Использование разных форм взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО
статья

Гречухина Татьяна Николаевна

Виды и формы работы по взаимодействию с емьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_raznyh_form_vzaimodeystviya_s_semyami.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование разных форм взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

Выполнила: учитель-дефектолог Гречухина Т. Н.

О требованиях к работе с  родителями

В ФГОС ДО сформулированы  и требования по взаимодействию Организации с родителями.

Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер   взаимодействия взрослых (родителей (законных  представителей),  педагогических  и   иных работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания  в  целостный   образовательный процесс на основе духовно-нравственных  и  социокультурных    ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

  • информировать   родителей   (законных        представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также  о  Программе,   и не только семье, но    и   всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную  деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в  том   числе   посредством     создания образовательных  проектов  совместно  с  семьёй  на  основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями  (законными  представителями)   детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

В последнее время все больше внимания уделяется развитию и воспитанию ребенка в семье. Семья является первичным институтом воспитания и по длительности своего воздействия на личность превосходит все прочие институты, а поэтому переоценить ее роль в развитии ребенка невозможно. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, во многом предопределяет его жизненный путь, его место в обществе, что придает проблеме семейного воспитания государственную значимость.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья семья и образовательное учреждение часто становятся основной средой развития. Однако многие родители недооценивают важность семейного воспитания, тем самым замедляя или блокируя процесс развития ребенка, что и обуславливает необходимость организации системы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении.        

Система работы с родителями должна быть направлена на природосообразное развитие ребенка, которое зависит от уровня сформированности восприятия ребенка и социально желательного стиля поведения в семье. Деятельность , организованная педагогами, предполагает три взаимосвязанных направления:

  • групповые занятия с родителями
  • организация совместной деятельности родителей с детьми
  • индивидуальные занятия (консультации)

Групповые занятия направлены на понимание родителями особенностей и возможных путей развития детей, формирование позитивного отношения к ребенку, умения его понять и принять. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности проводится с целью развития потребностей и навыков продуктивного взаимодействия с ребенком. Отличительной чертой индивидуальных занятий с родителями является то, что они строятся с учетом особенностей типа семейного воспитания в каждом конкретном случае.

Эффективной формой проведения групповых занятий с родителями является педагогическая мастерская.

Педагогическая мастерская представляет собой образовательную технологию, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного и коллективного открытия. Данная технология предполагает активность всех участников, направлена на их «погружение» в процесс поиска, познания и самопознания, позволяет каждому выстроить свое знание и понимание ситуации. Участники мастерской перестраивают свой прошлый опыт с учетом того нового знания, которое они сами открыли в ходе мастерской.

Совместная деятельность помогает родителям лучше понять особенности своего ребенка, адекватно оценить его возможности и научиться на практике взаимодействию с ребенком, способствовать его развитию и самореализации. Организация игровых форм совместной деятельности родителей с детьми способствует раскрытию психолого-педагогического потенциала игры, развитию у родителей умения подбирать и организовывать игры с учетом возрастных и типологических особенностей детей, вырабатывает потребность в общении и взаимодействии. Данное направление включает в себя привлечение родителей к организации и проведению тематических утренников, спортивных мероприятий, конкурсов, проектов и т. д. Важно, чтобы родители явились не зрителями, а активными участниками, действуя в паре со своим ребенком. Действия в паре позволяют родителям адекватно воспринимать и оценивать возможности своего ребенка, оказывать ему помощь и устанавливать социально желательный стиль взаимодействия.

В системе работы с родителями организация и проведение индивидуальных занятий по вопросам развития и обучения детей — одно из важнейших направлений. В ходе индивидуальных занятий внимание родителей акцентируется на особенностях его ребенка, проблемах и успехах, динамике развития относительно самого себя, обсуждаются индивидуальный образовательный маршрут и пути его реализации. В ходе индивидуальных консультаций родителям даются рекомендации по изучению психолого-педагогической литературы по направлениям: общие вопросы воспитания детей, особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и пути взаимодействия с ними, сборники развивающих игр и упражнений.

Таким образом, проведение индивидуальных и групповых занятий с родителями, а также организация совместной деятельности родителей и детей способствует формированию естественного восприятия родителями ребенка и установлению социально желательного стиля взаимодействия с ним.

В работе с дошкольниками с ОВЗ очень важно тесное взаимодействие с родителями воспитанников, поэтому в нашей группе с 2012 года работает родительский клуб «Чадушки».

В рамках родительского клуба «Чадушки» воспитателями Героевой Т.В., Караковой А.А. и учителем-дефектологом Бареевой Т.В. были проведены мастер-классы (тестопластика, тряпичная кукла и др.), творческие мастерские, консультации для родителей по приобщению детей к  народному творчеству,  создавались совместные проекты «Моя семья», «Мой любимый ребенок», «Мой папа- защитник Отечества», «В гостях у лета» и др, проводились совместные праздники и экскурсии., выставки и спортивные досуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. «Социальное партнерство дошкольного отделения и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»

Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потом...

План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»

Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...

«Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»

Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Использования ИКТ оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО.

Использование интерактивной доски для сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте в рамках реализации ФГОС ДО....

Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"

В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...

Основные направления и формы взаимодействия с семьями, воспитывающими ребенка с ТНР. Консультация

Родители часто недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка, в то время как навык правильной речи, как и все важные навыки, первоначально закладываются и приобретаются именно ...