Помогайте, когда просит.
  6. Поддерживайте и отмечайте его успехи.
  7. Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
  8. Разрешайте конфликты мирно.
  9. Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
  10. Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырёх раз в день.

Нежелательно употребление таких выражений, как:

  • Я тысячу раз говорил тебе, что … .
  • Сколько раз надо повторять … .
  • О чём ты только думаешь …
  • Неужели тебе трудно запомнить, что …
  • Ты становишься …
  • Ты такой же, как …
  • Отстань, некогда мне …
  • Почему Лена (Настя, Ваня и т. д.) такая, а ты нет …

Желательно употребление следующих выражений:

  • Ты у меня самый умный (красивый и т. д.)
  • Как хорошо, что у меня есть ты.
  • Ты у меня молодец.
  • Я тебя очень люблю.
  • Как ты хорошо это сделал, научи меня.
  • Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
  • Если бы не ты, я бы ни когда с этим не справилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в старшей группе «Что я знаю о своём ребёнке?»

Основной формой работы с родителями является родительское собрание,которое способствует педагогическому просвещению семьи и концентрируетв себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия Д...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в ДОУ «Что я знаю о своём ребёнке?»

Тема: «Что я знаю о своём ребёнке?»Форма проведения: встреча в кафе.Участники: родители, воспитатели.Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участни...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания Тема: «Что я знаю о своём ребёнке?»

Форма проведения: «За круглым столом» Участники: родители, воспитатели.Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участников образовательного...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в ДОУ. Тема: "Турнир Эрудитов"

Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме деловой игры....