Мини-проект "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа)

Яковлева Нина Валерьевна

Мини-проект "Моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мини-проект "Моя малая Родина"27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Бурятия.

МБДОУ Могойтинский детский сад «Солнышко».

Мини-проект

«Моя малая Родина»

Составила воспитатель:

Яковлева Н.В

2018г.

Тот уголок земли, где ты увидел мир, где сделал первый шаг, всегда должен быть для тебя самым лучшим на свете.                         (Э. Межелайтис)

Введение

Данный мини- проект является первой ступеней по приобщению детей к народным истокам.  Взрослые должны научить ребенка видеть достопримечательности, замечать окружающую красоту, отмечать неповторимые особенности родной улицы и своего села. Эта работа осуществляется каждый день воспитателями, а родители закрепляют все это, выражая свое отношение к увиденному, услышанному и изученному детьми. В ребенке будут формироваться гражданские чувства.

Актуальность

Как объяснить ребенку дошкольного  возраста, что такое любовь к Родине? Это сложный вопрос, но  всё сложное начинается с простого, как  это детское стихотворение:

«Я узнал, что у меня  есть огромная семья:

И тропинка и лесок, в поле каждый колосок,

Речки небо голубое-это всё моё родное!».

Семья, родной дом, родная страна- вот первые понятия у ребенка, которые мы закладываем  в понятие «любить Родину». Знакомство с местом, где родились, с добрым отношением к близким и родным людям воспитывает у детей первоначальные патриотические чувства.

Цель проекта

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к малой родине, желание сохранить традиции и обычаи края.

Задачи:

способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;

вызвать интерес к познанию истории родного села «Могойто»;

пробудить уважение к сельским труженикам, интерес к их труду;

приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села.

Вид проекта: творческо- исследовательский

Продолжительность: краткосрочный (сентябрь)

Участники проекта:

Материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).

Предполагает: активное взаимодействие педагогов детского сада и родителей воспитанников.

План реализации проекта

Первый этап – подготовительный:

  • изучение методической литературы;
  • составление перспективного плана;
  • создание развивающей среды;
  • подбор игр и оборудования;
  • создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности

Второй этап – реализация проекта:

  • тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем;
  • разработка конспектов НОД.

Третий этап – презентация проекта:

  • оформление альбомов;
  • проведение НОД
  • путешествие по фотографиям, оформление фотовыставок;
  • знакомство с достопримечательностями села.
  • экскурсии;
  • рисование на тему: «Моя улица»;
  • выставка детских работ;
  • конструирование с крупным строительным материалом «Улица нашего села»;
  • рассматривание картин, книг и открыток о родном селе, республике.
  • знакомство с историей возникновения села, знакомство с легендой нашего села.
  • Заключительное мероприятие- участие в празднике, посвященном Дню пожилого человека.

Образовательные области:

Образовательные области

Тема

Задачи

Продуктивная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

НОД. «Мое имя».

 

Сюжетно- ролевая игра «Дом»

Творческая игра «Гости в доме»

Дидактические игры:

«Мой адрес»

«Я потерялся»

Снизить уровень тревожности и агрессивности. Закрепить знания детей о понятиях имя и отчество. Формировать умение чувствовать радость от своего имени, знать свои ласкательные имена, понимать, что они указывают на половую принадлежность, индивидуальность, чувствовать гордость за это.

Формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Закреплять у детей понятие о необходимости знать свой адрес, ФИО родителей.

Фотоальбом «Мои друзья в детском саду».

Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр

Картотека «Мой дом, мой адрес»

Познавательное развитие

НОД «Моя семья. Семейные традиции».

Беседы: «Знакомство с легендой о селе Могойто».

«Природа родного края»

Экскурсии:

«Парк отдыха.

Памятник воинам ВОВ»

«Река Баргузин»

«Пожарная часть»

«Пекарня»

Дидактические игры:

«Угадай, где и кем я работаю?»

«Что предмет расскажет о себе»

Презентация «Достопримечательности села Могойто»

Презентация «Достойные люди нашего села».

Формировать представление о составе семьи.

Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных.

Формировать представление о семейных традициях, родственных отношениях.

Воспитывать любовь и уважение к членам  своей семьи.

Вызвать интерес у детей об истории возникновения своего села, его названия. Дать понятие «малая родина». Воспитывать гордость за свое село.

Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе, растительном и животном мире.

Формировать  у дошкольников основы экологического сознания и экологической культуры. Воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей Родины.

Формировать  у дошкольников основы экологического сознания и экологической культуры, основ безопасного поведения у реки. Учить видеть красоту родного края.

Знакомить детей с трудом взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

Расширять представления детей о профессиях взрослых, предметах

Закрепить знания детей о достопримечательностях села Могойто. Учить узнавать и называть их на слайдах, составлять краткие рассказы.

Рассказать о жителях, которые прославили наше село. Воспитывать уважение к ним.

 Рисование «Генеалогическое древо своей семьи».

Совместная фотовыставка детей и родителей «Могойто- моя малая родина»

Оформление альбома «Природа Бурятии»

Изготовление макета для игры «Баргузин и его притоки»

Речевое развитие

Составление рассказа:

«Моя улица»

 «Село мое родное»

Заучивание стихотворения В.С. Анищенко «Могойто»

Беседа «Традиции нашего села»

Чтение художественной литературы:

Агния Барто

«Дома»,

«Его семья»,

«В пустой квартире»,

«Младший брат».

Татьяна Агибалова

«В семейном кругу»,

«Что может быть семьи дороже?»

Сергей Михалков

«Недотепа»

Ненецкая сказка

«Айога»

Знакомство с пословицами и поговорками о семье и Родине.

Учить  владеть  речью как средством общения и культуры; обогащать активный словарь;

 развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

развивать речевое  творчество;

 развитие звуковую  и интонационную культуры речи, фонематический  слух.

Развивать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом;

Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

Воспитывать любовь и уважение к семье.

Формировать  у детей познавательно-  речевого интереса, связной речи средствами малых форм фольклора 

Изготовление  альбома «Народная мудрость»

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание «Гимн  Могойто», «Гимн Бурятии»

Рисование «Моя улица»

Разучивание русских и бурятских народных песен, танцев, игр.

Театрализованная постановка «Легенда о Могойто»

Развивать интерес к родному селу, традициям.

Учить детей выделять признаки жилых домов и передавать это в рисунке. Развивать чувство композиции (расположение на листе).  Развивать интерес к изучению родного края.

Пробуждать интерес к народному фольклору.

Развивать у детей творческие способности, умение в танце и стихах передавать характер произведения.

Конкурс рисунков «Самая красивая улица».

Выступление в Могойтинском ДК на празднике, посвященному Дню пожилого человека.

Физическое развитие

Подвижные игры и упражнения по выбору воспитателя

Формировать  жизненно необходимые двигательные  умения и навыки  и потребность  в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Предполагаемые результаты:

Дети:

Знают и называют, где они проживают (село, район, республика).

Знают основные достопримечательности своего села и некоторые предприятия.

Знают свой домашний адрес, ФИО родителей.

Знают место работы родителей, значимость их труда и испытывают гордость и уважение к их труду взрослых.

Проявляют уважение к ветеранам, пожилым людям.

Взаимодействие с родителями:

Повышение интереса к работе ДОУ.

Активное участие различных мероприятиях (конкурсы, фотовыставки, изготовлении тематических альбомов и  атрибутов для  предметно- развивающей среды).

Помощь в проведении экскурсий.

Участие в праздниках и развлечениях.

Взаимодействие с социумом:

Могойтинская сельская библиотека

МоСОШ имени В.С.  Анищенко

Могойтиский Сельский Дома Культуры

Могойтинская пожарная часть

Пекарня.

Список литературы:

1.Н.В.Микляева , Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
3.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
4.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
5.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»

6. Абзаев Ж.М., Воронина Н.Н., Гаськова Т. В. «Село, в котором мы живем- Могойто». 2010 год.
7. Интернет ресурсы.

Приложение №1

Анкетирование детей «Я и моя семья».

Вопросы

Ответы

1

Какая связь существует между понятиями:«Семья» - «Род» - «Отечество»?

2

Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему?

3

Что такое генеалогия? Пробовал ли ты составить свое родословие?

4

Сколько поколений родственников тебе известно? С кем из них ты тесно общаешься?

5

Кем были твои предки? Чем они занимались?

6

Расскажи о самом известном тебе родственнике.

7

Существует ли в вашей семье семейное предание (легенда, памятное воспоминание)? Расскажи о нем.

8

Есть ли у Вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии?    Какие? В чем их ценность для тебя?

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей «Приоритетные ценности семьи»

Вопрос

Ответы

1.    Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи?  Подчеркните. Ответов может быть несколько.

Семья
Нравственность

Родина
Здоровье
Образование
Дружба
Творчество
Карьера
Другое 
(допишите)……………………………………………………………

2.    Как Вам кажется, на что должен  сделать акцент детский сад??

на обучение
на воспитание
на сочетание обучения и воспитания

3.    Как Вы считаете, что должен давать ребенку ДОУ, а что – семья и родители?
ДОУ должно:

обучать
воспитывать
обучать и воспитывать
другое (допишите)……………………………………………………… 

 

4. Семья должна:

обучать
воспитывать
обучать и воспитывать
другое (допишите)……………………………………………………… 

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 1.

Легенда о Могойто из источников СМИ.

О названии нашего села существует легенда, которую знает каждый житель Могойто, об этом еще писал в статье "Край, в котором мы живем" в 1997 году Анищенко В. С.

Давно это было. Еще до революции. В самом начале многострадального  века. В том месте, где сегодня  расположено село Могойто, на невысоком холме стояла богатая юрта нойона Ракши Цыбикмитова, а все земли вокруг ему принадлежали. На прибрежных разнотравьях вольготно паслись его многочисленные коровы и овцы, в знойный летний полдень выходящие на песчаные отмели реки Баргузин испить прохладной водицы и немного отдохнуть. А на обширных степях Больших Куйтунов, заросших буйными травами, его верные пастухи стерегли гордость хозяина – великолепных лошадей, которых было у Цыбикмитова, говорят, более тысячи.

На удобном месте стояло жилище богача – кругом отменные пастбища, недалеко лес, а река и озеро совсем рядом. Одно только мешало -  змей здесь в ту пору водилось слишком много. Вот и прозвали местные жители эту излучину реки «могойто», что в переводе на русский язык означает «змеиное место». Друзья советовали Ракши  откочевывать чуть в сторону, но он не хотел даже об этом слушать, так как был от природы человеком упрямым, да к тому же еще один знакомый лама сказал ему, что от напасти этой можно избавиться при помощи лошадей, так как змеи их не любят и совершенно не терпят запаха лошадиного пота и посоветовал пригонять табуны на водопой обязательно сюда и держать здесь подольше, чтобы те змей еще топтали. Прислушался богач к совету ламы, и через некоторое время змеи действительно  куда-то ушли.

Змей не стало, а слово «могойто» до сих пор живет. Когда после революции поселились здесь бедные буряты-скотоводы Урбазаевы, Цыбиковы, Ринчиновы и другие, имя своему улусу они долго не выбирали. Вот с тех пор на всех малых, а потом и на картах побольше и поважнее появилось Могойто.

Источник: статья в газете «Огни Курумкана», 26 сентября 1997года, № 69, «Край, в котором ты живешь. Могойто».

Приложение 2. 

Театрализованная постановка.

 «Легенда о Могойто». Автор: Яковлева Н.В.

Я хочу рассказать вам легенду о том,

Как Могойто моё появилось.

Чтобы предки  гордились своим селом,

Чтобы сердце любовью светилось.

Распростер свои степи Большой  Куйтун

Там богатая юрта найона стояла,

А вокруг табунов коней не счесть

В тех степях вольготно паслось немало.

Но пришла в те края вдруг злая напасть,

Много змей в том краю появилось.

И, решив показать пред людьми свою власть,

На людей царство змей ополчилось.

- Вот Могойто - «змеиное место», - шепчась,

Поговаривать стали люди.

- Не осилить нам страшную эту напасть,

Уходить отсюда мы будем!

Но нойон Ракша Цыбикмитов призвал

Лам с дацанов помочь в несчастье,

И от них он мудрый совет узнал,

Как спастись от змеиной власти.

-Ты,  к реке лошадей почаще  води,

Запах пота их змеи не любят.

Скакунами своими, ты, змей топчи

И змеиное войско отступит.

Табуны понеслись к излуке реки.

Змей топча под копытами грозно.

Поползли змеи в страхе наперегонки

Уходя от  врага грациозно.

И, покинув, просторы долины моей,

Ушли змеи высоко в горы

И с тех пор змей не стало в наших краях,

А названье  - Могойто осталось.

И пасутся кони на берегах,

Благодать на Могойто спускалась!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...