Патриотическое воспитание на основе календарных праздников.
статья

Голубева Елена Александровна

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Голубева Елена Александровна

Патриотическое воспитание на основе календарных праздников.

       «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С. Лихачев.

Эти слова характеризуют основные позиции в организации и сути работы по патриотическому воспитанию в детском саду. Для того чтобы воспитать что-то большое, нужно не забыть про малое. Если говорим о любви к Родине, то начинать нужно с любви к семье, детскому саду, малой родине, а далее к России и русскому народу.

Если проанализировать жизнь русского народа, нужно отметить определенную цикличность, которая связана с происходящими и повторяющимися событиями. Эта цикличность имеет важные моменты, которые являются либо итогом, либо результатом деятельности, либо предзнаменованием. Этими моментами и являются народные календарные праздники.

Иными словами, народный праздник - это большое событие, объединяющее людей в радость.

Накопление исторического опыта выражалось в традициях, которые в форме народных праздников из года в год создавали возможность для сохранения этих традиций и трансляции для подрастающего поколения. И это полноценный педагогический ресурс, являющийся средством патриотического воспитания.

Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. И каждый праздник этого периода отличался друг от друга. Многие праздники дошли до нашего времени, но не сохранили той содержательной сути, которую несли 100-200 лет назад, но по-прежнему являются нашей традицией и эффективным педагогическим средством для патриотического воспитания.

Календарные праздники – от слова «календарь», систематический указатель всех дней в году с выделением праздничных и выходных дней.

Народные праздники – особенные события в жизни каждого человека, которые складывались веками: подведение некоторых итогов (сбор урожая, проводы зимы и др.), а также общение, разговор с природой.

От наших бабушек и дедушек мы знаем о народных календарных праздниках, важных как для России, так и для нашего города: это Рождество, Масленица, Пасха, Троица, день Ивана Купалы, Медовый спас, Покров Пресвятой Богородицы и другие.

Сам по себе народный праздник - это то, что находит эмоциональный отклик и позволяет глубже проникнуть в происходящее, и имеет особое значение для детей. Это день, который объединяет всех: и детей, и взрослых, наполнен радостью и весельем.

В ходе подготовки народного праздника, дети усваивают ценности православной культуры, что способствует приобщению к традициям предков, к установлению утраченного и забытого.

В рамках системы работы по патриотическому воспитанию ежегодно проводятся мероприятия по ознакомлению дошкольников с традициями русских народных праздников.

Вся работа по ознакомлению выстраивается в форме тематических недель, которые привязаны к конкретному календарному празднику.

Единый план проведения тематических недель:

  • Беседа: история и традиция праздника;
  • Чтение художественной литературы;
  • Заучивание тематических потешек, закличек, песен;
  • Просмотр презентаций;
  • Продуктивная деятельность;
  • Выставка поделок с привлечением родителей;
  • Цикл разнообразных тематических игр;
  • Экскурсии и тематические встречи;
  • Праздник

Добавляются образовательные мероприятия: проект, акции, походы, эксперименты и пр.

Праздник – это не обязательно утренник, концерт. Это могут быть: игры на улице, экскурсии, посиделки и чаепития, встреча выходного дня.

В формы организации к подготовке к празднику входит знакомство детей с народными приметами, обычаями, обрядами. Это является важным моментом потому, что именно традиция праздника, особенности его проведения предками, помогает организовать интересное содержание для детей. Например, говорим о том, что на Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать какой будет зима. Организуется цикл наблюдений за погодой. В группах младшего дошкольного возраста дети отмечают состояние погоды при помощи дидактических пособий: на липучках размещаются солнце, капли. В старших группах дети самостоятельно зарисовывают состояние погоды в календаре. Весной с детьми проводится сравнительный анализ с народными приметами и состоянием погоды прошедшей зимы. Таким образом, через знакомство с этими традициями у детей формируется представление о связи погодных явлений, об особенностях климатического места, где они живут.

Через праздники мы приобщаем детей к народному искусству, воспитываем гордость за свой народ, поддерживаем интерес к его истории. Дети становятся наследниками его традиций. Знакомство детей с обрядами и праздниками дает возможность научиться видеть характерность времен года, погодные изменения. Позволяет детей научить слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, дает возможность каждому ребенку раскрыться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Статья для педагогических чтений (из опыта работы), авторы: Попова Надежда Алексеевна,воспитатель; Колесникова С. Н. , старший воспитатель; Зайферт Н.А., учитель-логопед,МБДОУ д/с №21 «Аленький цветоч...

Исследовательская работа "Патриотическое воспитание дошкольников посредством календарно-обрядовых праздников в детском саду "

В нашем детском саду  одной из главных задач  является привитие подрастающему поколению нравственно-патриотического воспитания. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувс...

Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.

laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...

Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического воспитания на основе ознакомления детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области в соответствии с

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, сред...

Патриотическое воспитание дошкольников посредством календарно-обрядовых праздников в детском саду

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знани...

Патриотическое воспитание как основа духовно- нравственного единства общества- уголок патриотического воспитания.

ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём.Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер з...