Размышления об экологическом воспитании
занимательные факты (подготовительная группа)

Чернова Лидия Владимировна

Экологическое воспитание в настоящее время занимает одно из важных мест в воспитании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pobudit_v_detyah_zhivoe_chuvstvo_prirody.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления об экологическом воспитании

 «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний»  - это высказывание К.Д.Ушинского в настоящее время является одним из актуальных, так как  

неотъемлемым средством экологического воспитания детей дошкольного возраста признается окружающая природа, в частности животные. Именно в этом возрасте интерес к исследованию и познанию окружающего мира наиболее ярок и выступает для малышей на передний план.

Вот, что об этом  говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в одном из целевых ориентиров: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

В концепции дошкольного воспитания так же указано, что именно в дошкольном возрасте формируются этические нормы отношения к миру природы. Позитивное взаимодействие ребенка и окружающей его среды непосредственно зависит от наличия у дошкольника готовности проявлять заботу об объектах живой природы.  В связи с этими постулатами, моя задача,  как педагога дошкольной образовательной организации – подвести воспитанников к пониманию простой истины - каждый из нас в ответе за наш общий дом - планету Земля. Каждый из нас в меру своих сил должен беречь нашу планету, сохранять и преумножать её красоту и богатства. Ну и, конечно, мир животных является чрезвычайно привлекательным, а  животные в доме – важным фактором воспитания.

 В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии широко использую современных информационные технологии. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий являются мультимедийные презентации.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В своей практике работы , знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал : дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.); при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Активно использую мультимедийные презентации либо уже готовые, либо готовлю их сама.

Проектно- исследовательская деятельность также частью моей работы по экологическому образованию и воспитанию детей .

 Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка : умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе , рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-

Дети активно стали участвовать в проведении экологических акций , праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения. стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей .

В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры , активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. 4 октября 2021 года проходила Акция ко Всемирному Дню животных, 10 октября Акция День урожая, в которой одной из номинаций «В нашем подворье прибыло»

А самое главное, в ходе природоохранных акций дети являются активными участниками совместно с родителями

Родители участвуют в природоохранных акциях, в создании и пополнении предметно-пространственной среды, в благоустройстве участков на территории детского сада. Родители вместе с детьми проводят эксперименты и исследования, заполняя календари природы, наблюдая за повадками животных, выращивая растения, ставя простые эксперименты с природным материалом.

На современном этапе экологическое воспитание  они первые воспитатели в жизни ребёнка .

Хорошей традицией в работе с родителями стало участие в конкурсах, развлечениях, выставках

Для родителей выпускаются тематические буклеты : «Правила безопасности детей на природе летом» . «Всё о правильном питании детей» , «Наши друзья-витамины» , «Подвижные игры на прогулке» ,  «Воспитание безопасного поведения детей в природе» , «Основные правила поведения в природе» ,  «На прогулке летом» .

На сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Представляем вашему вниманию видеоролик созданный совместно с детьми и родителями подготовительной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...

#КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022#пост размышление на тему"Воспитание"#

Данный пост позволит  поразмыслить над важным вопросом, который часто возникает у молодых родителей - Что же воспитывает наших детей?...