«Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников»
методическая разработка (средняя группа)

Масштабные преобразования в обществе, реформирование системы образования, сложные социально-экономические условия в современном мире требуют необходимости поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимoдействия в образовательной системе ДОУ с различными представителями, в том числе с семьями воспитанников, как социальными партнерами.

Актуальность данной темы заключается в том, что взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников имеет большой воспитательный и образовательный потенциал. Оно способствует установлению положительных взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников, для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания семьи к ребенку, его проблемам, освещение последствий негативных отношений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников»

Воспитатель Галактионова Марина Владимировна

Масштабные преобразования в обществе, реформирование системы образования, сложные социально-экономические условия в современном мире требуют необходимости поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимoдействия в образовательной системе ДОУ с различными представителями, в том числе с семьями воспитанников, как социальными партнерами.

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного образовательного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников. От совместной работы представителей ДОУ и родителей зависит дальнейшее развитие дошкольника. От качества работы ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, а, исходя из этого, и уровень семейного воспитания детей. Перед ДОУ стоит важная задача – использовать большой воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия.

Семейное воспитание всегда играло и играет важную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. В то же время на развитие личности ребенка также оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В ДОУ пребывание дошкольника подчинено целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и многое другое.

Любая организация, в том числе дошкольная, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему (в данном случае – систему воспитания, обучения, развития ребенка-дошкольника), включающую свои принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей.

Актуальность данной темы заключается в том, что взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников имеет большой воспитательный и образовательный потенциал. Оно способствует установлению положительных взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников, для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания семьи к ребенку, его проблемам, освещение последствий негативных отношений.

Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного образования, оно стало первой важной ступенью всей системы образования. В центр изменений и нововведений стала гуманизация и индивидуализация педагогического процесса. Целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности ребенка.

Важными характеристиками педагогического взаимoдействия являются взаимoпонимание, взаимоотношение, взаимопознание, взаимные действия, срабатываемость, взаимoвлияние, совместимость. Они по-разному проявляются в зависимости от ситуаций и условий, в которых происходит взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия.

Главная цель взаимoдействия воспитателей дошкольного учреждения с родителями своих воспитанников – это, прежде всего, профессиональная помощь семье в воспитании дошкольника, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

 - реализация потребностей и интересов ребенка дошкольного возраста;

- развитие способностей дошкольников, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

 - распределение ответственности и обязанностей между родителями в вопросах воспитания малыша;

- поддержка открытости во взаимooтношениях между разными поколениями семьи;

- формирование и поддержание семейных традиций;

- принятие и понимание индивидуальности детей, уважение и доверие к ним как к уникальной личности.

Данная цель может реализоваться через следующие задачи:

- воспитание уважения к родительству и детству;

- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

- содействие и повышение общей культуры семьи и психологопедагогическое просвещение родителей;

- оказание практической помощи родителям детей через трансляцию основ знаний, умений, навыков, опыта работы с дошкольниками;

- применение с родителями различных форм совместного сотрудничества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям воспитанников.

Семья и дошкольное образовательное учреждение – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Часто и педагогам, и родителям воспитанников не хватает взаимoпонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это все отражается на воспитании наших детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества.

В работе воспитателя одной из задач является задача заинтересованности родителей, предлагая, все новые и разнообразные формы взаимодействия. Формы взаимодействия педагога с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения

Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимoдействия воспитателя с родителями воспитанников, суть которых — обогатить педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся: «круглые столы», родительские собрания, конференции, групповые и подгрупповые консультации, выставки совместных работ детей и родителей, конкурсы, педагогическое просвещение, развлечения и праздники, лектории и университеты педагогических знаний, родительские кружки, школа молодых родителей, встречи с родителями («Давайте познакомимся!»), вечера вопросов и ответов, библиотека для родителей, семинары-практикумы с элементами тренинга и другое.

К индивидуальным формам относят: индивидуальные педагогические беседы с родителями, консультации, поручения родителям, портфолио ребенка, посещение семьи ребенка и другое.

Также во всех ДОУ при работе с родителями применяют наглядно информационные формы взаимoдействия с семьями воспитанников. Они знакомят родителей воспитанников с целями, задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей дошкольного возраста, способствуют преодолению негативных суждений о значении и функциях дошкольного образовательного учреждения, оказывают практическую помощь семье в вопросах воспитания, развития и обучения. К таким формам относят: реклама статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, аудиозаписи бесед с дошкольниками, видео организации различных видов деятельности с детьми, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, ширмы, педагогические информационные стенды («Уголки для родителей»), папки-передвижки и другое.

В настоящее время особой популярностью, как у воспитателей ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Смысл нетрадиционной работы воспитателей с родителями – не только в установлении сотрудничества, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы воспитателей, становятся более открытыми, откровенными для восприятия помощи.

Под нетрадиционными формами подразумевается применение элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы, проективную деятельность и т.д., связанные основной целью - установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к дошкольному образовательному учреждению, повышение педагогического просвещения.

Часто в детском саду проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ - КВН, «Поле чудес» и др. Несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание непринужденной обстановки. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и взаимодействие с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. Важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.

Кротовой Т.В. (доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ) разработана классификация нетрадиционных форм. Педагог относит к ним информационно-аналитические («почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники), познавательные (семинары практикумы, устные (педагогические журналы), наглядно-информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей).

Данные формы сотрудничества воспитателей с семьей весьма результативны, если уделять должное внимание педагогическому содержанию и чрезмерно не увлекаться развлекательной стороной мероприятия.

Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, способствовать пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания, сформировать у них уважительное отношение к труду педагогов ДОУ, приобщить к жизни детского сада.

Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к дошкольному образовательному учреждению. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и, что не менее важно, родители сближаются со своим малышом, начинают лучше его понимать.

Таким образом, содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы и методы. Главное — правильно и целенаправленно спланировать работу по взаимoдействию с родителями воспитанников. И от совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие детей дошкольного возраста. И именно от качества работы педагогов ДОУ зависит уровень педагогической культуры родителей, а, значит, и уровень развития дошкольника.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
  2. Алиева, Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства / Т. Алиева, А. Стасюк, Е. Фадеева, Ю. Асланова, Г. Уварова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 – 42
  3. Арапова, М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2007. - № 5. - с. 94
  4.  Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2012.-№25.-С.8.
  5.  Данилина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание.-2010.-№2.- С. 44–49.
  6. Кротова, Т.В. Формы взаимодействия с семьей в ДОУ / Т.В. Кротова. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 116 с.
  7. Тонкова, Ю. М., Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-74.

Приложение 

Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ»

 Удовлетворенность качеством образования воспитанников

Вопросы

Ответы родителя

1. Как долго Ваш ребенок посещает ДОУ:

1) менее 1 года

 2) от 1 года до 2-х лет

3) более 2-х лет

2. Владеете ли Вы информацией о работе учреждения:

1) о целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка

2) о режиме работы дошкольного учреждения

3) об организации питания

4) получаю недостаточно информации

 5) не интересовались

3. Состояние материальной базы учреждения:

 1) не удовлетворен

 2) частично удовлетворен

3) полностью удовлетворен

4. Организация питания:

 1) не удовлетворен

2 )частично удовлетворен

3) полностью удовлетворен

5. Обеспечение литературой и пособиями:

 1) не удовлетворен

2) частично удовлетворен

3) полностью удовлетворен

6. Санитарно – гигиенические условия:

 1) не удовлетворен

2) частично удовлетворен

3) полностью удовлетворен

7. Профессионализмом педагогов:

1) не удовлетворен

2) частично удовлетворен

3) полностью удовлетворен

8. Взаимоотношения сотрудников с детьми:

1) не удовлетворен

2) частично удовлетворен

3) полностью удовлетворен

9.Взаимоотношения сотрудников с родителями:

1) не удовлетворен

2) частично удовлетворен

 3) полностью удовлетворен

10. Оздоровление детей:

 1) не удовлетворен

2) частично удовлетворен

3) полностью удовлетворен

11.Воспитательно–образовательным процессом:

1) не удовлетворен

2) частично удовлетворен

 3) полностью удовлетворен

12. Каков, на Ваш взгляд, рейтинг ДОУ в микрорайоне:

1) низкий

2) средний

3) высокий

4) затрудняюсь ответить

13. Удовлетворены ли воспитанием ребенка в детском саду:

1) да, в полной мере

2) да, частично

 3) нет

 4) трудно сказать

14. Отношениями сына (дочери) со сверстниками в детском саду:

 1) да, в полной мере

2) да, частично

3) нет

4) трудно сказать

15. Удовлетворены ли Вы режимом работы детского сада?

1) да, в полной мере

2) да, частично

3) нет

4) трудно сказать

16. Знакомы ли Вы с образовательной программой детского сада?

1) да, в полной мере

2) да, частично

3) нет

4) не интересовались

17. Устраивает ли Вас образовательная программа детского сада?

1) да, в полной мере

2) да, частично

 3) нет

4) трудно сказать

18. Готовы ли Вы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий, семинаров?

1) да, в полной мере

 2) да, частично

3) нет

4) трудно сказать

19. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:

1) посещение воспитателем ребенка на дому 2)родительские собрания

 3) посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением

4) совместные праздники и развлечения

5) индивидуальные беседы и консультации

6) другие формы работы

20. Сотрудники детского сада интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование):

1) да

 2) нет

 3) не знаю

Анкета для родителей «Удовлетворенность деятельностью ДОУ» Способы получения информации об особенностях развития ребёнка в детском саду

Вопросы

Ответы родителя

Информационного стенда:

1) да 2) нет

Индивидуальных бесед с воспитателями:

1) да 2) нет

Индивидуальных бесед с медицинской сестрой: 1) да 2) нет

Бесед с педагогом-психологом:

1) да 2) нет

Бесед с учителем-логопедом:

1) да 2) нет

Бесед с музыкальным работником:

1) да 2) нет

Собраний:

1) да 2) нет

Бесед с заведующей:

1) да 2) нет

Анкета для педагогов «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»

Вопросы

Ответы воспитателя

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

1) да 2) нет 3) иногда

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями? 1) да 2) нет 3) иногда

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

1) да 2) нет 3) иногда

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

1) да 2) нет 3) иногда

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

1) да 2) нет 3) иногда

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

1) да 2) нет 3) иногда

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

1) да 2) нет 3) иногда

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

1) да 2) нет 3) иногда

9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?

1) да 2) нет 3) иногда

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить? 1) да 2) нет 3) иногда

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

1) да 2) нет 3) иногда

12.Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

 1) да 2) нет 3) иногда

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

1) да 2) нет 3) иногда

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

 1) да 2) нет 3) иногда

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей? 1) да 2) нет 3) иногда

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию? 1) да 2) нет 3) иногда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников

Цель работы родительского клуба «Вместе»: повышение компетентностей родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их (родителей) к сотрудн...

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОО по коррекции речевых нарушений

Формы взаимодействия с семьями воспитанниками ДОО по коррекции речевых нарушений...

Технология коллекционирования, как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников всегда остается актуальным вопросом. Дошкольное учреждение одна из самых первых образовательных организаций, вступающих в открытый контакт с родителями...

Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Презентация опыта работы по теме «Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»....

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников с учётом современных требований

Эффективные формывзаимодействия с семьями воспитанниковс учётом современных требованийНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, се...

«Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

laquo;Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»...

«Электронный образовательный маршрут-эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников.»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, улицей, на которой...