Мой ребёнок не умеет проигрывать. Что делать?
статья

Как хорошо всё начиналось — наконец-то свободный вечер, разложены настольные игры, все в радостном предвкушении! Но вот ребёнок проигрывает, и начинается буря — обида, крики, плач. Удовольствие от игры испорчено, а родитель в растерянности пытается понять, как научить проигрывать с достоинством.

Возраст 3-5 лет — отличное время направить все силы и воспитательные методы на формирование у ребёнка адекватного отношения к неудачам, развития умения проигрывать достойно и выносить из этого полезный урок. Спокойной реакции на неудачу можно ожидать от ребёнка примерно к 10-12 годам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_rebyonok_ne_umeet_proigryvat.docx475.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мой ребёнок не умеет проигрывать. Что делать?

Как хорошо всё начиналось — наконец-то свободный вечер, разложены настольные игры, все в радостном предвкушении! Но вот ребёнок проигрывает, и начинается буря — обида, крики, плач. Удовольствие от игры испорчено, а родитель в растерянности пытается понять, как научить проигрывать с достоинством.

Возраст 3-5 лет — отличное время направить все силы и воспитательные методы на формирование у ребёнка адекватного отношения к неудачам, развития умения проигрывать достойно и выносить из этого полезный урок. Спокойной реакции на неудачу можно ожидать от ребёнка примерно к 10-12 годам.

Как научить ребёнка проигрывать?

Когда ребёнок не умеет проигрывать и сразу плачет, то стоит применять в воспитании следующие рекомендации:

  • Поясняйте, для чего проводится игра. Перед тем как начинать игру, важно пояснить малышу правила и что необходимо сделать, чтобы выиграть. Если ребёнок будет знать все «подводные камни» игры, ему будет проще смириться с поражением, легче принять мысль о несправедливости проигрыша.
  • Предлагайте играть в ту, которая интересна для ребёнка. А в гости приглашайте тех ребят, которые вызывают у вашего сына или дочки позитивные эмоции.
  • Держите себя в руках. Когда ребёнок начинает рыдать из-за того, что у него меньше баллов, чем у его соперника, вам стоит оставаться невозмутимым. Настройте себя на то, что подобное выражение чувств после поражения — это естественная реакция.
  • Проявите сочувствие и любовь. Расскажите, что вы понимаете и разделяете чувства. Обязательно уточните, что поражение — это вовсе не плохо. Родители любить его меньше не станут, а его талант никуда не испарился, просто в игре не всегда всё зависит от самого игрока.
  • Правильная реакция важна. Когда вы играете вместе с ребёнком, сдерживайте собственную бурную радость, если у вас всё выходит, а ребёнок не в ударе. Посмеивайтесь над собственными неудачами, но показывайте, что для вас они не важны. Просто подавайте позитивный пример.
  • Не скупитесь на похвалу. В случае победы малыша, не стоит указывать ему на его прошлые неудачи: «Вот видишь, ты выиграл. И не стоило в прошлый раз реветь». Или наоборот, никак не реагировать на успех своего ребёнка. Не стыдитесь проявлять свои эмоции, скажите ему, как вы счастливы его победе. Постоянно указывайте, что игра — это не только возможность выиграть, но и радость от общения с друзьями и от самого процесса игры.
  • Давайте возможность проиграть. Одним из главных страхов ребёнка в возрасте 7 лет является боязнь проигрыша или неудачи. Без умения проигрывать малышу будет сложно во взрослой жизни. Ведь у него не будет опоры, которая могла бы ему помочь смириться с ролью проигравшего и идти дальше.
  • Учитывайте тип темперамента ребёнка. Не стоит сравнивать реакцию на проигрыш холерика и флегматика. Дети очень разные и реакция на поражение у разных детей будет отличаться кардинально. Избегайте фраз: «Смотри, а Ваня совершенно не расстроился и не плачет, в отличие от тебя».

Возраст напрямую связан с умением справляться с проигрышем. Обиды и расстройства — это нормальная реакция для ребёнка от 3 до 5 лет. Проанализировать произошедшее и сформировать адекватную линию поведения малыш ещё не может, в связи с особенностями развития его эмоциональной сферы. Родителям в случае неудачи или проигрыша не стоит перекладывать ответственность за произошедшее на внешние факторы. Например, если ребёнок споткнулся через стул и упал, не нужно винить «нехороший стул», а лучше объяснить, что необходимо смотреть под ноги, когда бежишь. Нарушая это правило, вы формируете безответственное отношение к собственным неудачам. Задача родителей не защитить ребёнка от неприятностей, а научить его с ними справляться.

Дождитесь окончания эмоционального всплеска у малыша, и обязательно поговорите о том, что произошло, о причинах проигрыша, и что можно изменить в будущем, чтобы повлиять на исход соревнования или игры. Если ребёнок не в состоянии ответить, вы можете предложить ему несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации.

У детей, которые болезненно реагируют на проигрыш, есть убеждения, которые звучат примерно так:

  • «Выигрывать — это хорошо, проигрывать — плохо. Я сделал что-то плохое».
  • «Если я проиграл, я плохой». Ситуация накладывает отпечаток на всю личность.
  • «Неудачников не любят. Если я проиграл, меня не будут любить родители, со мной не захотят дружить».
  • «Проигрыш означает, что все мои усилия (а я очень старался, на пределе возможностей) незаметны, нерезультативны, и я беспомощен, я больше уже не знаю, что делать, чтобы победить».

Вы увидите, что сознание ребёнка в этот момент суживается. Есть только он с его проигрышем.

Что делать?

Основная работа с ребёнком должна вестись не в момент проигрыша или выигрыша, а в повседневной жизни: по укреплению самооценки, по управлению своими эмоциями, по формированию позитивного или философского взгляда на жизнь. В быту разговаривайте с ребёнком и показывайте ему, что он уже умеет и не умеет, и вы — умеете и не умеете. Этим вы говорите ему, что быть в чём-то неуспешным это нормально и формируете его самооценку. Рассказывайте и показывайте ребёнку, как вы планомерно развиваете в себе что-то, так вы научите его саморазвитию. Говорите ему о своих чувствах и показывайте, что вы делаете, чтобы привести себя в норму: «Послушай, я сейчас такая злая, что дома опять бардак. Сейчас кофе выпью, чтобы успокоиться, потом поговорим».

Пример как правильно:

Мама играет с ребёнком в настольную игру. Ребёнок выигрывает. Мама пожимает ему руку: «Поздравляю тебя, ты победил!». В следующей игре выигрывает мама. Она подаёт ему руку, ребёнок пожимает её и говорит: «Поздравляю, сейчас ты победила!»

Острая эмоциональная реакция на проигрыш является показанием для работы ребёнка с психологом. Особенно, если родитель сам не умеет принимать проигрыш, или растерян и не знает, как помочь ребёнку.

http://profilaktika.tomsk.ru/wp-content/uploads/2020/08/rebyonok-ne-umeet-proigryvat.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ УМЕЕТ ПРОИГРЫВАТЬ

консультация для родителей...

Если ребенок не умеет проигрывать

Памятка для родителей....

Рекомендации для родителей. Что делать если ребенок не умеет проигрывать?

Рекомендации для родителей, специалистов и педагогов. Что делать если ребенок остро реагирует на ситуации проигрыша....

Что делать, если ребенок не умеет проигрывать?

Как решать данную проблему? Несколько советов для родителей....

Памятка для родителей "Ребёнок не умеет проигрывать: что делать?"

Умение принимать поражение - социальный навык, который очень важен на любом этапе жизни. Поэтому так необходимо воспитывать в ребенке достоинство проигравшего. Для развития этого навыка приведены реко...

Что делать, если ваш ребёнок не умеет проигрывать?

Как хорошо все начиналось - наконец – то свободный вечер, разложены настольные игры, все в радостном предвкушении! Но вот ребёнок проигрывает, и начинается бур...