Конспект НОД по познавательному развитию .Тема: «По следам осени»
план-конспект занятия (старшая группа)

Гордезиани Татьяна Голаевна

Цель: Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе  с помощью исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gordeziani_t.g._nod_po_sledam_oseni.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Гордезиани Татьяна Голаевна, воспитатель БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары»

Конспект НОД по познавательному развитию

Тема: «По следам осени»

Цель: Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе  с помощью исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Систематизировать знания детей о деревьях, внешнем строении их листьев, и значении листьев для дерева.

Развивающие:

- Развивать умения сравнивать листы деревьев в зависимости от времени года с помощью эксперимента.

- Развивать связную речь посредством  умения давать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей навыки соблюдения правил поведения в природе, бережное отношение к деревьям.

- Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие".

Этапы работы

Методы и приемы

Материалы и оборудование

Мотивация

Ребята, посмотрите,сколько листьев у нас в корзинке

( высыпаю на стол)? Расскажите, какие они? (ответы детей)

 Нашей Сони К. такдолго нету в детском саду, но ей очень хочется узнать, для чего деревьям листья? Из чего состоят листья? И почему листья опадают осенью?

Корзинка, листья

Постановка детьми цели предстоящей деятельности:

Ребята, а как мы сможем помочь Соне?

(Ответы детей). Отличная идея, можно подарить рисунок. А вы, знаете ответы на все эти вопросы? ( если да, то возьмем в помощники). У нас есть возможность получить полные и подробные ответы с помощью опытов и экспериментов. Начнем!?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Ребята, отгадайте пожалуйста загадку.

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл-там пыли нет,

 Пыль и сор - его обед.                                                                   (Пылесос.)

Беседа: Листья деревьев вырабатывают сок, который питает само дерево и участвует  в созревании плодов. Листья вырабатывают питательные вещества только при солнечном свете, забирая из воздуха углекислый газ, а из земли по корневой системе дерева воду. При этом в листве происходит химический процесс, во время которого листья вырабатывают кислород, очень необходимый всем живущим на Земле. Именно поэтому,  деревья называют «лёгкими планеты». (Ответы детей, диалог)

Ребята, проходите к столу, проведем эксперимент и посмотрим

«Почему лист зеленый?»

На столе, напротив каждого из вас лежит лоскут белой ткани, зеленый лист, желтый лист и кубик.

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Дети: (на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

- А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани). Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.

Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.

Вы молодцы, так как смогли увидеть разницу оставленного следа на ткани от зеленого и желтого листа. А сейчас немного отдохнем.

 «Мы осенние листочки»

Мы, листики осенние, (фонарики в руках с листочками)

на веточках сидели.              

Ветер дунул – полетели, (сначала машем руками поднятыми над головой, затем бегаем по группе)

Мы летели, мы летели                  

И на землю тихо сели. (присесть с листочками в руках)

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял (встать с листочками в руках)

Повертел их, покружил (покружиться с листочками и сделать листопад)

и на землю опустил.

     Ребята, проходите, пожалуйста, к столу, возьмите в одну руку лупу, а в другую руку лист

Опыт: Исследование строения листа с помощью лупы.

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Опыт 2: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Для педагога:

- презентация и мультимедийное оборудование;

- демонстрационные карточки - схемы с изображением

Для детей:

- лупа, листы бумаги, лоскут белой ткани зеленый лист, желтый лист, кубик.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Эксперимент «Как листья опадают»

Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, проведем эксперимент.

Возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Ребята, что можно сказать об этом эксперименте?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Подведение итогов и обсуждение,

рефлексия

Дети, скажите, чем мы занимались сегодня? (мы помогали Соне найти ответы на вопросы). С помощью чего мы находили ответы? (С помощью опытов и экспериментов). Как вы считаете, ребята, удалось нам ответить на все вопросы? (Да). Спасибо  вам ребята, я думаю, что Соня будет  вам очень благодарна за подробные полные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Осень"

На этом занятии закрепляется  представление детей  о видах транспорта , диких животных, деревьях.Используется игра "Да-нет" элемент ТРИЗа, пальчиковая игра для развития мелкой моторики...

Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»

Цель: Закрепление  представлений о  характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей  о ...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе "Осеннее путешествие" с использованием технологии деятельностного типа

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием технологии деятельностного типаТема «Осеннее путешествие»Возраст: 2-3 годаВид: познавательное развитие.«Познавательное разви...

Конспект занятия по математике в старшей группе для детей с ЗПР. Образовательная область - познавательное развитие Тема «Путешествие в осенний лес»

Конспект занятия по математике в старшей группе для детей с ЗПР. Образовательная область - познавательное развитиеТема «Путешествие в осенний лес»...

Познавательное развитие Тема: «Что нам осень принесла»

Программные задачи: Развивать интерес и любовь к родной природе осенью, её красоте, пробуждать эстетические чувства. Расширять представления об овощах и фрукта, выращивающих в наших садах и огоро...

КОНСПЕКТ НОД во второй группе раннего возраста № 1(2-3 года) образовательной области «Познавательное развитие» ТЕМА: «Прогулка по осеннему лесу»

Цель: формирование элементарных математических представлений у              детей по различению количества и величины предметов.Задачи:Обуча...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Путешествие в осенний лес»

Систематизация  знаний  детей   о лесе и его обитателях,  о сезонных изменениях в природе....