Неделя экспериментирования. Исследования воздуха в группе раннего возраста
проект

Рябцева Эвелина Андреевна

Краткосрочный проект в группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_eksperimentirovaniya.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Солнышко»

«Неделя экспериментирования.

Исследования воздуха в группе раннего возраста»

Подготовили воспитатели:

Рябцева Эвелина Андреевна,

высшая кв. категория

Киселева Людмила Васильевна,

высшая кв.категорич

пос. Рассвет, 2021

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Название: «Неделя экспериментирования. Исследования воздуха»

Возраст: 2 - 3 года

Проблема проекта:

Что такое воздух?

Участники: воспитатели, дети  группы раннего возраста и их родители.

Цель проекта: вовлечение детей в практическую деятельности по исследованию воздуха.

Задачи:

• знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, прозрачный, движется); расширить представление о значимости воздуха в жизни людей, животных, растений.

• развивать умение детей решать проблемные задачи;

• воспитывать интерес к экспериментированию;

• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.

ПЛАНИРОВАНИЕ

I этап — подготовительный.

-Создание развивающей среды.

-Подбор методической литературы и материалов.

-Разработка занятий.

Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об воздухе и воде.

II этап — исследовательский.

Начинаем исследовать воздух, определяем свойства.

- Ловим пакетиками воздух;

- Определяем каким может быть воздух: теплым и холодным (дуем на ладошки, машем веером);

- Проводи опыт с шариками;

- Определяем воздух в воде (опыт с водой и трубочками).

- Воздух в фруктах (опыт вода и апельсин);

- Кляксография (вода, воздух и краски).

Сразу затронули и воду, что такое вода, ее прозрачность.

Что происходит с водой, если добавить дрожжи, и закрыть доступ воздуха.

Понедельник, 17 мая

ЦЕЛЬ. Учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Полиэтиленовые пакеты по количеству детей, веера.

ХОД. Дети рассматривают пустые полиэтиленовые пакеты. Педагог спрашивает,что находится внутри пакета. Отвернувшись от детей, педагог набирает в один из пакетов воздух и закручивает открытый конец так,чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает,что в пакете. Открывает пакет и показывает, что ничего в нём нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывали пакет, тот перестал быть упругим и объясняет, что в нём был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, лёгкий).

Далее дети определяю теплый воздух и холодный. Теплый дуем на ладошки, а холодный используем веера (объясняя, что веер это небольшое спасение от жары)

РЕЗУЛЬТАТ. Дети наполняют воздухом свои пакеты, закручивают их, также машут веерами, и дуют на ладошки, развивая мелкую моторику.

Вторник, 18 мая

“Игры с воздушным шариком”

ЦЕЛЬ. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Два воздушных шара (один слабо надут- мягкий, другой надут сильно-упругий,воздушные шарики на каждого ребёнка, ёмкость с водой.

ХОД. Педагог вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с обоими шарами и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут,так как он легко отбивается, летает, плавно опускается и т. д.).обсуждают причину различия в свойствах: один упругий,потому что он сильно надут, а другой – мягкий, потому что он слабо надут. Педагог предлагает детям подумать, что нужно сделать с мягким шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берётся (его выдыхают).

Педагог показывает,как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берётся воздух внутри человека (его вдыхают).

Мягкий шарик надувают, чтобы он стал упругим, опускают отверстием в воду, чтобы увидеть, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. Дети повторяют опыт самостоятельно.

РЕЗУЛЬТАТ. Дети научились обнаруживать воздух внутри себя и использовать его для надувания шарика.

Среда, 19 мая

“Пускание пузырей в стакане”

ЦЕЛЬ. Научить детей пускать пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в воду образуется пузырь.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Стаканчики, вода и трубочка.

В стакан наливается вода, и дети опускают трубочку в стаканчик и дуют, наблюдают за образование пузырей.

РЕЗУЛЬТАТ. Дети познакомились с происхождением пузырей и научились пускать их.

Четверг, 20 мая

“Фокус с апельсином”

ЦЕЛЬ. Дать представление о том, что предмет в одежде” из воздуха” не тонет. По воздуху передаётся запах.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Ёмкость с водой, три апельсина.

ХОД. Педагог предлагает детям закрыть глаза, сам в это время чистит апельсин. Уточняет у детей, чем он сейчас занимается, и как они догадались (чистит апельсин,по запаху). Воспитатель уточняет,что запах апельсина распространяется (плывёт) по воздуху. Предлагает детям посмотреть фокус.

В ёмкость с водой помещается апельсин очищенный- он тонет. Апельсин целый- плавает. Очищает второй апельсин -тонет, как и первый. Третий апельсин, целый, погружает в воду -плавает.

РЕЗУЛЬТАТ. Дети пришли к выводу, что если на предмет, который тонет, надеть”одежду из воздуха”, то он будет плавать.

Пятница, 21 мая

Кляксография. Воздух это ветер.

ЦЕЛЬ. Научить детей рисовать при помощи воздуха.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Краски, баночки с водой и трубочки, бумага.

ХОД. Дети окунали кисточки в коду и краску, а потом дули на капли, раздувая в разные стороны, и получая изображение.

РЕЗУЛЬТАТ. Дети научились методу рисования при помощи воздуха.

Дополнительно проводятся дидактические игры :

- Раздувайся пузырь;

- Большой и маленький;

«Вода прозрачная».

Чтениие- р. н. с. ”Пузырь, соломинка и лапоть”

Работа с родителями - помощь с подготовкой и приобретением материала.

Физкультминутки

«К речке быстрой»«Тихо плещется вода»«Воздух»«Воздушный шар».

III этап — заключительный.

1. Подведение итогов реализации проекта.

2. Выставка рисунков.

3. Оформление картотеки экспериментов.

Работа с родителями.

- Консультации:

«Нам нужен чистый воздух»

- «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»;

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги-дети-родители:

Дети.

Формировать знания о воздухе.

Возрастание речевой компенсации:

- Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.

Развитие познавательных и творческих способностей.

Выводы:

Приобретут новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельностью.

Дети узнали:

Везде, вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, лёгкий.

Воздух помогает держаться на воде

Внутри человека есть воздух, который он вдыхает извне и постепенно выдыхает. Внутри надутого воздушного шарика тоже есть воздух, который туда попал при выдохе человека. Чем больше воздуха в шарике, тем он более упругий.

Заключение

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о воздухе и воде. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Список литературы

1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М.: Просвещение, 2010

2. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М.: Просвещение, 2009

3. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» М.: Просвещение, 2008

Приложение 1

Пальчиковые игры по теме «Воздух»

1 .«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг он лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», а пальчики принимают исходное положение).

2. «Веер»

Солнце светит очень ярко,

(соединить прямые пальцы рук)

И ребятам стало жарко.

(расслабить руки от локтя)

Достаем красивый веер -

(раздвинуть пальцы рук)

Пусть прохладою повеет.

(обмахивает лицо «веером»).

Физкультминутки по теме «Воздух»

1. Ручки подняли и плавно помашем,

Ветер качает листву.

Вниз опустили, кисти стряхнули,

Сбросив на землю листву.

2. Ветер дует нам в лицо

(Махать руками перед лицом)

Закачалось деревцо

(плавные наклоны туловища с поднятыми руками)

Ветерок все тише, тише

(наклоны медленные)

Деревцо все выше, выше.

(выпрямиться).

Воздушный шар

Мы весело и дружно (дети маршируют)

Надуем шар воздушный. (ребята делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик)

Шарик красный, шарик синий (делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя)

Надуваем сильно-сильно.

Вдох-выдох, выдох-вдох (делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом,

Улетел наш шарик – «ОХ»!

Физкультминутки про воздух

Воздух-невидимка(руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка(руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду(Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду(Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

(И. Лебедева)

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

Цель: развивать умение детей играть в коллективе, легко бегать, не наталкиваясь друг на друга, делать повороты вокруг себя, приседать.

Ход игры:

Воспитатель: А сейчас я посмотрю,

Кто умеет веселиться и мороза не боится.

(Дует – имитирует дуновение ветра)

Дети: легко бегают по площадке, изображая полет снежинок.

Воспитатель перестает дуть.

Дети: Приседают на корточки.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: Тренировать силу вдоха и выдоха.

Ребенок на вдохе разводит руки в стороны – надувает шарик.

На выдохе –медленно сводит руки и произносит«Ш - Ш-Ш» - шарик сдувается.

Наблюдения за ветром на прогулке

«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь, стаи туч…»

Цель: формировать умение детей наблюдать за ветром, определять его силу.

Познавательно – исследовательская деятельность:

1. Обратить внимание детей на ветер. Он поднимает с земли листву, крутит ее и бросает на землю. Если он так делает, то какой он слабый или сильный?

Как еще можно определить силу ветра?

Предложить вертушки. Как они крутятся? Почему быстро (медленно?

Предложить посмотреть на облака. Как они движутся по небу? Кто их движет?

Загадки про воздух.

1. Неизвестно где живет,

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

2. Без рук, без ног.

А ворота открывает.

3. Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

4. Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видишь его.

Стихи про воздух.

1. Воздух – это то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полёт

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Теплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял

Воздух разный, он такой!

Где найдем его с тобой.

Марина Андреева.

2. Он – прозрачный невидимка,

Легкий и он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Он ведь нам необходим.

3. Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе.

А. С. Пушкин

4. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (экспериментирование) для детей второй группы раннего возраста. Тема: Легкое и тяжелое.

Тема: Легкое и тяжелое.Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая.Цель: ...

Конспект занятия по игровому экспериментированию для детей второй группы раннего возраста "Удивительная бумага"

Цель: поддерживать познавательную, речевую активность и инициативность в процессе игрового экспериментирования с предложенным материалом....

Картотека физкультурных занятий на свежем воздухе для группы раннего возраста

Физкультурные занятия на свежем воздухе иногда затрудняют   проведение. Очень удобно, когда под рукой есть картотека., где уже подобраны игры и упражнения именно по возрасту детей....

Игра-экспериментирование с детьми II группы раннего возраста «Снегурочка и снежок»

Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования со снегом. Задачи:1. Образовательные:- обучать детей навыкам экспериментирования со снегом- формировать представления...

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Удивительные камни» в группе раннего возраста

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Удивительные камни» в группе раннего возраста Цель: познакомить детей со свойствами камня, железной пластины, ...

Экспериментирование с водой в группе раннего возраста.

Малыши очень любят экспериментировать. Они с удовольствием обследуют предметы.   Целью экспериментирования с детьми полутора-трёх лет является формирование исследовательского типа мышления, ...

Мастер-класс «Особенности организации центра «Экспериментирования и труда» в группе раннего возраста»

laquo;Особенности организации центра «Экспериментирования и труда» в группе раннего возраста»...