Проект по театрализованной деятельности в среднем дошкольном возрасте
проект (средняя группа)

Козьмина Татьяна Викторовна

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развитию творческих способностей.

Практическая значимость данного проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через театрализованную игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по театрализованной деятельности в среднем дошкольном возрасте

« Волшебный мир театра» для детей 4-5 лет».

                                                  Дети должны жить в  мире красоты,

          игры, сказки, музыки, рисунка,

 фантазии, творчества».

В.А.Сухомлинский.

Актуальность:

          Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира. Как интересно можно жить в нем?

            Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить его способности : слышать, видеть, чувствовать, фантазировать, придумывать?
            Самым  популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

               Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка ,интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

                 Частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, помогает продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

                  Театрализованная деятельность выполняет еще и терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого  бы то ни было давления со стороны взрослого.

          В соответствии с требованиями  Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации», содержание программы ФГОС должно обеспечивать развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие, речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. Все эти области развития детей реализуются через проведение проектной деятельности в детском саду.

Изучив актуальность проблемы, разработан проект  для детей 4-5 лет по теме « Волшебный мир театра»

Цель проекта: развитие эмоционально отзывчивого, любознательного, творческого ребенка, овладевшего способами взаимодействия и необходимыми навыками и умениями посредством театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Учить согласовывать свои действия с другими детьми, общаться с людьми в различных ситуациях;
  • Формировать навыки выражения эмоциональных состояний, используя мимику, жесты, позу, движения.

Развивающие:

  • Развивать сферу чувств и образное мышление, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  • Развивать связную речь, речевое дыхание, правильную артикуляцию, умение строить диалоги, обогащать словарный запас, интонационную выразительность речи;
  • Развивать навыки кукловождения.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к театральной деятельности;
  • Воспитывать стремление быть отзывчивым, проявлять внимание к душевному состоянию окружающих людей;
  • Воспитывать инициативу,  фантазию, творчество.

Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.

        Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы.
  • Беседы.
  • Игры- драматизации.
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Просмотр сказок.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Заучивание стихотворений.
  • Театрализованная деятельность.

       Ресурсное обеспечение:

  • Программы и педагогические технологии.
  • Методический инструментарий: конспекты образовательной деятельности, картотека дидактических игр, подборка художественных произведений, сценарии развлечений и т.д.)
  • Пальчиковые игры.
  • Настольные игры.
  • Театр на магнитах.
  • Элементы костюмов.
  • Раскраски по мотивам сказок.
  • Дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки».
  • Книги.
  • Сюжетные картинки.
  • Иллюстрации к сказкам.
  • Атрибуты для разных видов театра.
  • Фланелеграфы( большой и индивидуальные).
  • Картинки для театра на фланелеграфе.

Ожидаемый  результат:

  • У детей сформируется устойчивый интерес театральной игре, желание    участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки.
  • Дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром.
  • Сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительности речи, мимикой, жестами.
  • Умение строить ролевые диалоги,

согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля.

  • Умение свободно держаться на сцене.
  • Пополнение театрального уголка.
  • Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи.
  • Активизация творческих способностей детей.
  • Повысить интерес родителей к жизни детей в ДОУ.

Объект исследования: речь детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности театрализованной деятельности в процессе развития речи детей.

Гипотеза- использование театрализованной деятельности в образовательном процессе дошкольной организации способствует эффективному развитию речи детей дошкольного возраста.

Участники проекта:

  • Воспитатели группы.
  • Дети 4-5 лет.
  • Родители воспитанников.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап ( сбор информации по проблеме):

  • Анализ предметной среды.
  • Изучение методической литературы по проблеме.
  • Формулирование целей и задач проекта.

Основной этап:

В ходе реализации проекта использованы такие формы работы:

  • Чтение художественной литературы, беседы по прочитанному.
  • Игры- инсценировки с игрушками.
  • Слушание сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Чтение  стихотворений наизусть - основа актерского мастерства.
  • Игры для развития мимики.

          Очень сложно представить себе совместную деятельность без участия родителей, Это не только те, кто лучше всех знает своих детей, но и самые большие помощники в работе с ними. Для них были предложены такие формы работы:

  • Привлечение к обогащению  игровой среды « В гостях у сказки» в группе.
  •  Консультации по теме «Театр в жизни ребенка»,
  • Творческие  задания для родителей и детей ( изготовление индивидуальных фланелеграфов).

Итоговый этап:

  • Выступление на педагогическом совете ДОУ.
  • Рекомендации для педагогов ДОУ.

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.

     Продолжительность  проекта:  долгосрочный, учебный 2021- 2022 год.

Перспективный план по  реализации проекта

 по театрализованной деятельности  

 с детьми 4-5 лет на 2021-2022 учебный год.

месяц

тема

цель

материал

1.

Сентябрь

1.Беседа

«Здравствуй,

театр!»

2.Инсценировка сказки «Репка»

3. Театрализация по песне «Огородная - хороводная»

Познакомить с волшебным миром театра.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Фотографии,

иллюстрации

2.

Октябрь

1.Мимика «Подбери маску».

2. Инсценировка сказки «Три поросенка».

3. Жесты- этюды на выразительность жестов.

4. Пантомимика- игра «Походка».

Развивать эмоциональный мир ребенка, обучать « языку эмоций». Совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

 Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность  жестов.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать свое настроение.

Набор карт с изображением различных эмоциональных состояний.

Материалы для игр.

3.

Ноябрь

1.Театрализованная игра «Лиса и дрозд».

2. Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили- бом».

3.Инсценировка сказки «Теремок».

4. Беседа «Разнообразие театров».

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Развивать умение выражать основные эмоции, адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение и творчество. Познакомить с многообразием кукольных театров.

Набор карт с изображением

Различных эмоциональных состояний.

Материалы для игр.

4.

Декабрь

1.Пантомимика – игра «Кто как ходит».

2. Игры с разными видами театров « Придумай сказку».

3. Инсценировка сказки «Рукавичка».

4.Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актерского мастерства.

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать походку животных.

Развивать интерес к театрализованной игре, развивать творчество, воображение.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

Ширма, куклы:

пальчиковый, на лопатках, вязанный и т.д. театры.

5.

Январь

1.Игры «Камушки на воде», «Подарки для куклы», «На что это похоже».

2. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

3. Этюды «Зеркало».

4. Моделирование сказки «Заюшкина избушка».

Учить видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определенными значками.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать творчество, воображение.

Материал для игр.

6.

Февраль

1.Театрализованные этюды «Зимушка, зима!».

2. Моделирование сказки «Три медведя».

3. « Три поросенка»- театр на ложках.

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать зимние явления природы ( кружение снежинок, вьюги, метели).

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки на основе построения наглядной модели.

Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать творчество, воображение.

Кукольный театр

7.

Март

1.Этюды «Зеркало».

2.Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой»

3. «Зимовье зверей»- разыгрывание сказки.

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой. Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Учить подбирать заместителя по заданным признакам (величине и цвету). Продолжать учить передавать свое отношение к поступкам героев.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Материал для игр

8.

Апрель

1.Театрализованные этюды «Весна!»

2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

3.Чтение стихов о весне.

4. Жесты- этюды на выразительность жестов.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать весенние явления природы.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать творчество, воображение.

Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.

Работа над речевой выразительностью.

Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.

Материал для игр

9.

Май

1.Игра- пантомима «Поиграем- угадаем» А. Босеева.

2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показать свое настроение.

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать творчество, воображение.

Материал для игр

           Подводя итог проделанной работе, можно отметить, что у детей расширились знания о разных видах театров,  были сформированы умения детей в « актерском» мастерстве,  созданы условия для развития творческой активности.

        Многие преодолели застенчивость, робость, неуверенность в себе. Начал формироваться опыт социальных навыков поведения детей.

      В ходе театрализованно - игровой деятельности у детей пополнился и активизировался словарный запас. Действуя с различными атрибутами театрализованной игры у ребенка развивается мелкая моторика рук, умение управлять своими движениями, концентрироваться на одном виде деятельности.

     Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что  театрализованная игра имеет большое  значение для развития речи воспитанников .

    Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через театрализованную деятельность.

   Анализируя сборы методических наработок можно сказать, что методический материал регулярно пополняется  различными атрибутами для разных видов театров: фланелеграфы, картинки для настольного театра, маска для игры- драматизации.

Литература

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» - Москва; изд. «Лада», 2009
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: 2001.
  5. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М.:, 2002.
  6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.- М.: Школьная пресса, 2000.
  7.   Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.

8.            Шишкина А. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.            Средняя группа (4- 5 лет) Москва; Мозаика-синтез, 2016.

  1. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

C:\Users\Татьяна\Desktop\театр 2021 педсовет\20211130_111224.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\театр 2021 педсовет\20211130_111154.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ НОД

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ НОД СОДЕРЖАНИЕ Культура речевого общения и совершенствова...

Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте

Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте...

Театрализованная деятельность в среднем дошкольном возрасте. Постановка сказки" Козлятушки-ребятушки"

Театрализованная деятельность для детей среднего дошкольного возраста....

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Для среднего дошкольного возраста

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Для среднего дошкольного возраста...

Педагогические условия организации театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него - но...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность в среднем дошкольном возрасте «Путешествие в мир театра»

Театрализованная деятельность имеет огромное значение для детей 4-5 лет, поскольку она способствует развитию их фантазии, креативности, общения и социальных навыков. В процессе игры в театр дети учатс...