Адаптация детей младшего возраста в условиях дома ребенка
консультация (младшая группа)

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка»

          Консультация на тему:  

«Адаптация детей младшего возраста в условиях дома ребенка»

                                                   Воспитатель группы №2

                                            Полосухиной Натальи Юрьены

                                                   Г.О.  г.Выкса 2018г.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

Твердо убеждён, что есть качества души, без 

которых человек не может стать настоящим

воспитателем, и среди этих качеств на первом 

месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка.


Сухомлинский В.А.

    Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим в дом ребёнка детям.

     Актуальность темы обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для любого ребёнка, а для малыша раннего возраста это может быть очень большой проблемой для его физического и психологического здоровья, его дальнейшего развития. Из знакомой семейной обстановки, пусть даже из очень неблагоприятных условий, он попадает в новый для него мир, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

    Определённый тип социального поведения, отражающий требования микросоциальной среды, в которой растёт и развивается ребёнок, начинает своё формирование уже в первые годы жизни. Изменения микросоциальной среды влекут за собою изменение в поведении, что приводит к множеству проблем в раннем возрасте. Такое развитие так называемого «адаптационного синдрома» в ряде случаев неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья ребёнка.

   Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой. Основные этапы привыкания подразделяются на острый, подострый периоды и период компенсации.

   В Доме ребёнка дети, как правило, постоянно находятся в микро социальной среде детского учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения. В этих условиях дети значительно раньше, чем в семье, привыкают к общению со сверстниками, к контактам со многими взрослыми из обслуживающего персонала.

    Говоря о возможности и необходимости изменения стереотипа социального поведения малыша в Доме ребёнка, следует иметь в виду три основных случая: 1) ребёнок в первые месяцы жизни переводится в Дом ребёнка прямо из больницы; 2) ребёнок в соответствии с возрастом переводится в другую группу; 3) ребёнок поступает из семьи. Все выше перечисленные варианты, хотя и имеют определённые особенности, в той или иной степени, но непременно сопровождаются «адаптационным синдромом.

   Термин «адаптация» означает «приспособление». Это универсальное свойство всего живого, и наблюдается оно как в растительном, так и в животном мире. Это, так называемая, биологическая адаптация. Чем выше ступень эволюционной лестницы, на которой находится организм, тем выше его адаптационные возможности.

   Как формируются у ребёнка способности к адаптации? В какой степи это качество врождённое, а в какой приобретается в процессе развития? Само рождение ребёнка − яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к условиям внеутробного существования требует коренной перестройки деятельности всех основных систем организма − кровообращения, дыхания, пищеварения. К моменту рождения эти системы должны быть готовы осуществить функциональную перестройку, т. е. должен существовать врождённый уровень готовности адаптационных механизмов. В течение дальнейшего роста и развития ребёнка система адаптационных механизмов продолжает своё созревание и совершенствование.

    Способности к социальной адаптации развиваются только после рождения и неотделимы от развития системы высшей нервной деятельности и сложных психических функций человека. Рождаясь, ребёнок попадает в среду, преобразованную человеком, В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности, ребёнка вырабатываются поведенческие реакции, наиболее адекватные для этой среды. Ряд реакций ребёнка, начиная с первых месяцев жизни, формируется по типу динамического стереотипа. В течение первого полугодия жизни возникают реакции на режим, на способ вскармливания, на микроклимат окружающей среды. С 6 по 9 месяцев формируются реакции динамического стереотипа на способы подхода к ребёнку (т. е. он привыкает к тому, как его кормят, укладывают и т. д.). В возрасте 9–10 месяцев (при семейных условиях воспитания) по типу динамического стереотипа формируется ещё одна реакция − привязанность к взрослому. У ребёнка расширяются возможности сознательно воспринимать окружающий мир и проявлять активную деятельность, но происходит это только при участии взрослого постоянно находящегося с ним. Стереотип на определённое лицо доминирует до 1 года 4 месяцев − 1 года 6 мес., а затем он постепенно ослабевает, т. к. у ребёнка повышается ориентированная реакция, активное стремление к новым людям, появляются возможности речевого общения и свободного передвижения в пространстве.


     В условиях Дома ребёнка этот вид поведенческого стереотипа протекает иначе: стойкой привязанности к определённому взрослому не возникает, ибо детям приходится общаться с разными взрослыми, которые достаточно часто сменяют друг друга. Поэтому отсутствие стереотипа на определённое лицо затрудняет формирование прочных эмоционально-личностных связей в более поздние возрастные периоды. Выработанные у ребёнка формы поведения, адекватные для данных микро социальных условий, можно считать физиологической стадией социальной адаптации.

    Период компенсации, или адаптированности к данным социальным условиям происходит тогда, когда жизнедеятельность организма нормализуется, т. е. достигает исходного уровня.

    Характер и особенности течения первых 2-х периодов позволяют классифицировать адаптацию по степени тяжести.

   Лёгкая адаптация. При лёгкой адаптации отмечается незначительное снижение аппетита. Но уже вскоре ребёнок съедает положенную норму; восстанавливается сон; эмоциональное состояние, речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются. При этом взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены, двигательная активность не снижается. Ребёнок практически не болеет. Лёгкая адаптация отмечается в основном у детей младше 8–9 мес. или старше 1 года 6 мес., с благополучным анамнезом, с хорошим исходным состоянием здоровья. У детей 3-го года жизни при поступлении уже имеется сформировавшаяся потребность в общении со сверстниками. В условиях Дома ребёнка такая адаптация бывает, когда ребёнок переводится из группы в группу.

   Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении ребёнка ярко выражены и более длительны. Нарушение сна и аппетита проходит более длительно, наблюдается период угнетения ориентировочной активности и задержка речевого развития, эмоциональное состояние неустойчиво. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчётливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при адаптации средней тяжести, как правило, возникает в виде острой респираторной инфекции (однократной и текущей без осложнений).

Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей в возрасте от 9 мес. до 1 года 6 мес. Следует отметить, что подобные нарушения могут быть у детей любого возраста, если у них есть отклонения в состоянии здоровья.

   Тяжёлая адаптация характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений. Она может протекать в 2-х формах, каждая из которых имеет свои ведущие признаки. При 1-ой форме ребёнок заболевает в первые дни после поступления и затем продолжает повторно болеть (от 4 до 12 и более раз) в течение 1-го года пребывания в Доме ребёнка.

   Чаще всего в Доме ребёнка регистрируется 2-ая форма тяжёлой адаптации, характеризующаяся длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с состояниями, близкими к невротическим. Наблюдается стойкая анорексия или невротическая рвота при кормлении. Сон нарушен на протяжении длительного времени, засыпание медленное, а пробуждение сопровождаются плачем. У этих воспитанников снижена ориентировочная активность, ребёнок, как правило, стремится к уединению, избегает контактов с детьми или проявляет агрессивное к ним отношение. В отношении к взрослым он, как правило, избирателен. Зачастую такой ребёнок капризен, требует повышенного внимания со стороны взрослых, вскрикивает во сне, легко пугается. Темп нервно-психического развития замедляется и такой ребёнок отстаёт в развитии речи и игровой деятельности. Адаптация в такой форме протекает, как правило, у детей более старшего возраста — после 1 года 6 мес., имеющих в анамнезе сочетание вредных воздействий с сильным влиянием факторов, снижающих функциональную активность коры головного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все по­зволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемо­гущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и за­нимательным. ...

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного

Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....

Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"

• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим  игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...

Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Материал будет полезен и педагогам и родителям....

Телесная терапия как метод для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям Дома ребенка (обобщение педагогического опыта).

Сложности адаптации детей в Домах ребенка.Использование метода телесной терапии для успешной адаптации малышей.Игровые упражнения с детьми раннего возраста....

План работы по проекту в младшей разновозрастной группы «Улыбка» Тема: «Адаптация детей младшего возраста к условиям Структурного подразделения и группы ».

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребе...