Песочная терапия как один из видов инновационных технологий в дошкольной организации
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Савельева Надежда Михайловна

В статье представлен анализ научных подходов к играм с песком, раскрывается влияние таких игр на развитие детей дошкольного возраста, описываются  отдельные варианты игр с песком. Также отмечено, что современной актуальной задачей становится использование информационно-коммуникативных технологий (интерактивная песочница), адаптированных для учебно-воспитательного процесса дошкольной образовательной организации. Интерактивная песочница расширяет границы и возможности классического метода, её использование – отличный инструмент для решения большого количества проблем и задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Савельева Надежда Михайловна

педагог-психолог МДОУ «Детский сад» №1

«Родничок» п. Новоорск

Песочная терапия как один из видов инновационных технологий в дошкольной организации

К. Д. Ушинский писал:

 «Самая лучшая игрушка

                                                                                                        для детей – кучка песка!»

 Первые контакты детей друг с другом

 происходят в песочнице: на песке строится дом,

 высаживается дерево, создается семья.

         В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному и  познавательному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Мой опыт не только описывает современное состояние песочной терапии, но и ставит вопрос: а что же такое песочная терапия сегодня, это самостоятельное направление, метод или среда?

Под влиянием интернет, телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие.

Негативные способы поведения дети переносят в игру.  А ведь вся жизнь — игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты- для ребенка. Игра — самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения, укрепить семейные традиции.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого.

С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению взаимопомощи. Дети учатся исследовать, познавать мир, выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная игротерапия — прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания  психического здоровья, развития познавательных процессов. Влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Ребенок — экспериментатор и изобретатель. Моя задача, как педагога-психолога— предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя, когда ему потребуется), ведь, как любому Волшебнику, ребенку нужна независимость. Окунаясь в песочные фантазии, малыш представляет себя в роли путешественника, исследователя,  художника, волшебника, космонавта, в роли мамы, папы

Предлагаю рассмотреть основные принципы игр на песке:

 - Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

 - (Оживление) абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

 - Реальное (проживание), проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Волшебника, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок.  Так, он (на деле) убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Занятия по песочной терапии включаются в число  развивающих и коррекционных занятий — два занятия месяц . Они вызывают интерес у  детей, удивление, создают творческую атмосферу.

Занятия условно разделяются на блоки:

 - Познавательное развитие «Что это? Как интересно!» (культура и история региона)

 - Развитие эмоционально-волевой  сферы «Мы такие разные!»

 - Формирование социальных навыков, укрепление внутрисемейных отношений: общение, уверенность в себе, самооценка, гуманные чувства «Моя семья» (укрепление семьи, укрепление семейных традиций)

 - Формирование практической деятельности «Мы – исследователи!» (экологическое воспитание).

Безусловно, песочная терапия- уникальный и интересный метод в педагогике и психотерапии. Взаимодействие с натуральным природным материалом - песком действует благоприятно на эмоциональную  и познавательную сферы не только ребенка, но и взрослого.

Но мы живём в 21 веке. Информационно-коммуникативные  технологии (далее ИКТ) становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Сегодня предъявляются новые требования к образованию детей дошкольного возраста через внедрение таких подходов, которые способствуют не замене традиционных средств дидактики, а расширению их возможностей. Поэтому современной актуальной задачей становится разработка технических средств, адаптированных для учебно-воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, одним из которых является интерактивная песочница.

Интерактивная песочница расширяет границы и возможности классического метода. Она позволяет полностью моделировать песочное пространство, создавать ту картинку, которую хочется. Использование новейшей  информационно-коммуникационной технологии в нашем в детском саду  имеет ряд важных преимуществ:

 -  повышение уровня визуализации материала;

 -  экономия времени за счет функциональности, удобства и простоты навигации;

 - обучение становится интересным и увлекательным;

 - обогащение современными технологиями образовательного процесса в ДОО;

 - интеграция видов детской деятельности, образовательных областей; обеспечение качественной подготовки детей к школе через повышение общей компетентности, познавательной мотивации и интереса ребенка;

 -  развитие мелкой моторики, координации, всех видов восприятия,      воспитание выдержки, самостоятельности.

Игры с интерактивной песочницей подходят как для занятий в групповом, так и в индивидуальном формате. В работе с детьми от 2 лет до 7, а также для психотерапевтической работы с семьей. Так, своим опытом работы мы поделились с коллегами. Подтверждение тому – состоявшееся в нашем детском саду районное мероприятие педагогов-психологов образовательных учреждений Новоорского района. Тема мероприятия «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи детям дошкольного возраста». Мною был представлен опыт работы по песочной терапии  с использованием интерактивной песочницы. Было показано занятие с детьми подготовительной группы «Построим волшебный город на песке». Дети не только имели возможность наблюдать за природными явлениями в режимах (Ландшафт),  (Город), (Вулкан), (Природа), (Космос), но и были непосредственными участниками создания волшебного города. Проведённое занятие вызвало огромный восторг и интерес  как у детей, так и у педагогов и родителей.

Интерактивная песочница- отличный инструмент для решения большого количества проблем и задач. За 2 года ее постоянного использования в работе,  в нашей  практике встречались разного рода запросы: задержка речевого развития (далее ЗРР), синдром дефицита внимания с гиперактивностью, задержка моторного развития, детские страхи, агрессия, тревожность, конфликты в коллективе детей или семье.

Предметно-пространственная - развивающая среда по использованию интерактивной песочницы выглядит следующим образом: конструкция интерактивной песочницы, ноутбук, проектор, датчик Kinect, программное обеспечение «Интерактивная песочница», чистый просеянный песок.

Для проведения занятий с использованием интерактивной песочницы есть определенный перечень необходимых игрушек (природный материал, игрушки животных, людей, домов), но дополнять и обогащать его можно до бесконечности. Чем больше в доступе есть игрушек, тем легче будет создать определенную ситуацию. Игрушки находятся  в доступе у детей, где они могут  комфортно создавать свой собственный песочный мир. К некоторым играм очень хорошо подходит музыкальное сопровождение. Для фонового сопровождения  используются звуки природы (моря, леса) или музыка для релаксации.

Использование   такой информационно-коммуникативной  технологии,  как интерактивная песочница, обеспечило ряд важных  преимуществ в занятии: повысился  уровень  визуализации материала,  экономилось  время  за счёт функциональности, удобства; (путешествие) детей стало намного интересным и увлекательным. Важно, что на занятии дети не ученики, а герои путешествия. Регулярные занятия с детьми раннего возраста, позволили получить прекрасные результаты по профилактике ЗРР.

При работе с интерактивной песочницей мною использовались разнообразные режимы программного обеспечения, предназначенные  для  самостоятельной игровой деятельности детей, например, (Сахара), (Остров), (Фигуры),(Город), (Время дня), (Цветной песок), Подводный мир), (Космос/Цветы)  и т.д. Данные  режимы подходят как  тематических занятий, связанных с окружающим миром, так и для работы с семьёй, для индивидуального консультирования. Применение данного комплекса позволило создать условия для развития у детей важнейших психических процессов (развитие мышления, воображения, памяти, внимания), процессов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей. Ценность занятий с интерактивной песочницей заключается  в том, что мною учитываются новые требования к образованию детей через внедрение таких подходов, которые способствовали не замене традиционных средств дидактики, а благодаря конструкции интерактивной песочницы (ноутбука, проектора, датчика Kinect, программного обеспечения) расширяли их возможности. Благодаря этому искусно предлагала детям решить проблемно поисковые ситуации, которые способствовали мотивации детей как к познавательной, так и эмоциональной-волевой  деятельности.

Интерактивная песочница  стала не чем-то дополнительным в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Именно внедрение ИКТ позволило наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста в период дошкольного образования.

Данная разработка (интерактивная песочница) соответствует требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования, направлена на индивидуализацию образования и социализацию ребенка, учитывает специфику дошкольного возраста. Содержание комплекса основано на интеграции видов детской деятельности и охватывает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Использование интерактивной песочницы в ДОО также отвечает требованиям образовательной области «Познавательное развитие». Такие занятия позволяют формировать картину целостности мира, расширять кругозор, развивать познавательно-исследовательскую деятельность. Данная инновационная практика создаёт воспитательно-культурную среду в ДОУ по различным направлениям: работа с родителями (совместная деятельность, тематические встречи, буклеты, анкеты), история семьи (семейные гостиные, генеалогическое дерево, рисунки, альбомы, коллажи), укрепление семейных отношений (тренинги, чаепитие, день открытых дверей), национальные ценности .

Итак, сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность мне вносить свой неповторимый вклад в пропагандировании и осмыслении этого чудесного метода. Сказанное подтверждается благодарственными письмами от родителей,  администрации отдела образования, по  отзывам  коллег других образовательных учреждений, по итогам конкурсов (диплом победителя муниципального этапа   ⅩⅢ  Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»,  диплом участника  регионального этапа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как один из способов снятия тревожности у детей.

Не много истории возникновения песочной терапии и упражнения для снижения психофизического напряжения....

Модель игры «Тропа здоровья» с элементами спортивного ориентирования, как один из видов здоровьесберегающих технологий, для старшего дошкольного возраста

Игра с элементами спортивного ориентирования («Тропа здоровья») Спортивное ориентирование не входит в программу детского сада, но на наш взгляд, является очень хорошим средством разви...

Статья. «Ортопедическая гимнастика как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Ортопедическая гимнастика- это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья....

Выступление на тему: « Песочная терапия, как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» В рамках педагогических чтений: «Теория и практика использования инновационных и развивающих технологий в учебно – воспитательном процессе ДОУ»

По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями.  В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является п...

Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми ...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками, позволяет выявить психологические проблемы у ребенка, обнаружить скрытые и подавленные чувства и эмоц...