Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ: теория и практика.
статья (старшая группа)

Селезнева Алиса Сергеевна

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа дошкольного педагога, ребенка и его родителей, в процессе которой дети формируют познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, обучаются искать информацию и применять эти знания в самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dou._pt.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Селезнева Алиса Сергеевна

воспитатель

ГБДОУ ДС №8 комбинированного вида

Центрального района Санкт-Петербурга

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика.

На сегодняшний день одним из более ярких, развивающих, увлекательных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста считается проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность  и продуктивность.

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа дошкольного педагога, ребенка и его родителей, в процессе которой дети формируют познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, обучаются искать информацию и применять эти знания в самостоятельной деятельности.

Задача педагога в проектной деятельности – активизировать созидательную активность детей и способствовать самостоятельности в подборе способа действия в различных ситуациях.

Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должен быть активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.

Знания, полученные ребенком в процессе выполнения проекта, становятся достоянием их индивидуального опыта. Эти знания получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребенком в процессе деятельности, причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности, а не навязаны педагогом. Они нужны ребятам и поэтому интересны им, отсюда возникает внутренняя мотивация детей к учебе.

В дошкольном образовательном процессе проект выступает как метод, способствующий предварительно распланированной и поэтапно осуществляемой практической деятельности с реализацией поставленных целей, помогающий ребенку в освоении окружающей среды и организованной педагогами.

В настоящее время для дошкольной образовательной организации проектная деятельность характеризуется как инновационная деятельность, имеющая неограниченные возможности, оказывающие развивающее влияние на ребенка, так как активизирует его познавательную деятельность на этапе дошкольного детства. Тема применения проектной деятельности в воспитательном процессе дошкольного образовании становится актуальной, потому что проектная деятельность в значительной степени повышает самостоятельную. Различие проектной деятельности или метода проектов от иных методов проведения образовательного организации состоит в следующем:

  • практичность использования воспитанниками полученных знаний

и умений;

  • промежуточность постановки задач, возможность их варьирования,

усиливающая независимость и творчество дошкольников;

  • интерес к деятельности, обеспечивающий открытый результат,

личная направленность на него;

Проектная деятельность содержит:

  • задачу для детей, оформленную в виде проблемы;
  • целенаправленную детскую деятельность;
  • набор форм взаимного действия детей с воспитателем и между собою;
  • обнаруженный детьми способ решения проблемы проекта в качестве результата деятельности.

Проекты помогают развивать у дошкольников:

  • творческие способности;
  • умение наблюдать, слушать;
  • навыки обобщения и анализа;
  • мышление;
  • видение проблемы с разных сторон;
  • воображение, внимание, память, речь;
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
  • способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее.

Таким образом, можно сказать, что метод проектов актуален и весьма эффективен в течение всей жизни современного человека. Основной целью проектного метода в ДОУ является первоначальное развитие свободной творческой личности ребёнка, владение первоначальными основами исследовательской деятельности ребенка.

В чем особенности проектной деятельности в дошкольном учреждении?

Метод проектов как форма организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение единой задачи, разрешение определенной проблемы.

Ключевое место в организации проектной деятельности занимает образовательная среда. Качество образовательной среды позволяет поддерживать творческую активность детей и взрослых. В такой образовательной среде весьма высока вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности, будет способствовать стабилизации уже перестраивающейся системы моделей или укрепит сознание собственной компетентности – словом, в зависимости от этапа развития и степени зрелости личности будет совершенствовать ее образование в том или ином отношении.

Содержание и принципы организации проектной деятельности в старшей группе во многом определяются возрастными особенностями детей шестого года жизни, их интересами и приоритетными направлениями развития, программными задачами обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными традиционно являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, позволяющие реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе, получать ощутимый результат. Особый интерес представляют проекты, в которых старшие дети выступают в качестве наставников малышей.

В старшей группе ДОУ могут быть представлены все виды проектов:

  • ž творческие,
  • ž игровые,
  • ž приключенческие,
  • ž практико-ориентированные,
  • ž исследовательские.

Основными задачами реализации исследовательских проектов являются:

  • расширение представлений детей об окружающем мире;
  • формирование интереса и симпатии к объектам природы, природным явлениям;
  • поддержание и удовлетворение детской любознательности;
  • формирование умения находить удивительное в привычном
  • ознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;
  • расширение представлений детей о себе, формирование элементарных навыков самонаблюдения, интереса к саморазвитию, стремления и умения заботиться о своем здоровье, потребности и умения налаживать контакт с окружающими людьми.

При организации творческих, игровых и приключенческих проектов решаются задачи формирования у дошкольников потребности и способности интересно и с пользой проводить досуг; культуры и опыта организации свободного времени; расширения арсенала различных досуговых видов деятельности, которые старшие дошкольники могут организовать самостоятельно.

Важность практико-ориентированных проектов определяется влиянием трудовой деятельности на морально-нравственное развитие ребенка, его личностное становление, формирование у детей практических навыков.

Каковы этапы проектной деятельности в ДОУ?

Система работы с детьми по проектной деятельности выстроена в 5 этапов:

1. Начальный этап, на котором определяется тема проекта, цель; выявляется ее актуальность; определяется продолжительность проекта.

2. Этап планирования. На данном этапе воспитатели совместно с детьми составляют план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями

  • к кому обратимся за помощью;
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • что мы можем получить в результате поиска.

3. Этап сбора информации. Целью данного этапа является: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире методом проектной деятельности. Для достижения поставленной цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта:

  • размещение материала на информационном поле;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • экскурсии;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • развивающие игры и упражнения;
  • опыты, экспериментирование и т. п.

4. Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на котором используются следующие способы обобщения:

  • оформление альбомов;
  • создание книг по теме;
  • создание макетов;
  • организация выставки работ;
  • проведение развлечений;
  • презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.

5. Рефлексивный этап:  это заключительный этап проекта, на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы, выявляем полноту раскрытия темы, определяем тему следующего проекта.

Как работать с родителями дошкольников во время проекта?

Повысить компетентность родителей воспитанников в данном вопросе, можно посредством следующих форм сотрудничества с родителями:

  • Познавательного семинара-практикума на тему «Организация проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста», на котором родители познакомятся с методом проектной деятельности, осознают значимость данного метода в развитии познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
  • Круглого стола на тему «Роль родителей в проектной деятельности детей», где родители самостоятельно подбирают информацию, предлагают разнообразные темы проектов, основываясь на интересах и потребностях своих детей.
  • Мастер-классов, на которых родители делятся собственными опытами, высказывют свои предположения, предлагают пути реализации будущих проектов.

На информационном стенде для родителей размещается информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при проведении исследования по определенному проекту.

Родители оказывают детям родительскую поддержку при сборе информации, проводят необходимые опыты, эксперименты, наблюдения по темам проектов, результаты которых оформляют совместно с детьми в удобной для них форме: презентации, книги, альбомы, сообщения, модели и т.д.

Метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.

Литература

  1. Белкина, В. Н. Особенности проектной деятельности в дошкольной

образовательной организации [Текст] / В.Н. Белкина, Т.Н. Захарова – Ярославль: Ярославский педагогический вестник – 2011 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки) - С. 131-135.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А. Н. «Организация проектной деятельности в детском саду», М - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 – 10 с.
  2. Захарова М. А. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети». М – Школьная пресса, 2010 – 34с.
  3. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] / Л.С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2013 – 93 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологий культурных практик по теме "Есть такая профессия - Родину защищать".

С помощью данной образовательной деятельности дети смогут актуализировать свои знания о военных профессиях через восприятие художественной литературы....

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».

laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика»

метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования. Важными результатами проектной деятельности становятся познание ...

Статья на тему: Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исслед...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика

В современном дошкольном образовании, на сегодняшний день,  основная задача - воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся д...