Основные проблемы воспитания детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ
статья

Ванеева Ольга Анатольевна

Данная статья затрагивает основные проблемы воспитания в интегрированном детском саду детей с ООП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные проблемы воспитания детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ
 

  В настоящее время проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в нашей стране встаёт весьма остро. С каждым годом на свет появляется всё больше детей с различными отклонениями в развитии, а это значит, что им необходимо дать качественное образование и воспитание, что бы они стали  полноценными членами общества в будущем. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
          Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) - отмечают Е.Л.Гончарова и О.И.Кукушкина – это вновь возникший, и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав. 
В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины “аномальный ребенок”, “ребенок с нарушениями в развитии”, “ребенок с отклонениями в развитии’ и конкретизирующие их специальные термины как ярлыки, воспринимаемые как обозначение ненормальности человека. 
Границы между нормальным и особым ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия, например, ребенок, не знающий русского языка.
          Под особыми образовательными потребностями понимают потребности, возникшие в связи с нарушением психофизического развития и ограничением возможностей освоения образовательных (общеобразовательных) программ, формирования и развития навыков жизненной компетенции (социального адаптирования).

         По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с особыми образовательными потребностями относятся:

  • Дети с нарушением речи (алалия, дислалия, дисфония, заикание и т.д);
  • Дети с задержкой психического развития;
  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
  • Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания;
  • Дети с эмоционально-волевыми нарушениями и детским аутизмом (неконтактные дети);
  • Дети с синдромом Дауна и умственно отсталостью;
  • Дети с нарушением поведения и общения (с девиантным и деликвидным поведением) ;
  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

России применяются три основных подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

 

дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

интегрированное обучение детей в специальных группах (классах) в общеобразовательных учреждениях;

инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в группах (классах) вместе с обычными детьми.
Для детей с особыми потребностями должны быть созданы следующие основные условия.

              В настоящее время в России начинают активно складываться  модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но происходить это должно не стихийно, а при создании в образовательном учреждении специальных условий обучения.


         
Основные проблемы, возникающие при воспитании детей с ООП в ДОУ.

  1.Регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;
2. Специально подготовленные для работы с «особыми» детьми педагоги и специалисты (логопеды, дефектологи, тьютеры, психологи, массажисты и пр.). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в ОУ должны быть созданы для всех без исключения детей.
3. Материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, массажный кабинет, спортивный зал и пр.)
4. Адаптированные образовательные программы;

5. Составленные специалистами, педагогами и родителями  индивидуальные планы занятий;

6. Психологическая и физическая безопасность окружающих (при работе с аутистами и детьми с девиантным и деликвидным поведением);

7. Необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми каждой определенной категории (с нарушением зрения и слуха, ДЦП).

8.Психолого-педагогическое сопровождение специалистом

(тьютором).

         Тьютор (от англ.tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с особенностями развития в образовательную и социальную среду.

          Тьюторское сопровождение-это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

           Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
         

         Программа индивидуального сопровождения ребенка, представляет собой комплекс мероприятий: коррекция познавательной сферы, логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребенка, психологическое сопровождение, оздоровительная и лечебно-профилактическая коррекционная работа, коррекция физического развития, коррекционно - развивающая работа воспитателей, музыкально – коррекционная работа, коррекционно-развивающая деятельность родителей. Именно здесь и требуется помощь тьютора, который и скоординирует эту работу в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Сопровождение детей с ООП мы рассматриваем как крайне необходимый и обоснованный вид помощи ребенку, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации.

В наше время пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
         Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, — то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. Именно таким островком и должен стать для него детский сад. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе. Каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть его завтрашние победы и поражения.

Список литературы.

  1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.
  2. Левченко И.Ю., Бутко Г.А., Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в новых формах дошкольного образования // Коррекционная педагогика. – 2010 - №5(41).
  3. Доклад «Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения» Филипова Елена Владимировна