Консультация для педагогов «Интеграция Лего-конструирования в образовательной области «социально-коммуникативное развитие»».
консультация

Таркина Татьяна Сергеевна

«Конструируя,ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала»

 

Ж. Пиаже

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsudtatsiya_dlya_pedagogov.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение        муниципального  образования «город Бугуруслан» «Детский сад             общеразвивающего   вида №7» с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого развития воспитанников

Консультация для педагогов «Интеграция Лего-конструирования в образовательной области «социально-коммуникативное развитие»».

Выполнила: Таркина Т.С.

воспитатель высшей

                                                                          квалификационной категории

.

«Конструируя,ребенок действует, как зодчий,

возводящий здание собственного потенциала»

Ж. Пиаже

В связи с введением в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов, педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов.

Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание «Игрушка столетия». Конструктор Лего (LEGO) - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году. С того дня и вплоть до настоящего времени Лего (LEGO) ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием».

У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю.

Вопрос аудитории: давайте дадим лучшему в мире конструктору небольшую характеристику:

Безопасность.

Широкие игровые возможности.

Польза. Развивает воображение, творческие способности, логическое мышление. Наличие большого количестваразнообразныхсерий.Универсальность. Подходит для всех возрастов: для девочек и мальчиков и даже взрослых.

Легкий сбор и разбор конструкций.

Это возможность коллективной игры.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это практическая творческая деятельность, развитие умственных способностей, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной.

Лего-конструирование – это воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Эффективность воспитательно-образовательной работы ДОУ, в том числе и системы дополнительного образования, значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении. Использование ЛЕГО-технологии дает возможность родителям участвовать в совместных встречах с детьми на организованных досугах. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.

ЛЕГО-конструирование предполагает и современные методы подготовки детей к школе. Оно объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.

Занимаясь  конструированием, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, классификация).

Использование ЛЕГО-конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих.

Так, социально-коммуникативное направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективностивоспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу.

Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствуетодному из основных требований дошкольной дидактики: образование должнобыть небольшим по объему, но емким.

Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения Лего-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием, речевым и физическим. Посредством использования Лего-конструкторов можно эффективно решать образовательные задачи, реализуемой в детском саду Основной общеразвивающей программы, как в её инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

Я попытаюсь сегодня познакомить вас с некоторыми из вариантов применения  Лего-конструирования в социально-коммуникативном  развитии.

На мой взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов. Сегодня, с введением ФГОС, совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.

 Социально-коммуникативное развитие детей  дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, с применением конструктора LEGO.

В связи с изменениями в системе дошкольного образования происходит обновление научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Ежедневно меняются требования к развитию ребенка, появляются новые технологии, а традиционные формы и методы уже не способны заинтересовать современных детей. Одним из важных условий обновления является использование LEGO -технологий.

Н.Н. Подьяков говорит, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка, способствует психофизическому развитию детей, помогает развитию коммуникативных качеств, формирует умение сотрудничать с партнером в процесс совместной работы. Создавая что-то своими руками из LEGO-конструктора, ребенок воплощает свои представления об окружающем мире в реальной модели этих предметов.Ситуации, возникающие в процессе создания построек и обыгрывание их, способствуют социально-коммуникативному развитию детей. В процессе создания моделей дети обсуждают и сравнивают, договариваются, учитывая мнение партнера, усовершенствуют модели, для последующей игры.

Включение сюжетно-ролевых игр с использованием LEGO-конструктора помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.

В процессе сюжетно-ролевых игр с применением LEGO-конструктора, успешно идет развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста, т.к. LEGO- конструирование гармонично сочетает конструирование и сюжетную игру. Л.А. Парамонова предлагает отказаться от термина «строительная игра» говоря о том, что в процессе конструирования «… мы имеем дело либо с сюжетно-ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования». В работе мы берем за основу сюжетно-ролевую игру, а конструктор LEGO позволит нам развить игровой сюжет.

Несмотря на то, что LEGO-конструктор обладает большим количеством предпосылок для того, чтобы успешно помочь развить социально-коммуникативные способности ребенка среднего дошкольного возраста, на практике этому средству не уделяется достаточного внимания, поэтому работа в ДОУ с применением LEGO-конструктора встречается очень редко.

Поэтому нашей целью  выявить и апробировать условия социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, с применением конструктора LEGO.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по «Социально-коммуникативному развитию» в соответствии с ФГОС:

- Организация сюжетно-ролевых игр;

- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;

- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;

- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.

Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основными компонентами сюжетно-ролевой игры выступают: воображаемая ситуация, сюжет, роли. Среди основных сюжетно-ролевых игр характерных для детей среднего дошкольного возраста можно выделить: «Семья», «Большая стирка», «Автобус», «Путешествие по реке», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.

Развивать сюжет игры с помощью конструктора LEGO очень интересно, т.к. яркий и разнообразный конструктор не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Это способствует интересному развитию сюжета в игре. LEGO- конструирование помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать по заданному педагогом сюжету. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Следует особо отметить, что сюжетно-ролевая игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку новые повороты в развитии сюжета. Это значительно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя. Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки и материал для создания игрушек-заменителей, тем самым развивает его воображение, помогает увидеть один и тот же предмет под разными «углами», именно он помогает наладить детям взаимодействие и взаимоотношения в игре.

В современных условиях необходимо воспитывать детей так, чтобы они легко могли преодолевать трудности жизни, умели договариваться, разрешать конфликтные ситуации.

Дошкольный возраст - это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть, как взрослый» и подражать ему: в действиях, в диалоге между сверстниками. Работу по социально- коммуникативному развитию детей необходимо начинать с дошкольного возраста, потому, что именно в этом возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремиться проявлять самостоятельность.

Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно. Возраст от 4 до 5 лет - это возраст интенсивного становления социально-коммуникативных потребностей и самосознания ребёнка, его первые морально-этические представления об окружающем мире.

В ходе работы было установлено, что сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора LEGO, адекватная возрасту, наилучшее средство социально-коммуникативного развития дошкольников. Выполняя конструирование и обыгрывая его в сюжетно-ролевой игре, дети приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми, приобщаются к самостоятельности, в полной мере раскрывают свои творческие способности, оказывают взаимопомощь и поддержку сверстникам, при выполнении совместной работы.

Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора LEGO, обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как ребёнок может неосознанно высвободить накопившиеся негативные переживания, выполнив ту или иную постройку и обыграть ее. Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора LEGO, даёт особое ощущение социальной значимости.

Очень хотелось бы обратить внимание воспитателей на сюжетно-ролевые игры с применением конструктора, как еще одно средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Это поможет сделать сюжетно-ролевые игры для детей, с использованием конструктора LEGO, более совершенными и применимыми к индивидуальным особенностям их развития.

Список использованной литературы:

1.  Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию. - М.: Просвещение, 2001. -147с.

2.  Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб.пособие. - М.: Академия, 2009. - 230 с.

3.  Воспитание детей в средней группе детского сада Пособие для воспитателя дет.сада /В.В. Гербова Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1984. - 230с.

4.  Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. - С.432-433.

5.  Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240с.

6.  Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. - М.: Феникс, 2009. - 79с.

7.  Макаренко А. С. Игра.соч. - М.: Просвещение, 1957. - т. IV. - 276 с.

8.  Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Педагогическое общество России,1999.-188с.

9.  Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2009. - 97 с.

10.  Петрова И.О. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

11.  Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. - 243с.

12.  Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Консультация для педагогов ДОУ "Применение ИКТ в образовательной области "Художественно - эстетическое развитие"

Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Поступки и характер человека» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» (с использо

Задачи. Образовательная:- учить проводить связь между характером и поступками человека (уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам).2. Развивающая:- учить состав...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Консультация для педагогов: «Применение ИКТ при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Чтобы разобраться в данной теме современного образования, я решила доказать уже известный постулат: формирование интереса у детей дошкольного возраста в рамках образовательной...

Приемы интеграции образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с другими образовательными областями (по ФГОС).

Представлены примеры интеграции образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с другими образовательными областями (по ФГОС)....