Формирование навыков самообслуживания у детей
консультация (младшая группа)

Светлана Николаевна Ковалева

Как приучить ребенка к самостоятельности и развить навыки самообслуживания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

      Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте  3 - 4 лет. Что такое вообще эти навыки самообслуживания?  Это умение выполнять элементарные бытовые действия: самостоятельно одеться, раздеться, помыть руки, вытереть попу, самостоятельно есть, прибирать игрушки и другое.

Иногда кажется, что все эти действия ребенок не может выполнять в столь раннем возрасте.  К счастью, Ваш малыш может!  Кризис трех лет, когда ребенок на любое Ваше предложение помочь отвечает: «Я сам», помогает вызвать желание к этим действиям.  Возможности мышц в этом возрасте еще не у всех детей одинаковы, но частые упражнения помогут  быстрее выработать умелые действия.

     Чему должен научиться ребенок 3-4 лет? К концу года он должен сам: снимать и одевать нижнее белье (майки, футболки, шорты, трусы), выворачивать их с изнаночной стороны на лицевую. Научиться  одевать и снимать  верхнюю одежду (взрослые помогают застегивать – расстегивать, заправлять кофты в штаны и др.), складывать ее на  место в шкафу, определять сухая, или мокрая одежда, выворачивать с помощью взрослого.  Научиться обувать и снимать обувь (как групповую, так и уличную). Помогает застегнуть ее взрослый. Итак, что же умеет ребенок к 3 годам, если его учили самостоятельно одеваться:

- самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, шапочку, аккуратно ее повесить,

- не путать правый и левый ботинок, в случае неправильного их надевания замечать ошибку и ее исправлять самостоятельно,

- различать одежду и обувь для дома от одежды и  обуви для улицы.  При входе в дом переобуваться в домашнюю обувь,

- застегивать пуговицы на рубашке или кофточке, не пропуская отверстий (каждую пуговку – в свой «домик»). В случае пропуска и перекоса видеть его и исправлять свою ошибку.

- отличать лицевую и изнаночную сторону своей одежды, при ошибке исправлять ее самостоятельно,

- видеть неполадки в одежде близких людей и помогать их исправлять (помочь братику надеть обувь, правильно застегнуть ему пуговки, заметить у Вас расстегнувшуюся пуговицу и т.д.)

В туалете ребенок приучается вытирать попу сам, или с помощью взрослого.

     Ребенок  3-4 лет должен научиться прибирать за собой игрушки, помогать товарищу при просьбе взрослого.

     Как видите, ребенок уже очень многому может научиться за предстоящий год, и только от нас с Вами зависит, станет ли он умелым и самостоятельным.

В заключении хотелось бы обсудить и комплект сменной одежды. Особенно это актуально для детей, которые совсем недавно начали посещать детский садик.

Приготовьте пакет, в который положите «спасательный» набор:

•        две-три пары колгот;

•        две-три пары носочков;

•        пару трусиков;

•        пару футболок;

•        сменную майку;

•        сменную водолазку;

•        сменный джемпер.

Это «общий» набор. В зависимости от времени года и температуры в помещении группы, некоторые пункты могут быть просто не нужны.

 Одежда для сна в садике.

Как правило, дети в группе днем спят в футболке или в майке и трусиках. Если в группе довольно прохладно — приобретите пижаму. Только из натуральных, «дышащих» материалов. Пусть вместе с ребенком его кожа тоже отдыхает.

 «На прогулку становись!»

Здесь мы будем вести речь об одежде, которую мы рекомендуем одевать на прогулки в детском саду. К выбору одежды в данном случае следует подойти с максимальной ответственностью: неправильно подобранная одежда может привести к заболеванию ребенка. Нам ведь этого не нужно, не так ли? Наше мнение — одежда для прогулок должна быть не только практичной и удобной, но и функциональной. Если ребенок сможет переодеться сам без помощи взрослого — это просто отлично. Желательно, чтобы ни обувь, ни верхняя одежда не имели застежек в виде шнурков и пуговиц. Оптимальный вариант — молнии и «липучки». Шапочку желательно приобрести не на завязках — а в виде «шлема». «Убьете» сразу двух зайцев — и одеть просто (ребенок сам легко справится), и ушки прикроет, и горлышко будет закрыто. А большего от шапочки и желать нечего.

Если же на улице зима или очень сильный ветер, то дополнительной защитой горлышка вашего ребенка послужит манишка. Конечно, можно и шарф... Но Вы ведь понимаете, что с шарфом ребенок один не справится...

По поводу перчаток... Думаем, что детям будет удобнее, проще и комфортнее носить варежки. Перчатки же подойдут деткам постарше. Весной и осенью желательно брать «непромокаемые» варежки/перчатки.

Одевание и игра, или как одеваться интересно.

Одевание – это очень нудный и сложный процесс для ребенка. Поэтому лучше всего превращать его в интересную игру.

Паровозик. Штанина или рукав – это  туннель. В него входит наша нога или рука – это поезд.

Каждая ножка – в свое окошко (надевание трусиков). Или «каждая ножка – в свой домик» (надевание колготок)

Прятки. В прятки можно играть не только с воротом, как это было описано выше. Но могут прятаться ручки в  рукавички, ножки в носочки.

Зеленая или красная? Прием выбора. Примерно в 3 года малыши проходят кризис 3 лет, и у многих родителей возникает утром проблема – малыш отказывается надевать одежду, плачет, капризничает. Что делать? Поможет прием  выбора: «Ты какую футболочку сегодня наденешь – красную или желтую?» или «Ты сначала что наденешь – юбочку или кофточку?». Как только малыш получает право выбора, критическая ситуация исчезает. Для более старших детей можно заранее вместе с ребенком обсуждать и  отбирать одежду на завтра.

Очень нравится детям, когда в одевании на прогулку используются стихи. Вы найдете их в статье «Стихи для самых маленьких» (см. «Стихи для одевания») и в конце этой статьи.

Всегда хвалите малыша за достигнутое. Например, девочка надела кофточку. Но пуговицы застегнула неправильно – пропустила две  петли. В результате кофта одета «набекрень» и нужно исправлять ситуацию. Здесь нельзя отругать и  самой маме всё исправить. Или сказать просто: «Молодец!», проигнорировав ошибку. Нужно назвать конкретно,  что уже получилось и от души за это похвалить: « Катюша! Умница! Ты уже научилась сама продевать руки в рукава.  Как замечательно у тебя получилось! И как быстро! » и сразу же поставить новую задачу: «А давай попробуем еще и научиться правильно застегивать пуговицы. Видишь, у тебя дырочка пропущена. И вот еще одна. Давай попробуем вместе сделать правильно – каждую пуговку отправим жить в свой домик. Где домик у этой пуговки?»

 Если малыш перепутал лицо и изнанку вещи, то скажите: «Куда спрятался наш мишка? (мишка вышит на кармашке). Давай его вместе поищем. Вот он! Нужно чтобы мы видели мишку. Давай вывернем брючки так, чтобы мишку было видно. Вот так! А теперь надень брючки. Какие умелые ручки у тебя!»

Что делать, если ребенок одевается на прогулку слишком долго?

odevanie-na-progulku-poteshki

Во-первых, малыш всегда будет сам одеваться дольше, чем если бы мы его одевали. Он ведь еще учится.

Во-вторых, если процесс одевания на прогулку  явно затягивается, то лучше всего напомнить малышу о том, что интересное ждет Вас на улице (будем лепить большую снежную бабу, играть в снежки, кататься на велосипеде и т.д.).

В-третьих, если Вы видите что малыш долго пыхтит, высунул язык от напряжения, долго пытается что-то сделать сам, а у него не получается, то естественно, что нужно ему помочь, а не принципиально настаивать на самостоятельности. Напомню, что одевание – сложный процесс для ребенка, в котором ему очень нужна поддержка взрослых, наша любовь и терпеливость.  И здесь нужно найти золотую середину – что делает ребенок сам, а  в чем ему нужна пока Ваша помощь, так как одеться на прогулку полностью самостоятельно для него пока не по силам.

Что должен уметь ребенок 3-4 лет

Физическое развитие

1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого) .

3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).

4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

5. Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.

6. Ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.

7. Ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

8. Ребенок энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

9. Ребенок может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить.

10. Ребенок может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Речевое развитие

1. Ребенок отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

2. Ребенок рассматривает игрушки, сюжетные картинки.

3. Ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

4. Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.

5. Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.

6. Ребенок может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность

1. Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

2. Ребенок умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.

3. Ребенок изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

4. Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.

ФЭМП

1. Ребенок может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

2. Ребенок умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов.

3. Ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».

4. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.

5. Ребенок понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, над – под; понятия времени суток: утро – вечер – день – ночь.

6. Ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).

7. Ребенок ориентируется в помещениях детского сада и на участке.

Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях

1. Ребенок называет свой город (поселок).

2. Ребенок знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

3. Ребенок выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

4. Ребенок проявляет бережное отношение к природе.

Социально-коммуникативное формирование позитивных установок к различным видам труда

1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.

2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

Социально-игровая деятельность

1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.

2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

3. Ребенок способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

4. Ребенок способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.

5. Ребенок разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.

6. Ребенок имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя.

7. Ребенок может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, правила поведения в зрительном зале).

Формирование основ безопасного поведения

1. Ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

2. Ребенок соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

3. Ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Музыкальная деятельность

1. Ребенок способен слушать музыкальные произведения до конца. Узнает знакомые песни.

2. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо – громко, быстро – медленно).

3. Ребенок поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения.

4. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.

5. Ребенок называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон.

Изобразительная деятельность

Рисование.

1. Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты.

2. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

3. Правильно пользуется кистью, красками.

Лепка.

1. Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней.

2. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разные приемы.

Аппликация.

1. Создает изображения предметов из готовых фигур.

2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

Самообслуживание . Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.

Самообслуживание во время подъема после сна.Цель: показать использование приемов трудового  воспитания, формирования  навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.Задачи:1. Воспиты...