Психолого-педагогические проблемы общения в ДОУ.
методическая разработка

Ионцева Наталья Владимировна

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

   

Психолого-педагогические проблемы общения в ДОУ.

1.Функции общения.

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом. Выделяют несколько функций общения:

Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».

Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.

Изначальный инструмент познания всего на свете.

Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».

Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения потребностей физиологических и психологичеких (потребность в положительных эмоциях).

2. Проблемы общения

В отечественной социально-психологической традиции используются три основных понятия, связанных с психологическим дискомфортом в ситуациях межличностных взаимодействий:

«нарушения»

 «трудности» и

«барьеры общения».

Названные этими понятиями явления объединяет то, что они возникают непреднамеренно, протекают внешне бесконфликтно и сопровождаются внутренним напряжением, неудовлетворенностью в общении (В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша).

В трудностях общения выделяют психологический и коммуникативный аспекты

Психологический аспект связывают с личностными факторами — барьерами (отчужденность, аутистичность, замкнутость, застенчивость). К психологическим барьерам можно отнести также предубеждения, предрассудки и социальные стереотипы.

Коммуникативный аспект связывают с неспособностью овладеть процессуальной стороной социальных коммуникаций (отсутствие коммуникативных умений, неготовность выразить партнеру сочувствие, понимание и принятие). Коммуникативные барьеры возникают вследствие социальных ситуаций взаимодействия, под влиянием внешних факторов (нарушение социальных норм общения, табу и ритуалов различных культур). Известен также феномен «индуцированного барьера», который возникает в межличностном взаимодействии с людьми скованными, напряженными (Е.В. Залюбовская).

Различают два вида социально-психологических барьеров:

 1) внутренние барьеры личности, связанные с такими образованиями, как нормы, установки, ценности, а также с такими личностными особенностями, как ригидность, конформность и др.;

2) внешние, внеличностные барьеры — дефицит информации, отсутствий обратной связи, ошибки в понимании смыслов и т.д. (Б.Д. Парыгин).

Обобщая выводы о причинах трудностей в общении, можно выделить три группы факторов, дестабилизирующих коммуникативный процесс:

• факторы окружающей среды;

  • феномены общественной среды;
  • индивидуально-личностные факторы (личностные качества и собственно коммуникативные свойства личности).

3. Средства и формы общения воспитателя с детьми.

На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых.

  1. Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения.
  2. Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Главной особенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.
  3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-6 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.
  4. Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно-личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

4. Условия оптимизации педагогического общения.

  1. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.
  2. Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
  3. Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
  4. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
  5. Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
  6. Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

Общение ребенка в раннем возрасте.

  • Ребенок зависим от взрослого.
  • Через общение с близкими взрослыми овладевает нормативным поведением.
  • Мотивы ребенка не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости.
  • Изменение форм общения со взрослыми, овладевая речевым общением.
  • Речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние.
  • Изменяется понимание речи взрослых, с интересом слушает любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят.
  • Предпочитает то, что ему знакомо, любит ритуалы.
  • Какова специфика развития предметной деятельности в раннем возрасте и как эта деятельность строит общение взрослого с ребенком?
  • Способен выполнять предметные действия по инструкции взрослого.
  • Упорно отстаивает усвоенные способы действий в предметной деятельности и их назначение.
  • Происходит развитие нового отношения к миру предметов – они благодаря взрослому начинают выступать для ребенка не просто как предметы, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте.

Общение в младшем и среднем дошкольном возрасте.

  • Ребенок открывает для себя, что он не центр мироздания и не центр своей семьи.
  • Со сверстниками ищет повод для совместной деятельности, для установления определенных отношений.
  • Появляется выраженная потребность в общении друг с другом.
  • Сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
  • Возникает необходимость в согласовании действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам.
  • Разрешая конфликты между детьми взрослый учит осознанному выполнению норм поведения.
  • Каковы особенности реальных и игровых отношений детей младшего и среднего дошкольного возраста?
  • Содержание игры – отношение между людьми.
  • Одно действие сменяется другим. Действия совершаются не ради самих действий, а чтобы выразить определенное отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью.
  • Развиваются игровые умения, обогащаются и усложняются игровые замыслы.
  • Учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
  • Возникают предпосылки к рефлексии (способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей, способствует адекватному поведению человека в мире людей) как к чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
  • Реальные взаимоотношения между детьми могут совпадать с логикой сюжетных отношений (инициатор – руководящая роль), а могут не соответствовать (инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально продолжает руководить игрой).
  • От ребенка требуется полноценное овладение средствами общения, основным из которого является речь.
  • Активное словообразование и словоизменения.
  • Перестраивает ситуативную речь на речь, более понятную слушателям.
  • Вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность в общении.
  • Происходит половая идентификация.
  • В игре в соответствии с полом выбирают роли.
  • Часто группируются в игры по признаку пола.
  • Обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола, что определяет развитие самосознания.
  • Нередко играют просто как сверстники, не заботясь о том, что они как бы нарушают половую идентификацию (не могут постоянно помнить друг о друге, что одни – мальчики, а другие – девочки).

Общение в старшем дошкольном возрасте.

  • Начинает действовать более самостоятельно, но не может обойтись без родительской ласки и нежности.
  • Более уравновешен, нашел для себя место среди своих близких и вполне доволен ими и самим собой.
  • Возникает потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
  • Опыт реальных взаимоотношений ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
  • Непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
  • Утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неудач.
  • Возникают цели, которые следует выполнять.
  • Подражают в играх социальным ролям взрослых.
  • Учится сосредоточению на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Ребенок, который не готов, или не хочет выполнять условия игры, безжалостно изгоняется.
  • Ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.
  • Общение по поводу игры выступает как школа социальных отношений. Ребенок открывает для себя, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам останется в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет

теоретический материал  по развитию  рисования у детей 4 – 5  лет....

Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.

В помошь педагогу:Гиперактивные дети.Медлительный ребенок.Аутичные дети.Синдром Дауна у детей: причины возникновения, симптомы и признаки, диагностика, лечение.Тревожные дети.Агрессивные дети....

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Психолого-педагогические основы проблемы внутрисемейных отношений.

Семья, как определённая  социальная  общность,  волновала  умы  философов, историков,  социологов,  педагогов,  психологов  во  все   времен...