Сообщение из опыта работы " Развитие нравственно- патриотических чувств в процессе музыкальной деятельности"
статья

Формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции. Музыка способна воздействовать на чувства ребёнка, преобразовывать его нравственный м духовный мир. Автор делится опытом работы по нравственно- патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._razvitie_nravstv_patr.docx20.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие нравственно-патриотических качеств личности дошкольников в процессе музыкальной деятельности

 «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,                                                                                                                            заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к  Родине».

                                                                                           В. А. Сухомлинский

Проблема нравственно-патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике. Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

 Исследования, проведенные учеными В.Г. Нечаевой, Т.А.Марковой, А.А.Анциферовой, Н.Ф.Виноградовой, В.Г.Пушминой,  С.А.Козловой  показали, что в основе патриотического воспитания лежит механизм нравственного воспитания.  Формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции.  Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Поэтому музыка  -  один из важных инструментов нравственно - патриотического  воспитания , который состоит в том, чтобы научить детей сопереживать другому через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Недаром А. Сухомлинский говорил: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

В работе над развитием нравственно-патриотических качеств личности дошкольников опираюсь на программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Большую помощь оказывают и методические пособия:            

  1. «Приобщение  детей  к  истокам  русской  народной культуры»  О. Л. Князева, М. Д. Маханёва;
  2.  «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П.  Радыновой;
  3. «Фольклор – музыка – театр» под редакцией С.И. Мерзляковой;
  4. «Музыкальное развитие детей на основе народной культуры», авторы- составители О.В. Шубина, И.Г. Чайка.

  В развитии нравственно – патриотических чувств ребенка - дошкольника  с помощью  музыки  решаю следующие задачи:

  1. Формирование чувства привязанности к детскому саду, к своему дому, друзьям и семье.
  2. Формирование чувства любви к своему родному краю, к своей малой родине на основе приобщения к ее культуре и традициям.
  3. Формирование представлений о России, как о родной стране, знакомство с гимном своей родины, шедеврами музыкального  образов, эмоций, представлений, которые усваиваются им и становятся близкими наследия.
  4. Развитие элементарных представлений о правах человека (ребенка).
  5. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России.

     

На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг. В звуках музыки, песнях и танцах предстают перед ребенком первоначально образы семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте - мир родного края, мир родной отчизны - России.

Одним из наиболее доступных и сильных средств воспитания детей является проведение музыкальных занятий. Они являются основной формой систематического образования детей дошкольного возраста.  С точки зрения нравственного развития музыкальные занятия способствуют становлению характера, норм поведения; формируют нравственные качества личности; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. В процессе слушания музыки использую лучшие образцы музыкальной культуры. Это русские народные песни, колыбельные песни, классические произведения  В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, Р. Шумана, М. И. Глинки, Д. Б. Кабалевского, С. С.Прокофьева, С. М. Майкапара и других композиторов-классиков.  Дети получают первичные представления о том, как музыкальными средствами можно выразить определенные эмоции.

        Тема природы в музыке близка и понятна дошкольникам. Она воспитывает любовь к родной природе и своей малой родине. Дети, слушая музыкальные произведения («Утро» Э.Грига, «Октябрь» П. Чайковского, «Март» Чайковского и другие), соотносят их с картиной родного края, передают в песнях, танцах  образы родной природы. Воспитанию нравственных качеств личности дошкольников способствует также разучивание и слушание песен, в которых мы поем о любимых и близких людях (маме, папе, бабушке, друзьях), о своем посёлке,  о военных годах, защитниках Отечества.

Ярко выплеснуть свои эмоции ребенку помогают праздники и развлечения.  Тема Дня Защитника Отечества очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием дошколят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Ребятам старшей группы полюбился танец «Граница» на музыку Л. Агутина. Мальчики и на улице пели песню и танцевали, придумывали элементы пляски. Традицией стало исполнение девочками танца «Синий платочек».

Не оставляю без внимания тему Великой Победы. Участие в празднике  развивает интерес детей к истории народа и страны, воспитывает уважение к ветеранам. Музыкальные впечатления дошкольников опираются также на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятнику погибшим войнам.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомлю детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе. Традицией в детском саду стало проведение «Капустницы», «Масленицы», «Весёлых колядок». В кружке «Весёлые нотки» воспитанники старшей группы знакомятся с шумовыми русскими народными инструментами, осваивают приёмы игры на ложках.  Народная музыка становится  понятной и доступной, когда включается в исполнительскую деятельность детей (игра на музыкальных инструментах «Ах вы сени», р.н.м., «Из –под дуба»; музыкальные подвижные народные игры «Золотые ворота», «Заря – заряница»; хоровод «На горе-то калина», танец с ложками под р.н.м. «Ах ты, берёза»). Замечательно то, что наш оркестр пополнился новыми инструментами, новыми звучаниями .

        День России (12 июня), День Российского флага (22 августа), День народного единства (4 ноября) - это самые «молодые» государственные праздники в нашей стране. Они воспитывают уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Это не просто сведения, которые получают дети . Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков музыкального руководителя в выборе репертуара. На Дне народного единства прозвучали в исполнении детей песни «Милый край родной» Т.Бокач, «Флаг России» И. Смирновой. Были выполнены упражнения с полотнами под песню «Белый, синий, красный» С. Смирновой. Конечно, звучал Гимн РФ. Праздники украшали яркие полотна триколора, новые флажки. Дети с удовольствием разучивали движения с ними.

В моей работе по самообразованию также нашло отражение поднятой темы: «Музыкально – литературная композиция для детей старшего дошкольного возраста «А война пусть выйдет вон» получила 1 место международного  конкурса; «Мои народные куклы» во Всероссийском конкурсе «Творчество без границ» заслужили также 1 место.  Участие во всероссийской блиц – олимпиаде по гражданско –патриотическому воспитанию – 1 место.

Подводя итоги, можно сделать вывод: музыка наполняет детскую жизнь яркими впечатлениями, воспитывает чувство патриотизма и гордости за свое Отечество.

Интернет – ресурсы:

  1. fgosonline.ru/opublikovannye-materialy/doklad-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-sredstvami-muzyiki/
  2. /stranaobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=3052


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Развитие нравственно - эстетических чувств через театрализованные игры"

Здесь представлен материал из опыта работы по нравственному воспитанию через театрализованную деятельность...

Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию

доклад на конференции ДОУ. Былины как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Обобщение опыта работы « Развитие творческих способностей во всех видах музыкальной деятельности»

  В этой работе раскрыты новейшие технологии, направленные на развитие каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности. Одним из направлений является личностное развитие ребёнка...

Сообщение из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Воспитание любви к родному городу"

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным...

Сообщение из опыта работы «Формирование нравственности и основ патриотизма воспитанников ДОУ в процессе музыкального развития на примере социального партнёрства с городской общественной организацией «Дети Великой Отечественной войны» »

Формирование нравственности и основ патриотизма воспитанников  является важнейшей задачей современной государственной политики нашей страны и, как следствие, одним из направлений в образовательно...

Матрешка народная игрушка . Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству

Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству...

Сообщение из опыта работы "Особенности нравственно- патриотического воспитания дошкольника на современном этапе"

В сообщении представлены основные аспекты работы по нравственно- патриотическому воспитанию в детском саду....