Программа музыкального воспитания на 2021-2022 учебный год
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Швецова Анастасия Алексеевна

Программа музыкального воспитания на 2021-2022 учебный год

Швецова Анастасия Алексеевна, музыкальный руководитель МБДОУ г.Владимира "Детский сад №83 комбинированного вида"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muz._vospitaniya_na_2021-2022_gg.doc136.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           УТВЕРЖДАЮ

                                            Заведующий МБДОУ «Детский сад №83»

                             ____________ Сатарова Е.Е.

Программа музыкального воспитания детей ДОУ

на 2021 – 2022 учебный год.

                                                                                         

                                                                         

                                                                             

Музыкальный руководитель                                                                                                                                                                                                                   

                                                                           Швецова Анастасия Алексеевна

Г. Владимир

Пояснительная записка

            Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» - В.М. Бехтерев.  Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

           В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

        Рабочая программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное развитие) разработана с учетом основной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией:  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

Так же в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении  Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»  (ФГОС  ДО).
  • Устав ДОУ.
  • Образовательная программа ДОУ

Цель - реализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования для детей в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования по музыкальному развитию воспитанников. 

Задачи:

-  формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

-  приобщение к музыкальному искусству;

-  развитие музыкальности детей;

-  развитие способности эмоционально воспринимать музыку;

-  воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности;

-  развитие детского музыкально-художественного творчества.

Целевые ориентиры освоения программы по музыкальному развитию

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение выразительно передавать музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, в движениях основные средства выразительности музыкальных произведений, сформированность двигательных навыков и качеств (точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные и танцевальные импровизации, проявления самостоятельности и творчества, активности в разных видах музыкальной деятельности.

Целевые ориентиры:

Группа раннего возраста:

- ребёнок эмоционально вовлечён в музыкальные действия;

-  стремится двигаться под музыку;

- начинает и заканчивает движения одновременно с музыкой;

-  выполняет простейшие движения;

- стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

-  различает высоту звуков (высокий – низкий);

-  узнает знакомые мелодии;

-  вместе с педагогом подпевает музыкальные фразы;

- различает и называет музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубен.

- проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

- с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Младшая группа:

 - ребёнок эмоционально отзывается на музыку;

- чувствует и различает веселый, бодрый и спокойный характер музыки;

- определяет количество частей в музыкальном произведении;

-  узнает знакомые песни и пьесы;

- способен различать звуки по высоте в пределах октавы и силе звучании;

-  стремиться передать характер песни;

-  стремиться сочинять мелодии по образцу;

-  поет без напряжения, в одном темпе со всеми;

- выполняет прямой галоп, кружение в парах, притопывание попеременное двумя ногами и одной ногой;

- стремится выразительно и эмоционально передать игровые и сказочные образы.

Средняя группа:

- ребенок, с желанием и эмоционально вовлекаясь, слушает музыку;

- стремится высказывать свои впечатления о прослушанном произведении;

- поет чисто, смягчая концы фраз, четко произнося слова;

- двигается и поет в соответствии с характером музыки;

- умеет выполнять прямой галоп, пружинку, кружение в парах и по одному;

- стремится выполнять музыкально-игровые упражнения, используя мимику и пантомимику (зайка веселый, волк сердитый);

- подыгрывает простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Старшая-подготовительная группа:

- ребенок различает жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец);

- узнает мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, фраза);

-  различает звуки по высоте в пределах квинты;

- различает звучание клавишно-ударных и струнных инструментов;

- поет громко и тихо, берет дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами;

-  поет без напряжения, легким звуком и отчетливо;

-  поет с музыкальным сопровождением и без него;

- стремится сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую;

- меняет движения в соответствии с музыкальными фразами;

-  выполняет простейшие перестроения;

-  свободно ориентируется в пространстве;

-  стремится придумывать движения, отражающие содержание песни;

- играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.

Возрастные особенности психофизического развития детей

        Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

        На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

        Младшая группа (от 3  до 4 лет)

        В младшем дошкольном возрасте  развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

        Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Старшая – подготовительная группа (от 5 до 7 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.  

Основные задачи  музыкального развития детей дошкольного возраста:

  • развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
  • развитие музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству;
  • развитие музыкальности детей.

Раздел «СЛУШАНИЕ»

  • ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
  • развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
  • развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
  • развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Раздел «ПЕНИЕ»

  • формирование у детей певческих умений и навыков;
  • обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
  • развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
  • развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

  • развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
  • обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения; наиболее яркими средствами музыкальной выразительности;
  • развитие пространственных и временных ориентировок;
  • обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
  • развитие художественно-творческих способностей.

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

  • совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
  • становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
  • развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
  • знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
  • развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное,

импровизация на детских музыкальных инструментах

  • развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
  • способствовать активизации фантазии ребенка,
  • развивать стремление к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
  • развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Содержание работы по музыкальному развитию детей от 2 до 3лет

На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку. Совершенствуется музыкальная память и мышление. Дети помнят и узнают многие музыкальные произведения. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.

Формируются музыкально – сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности. В течение третьего года возрастает активность детей в музыкальной деятельности. Малыш получает удовольствие от пения, подпевает концы фраз, поет несложные песенки. Большинство детей поет песню выразительно, напевно, но неточно передают ее мелодию. Успешно проходят движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности. Любят танцевать под пение взрослых, а также под инструментальную музыку, без атрибутов и с ними. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Двигаться в хороводе им пока еще трудно. Дети способны активно участвовать в музыкально – сюжетных играх. В этом возрасте дети готово к музыкально – творческим проявлениям как в пении. Так и в играх – драматизациях.

Содержание образовательной области „Музыкальное развитие" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:

 • развитие музыкально художественной деятельности;

 • приобщение к музыкальному искусству.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Раздел «СЛУШАНИЕ»

Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Раздел «ПЕНИЕ»

Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты и т и т д.)

Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

К концу года дети узнают знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий); вместе с воспитателем подпевают в песне музыкальные фразы; двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движения с первыми звуками музыки; умеют выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; называют музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан.

Содержание работы по музыкальному развитию детей от 3 до 4 лет.

На четвертом году жизни интенсивно формируются основы его личности. Ребенок с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом, с образами его любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением. Продолжается становление музыкального восприятия, Внимание ребенка делается все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное), до конца. В этом возрасте у малыша уже достаточен объем музыкально – слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует об обогащении музыкальной памяти. Дети различают музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые разновидности песни (колыбельная, плясовая). Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: Дети без труда различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки. Осваивают музыкально -дидактические игры, упражнения. Но пока еще произвольность поведения только формируются, музыкальная деятельность имеет неустойчивый характер. Ребенок по –прежнему не может долго слушать музыку, и продолжительность ее звучания должна быть четко регламентирована. Движения под музыку становятся более координированными. Проявляется умение менять движения в связи со сменой характера музыки. В свободных плясках, как правило, движения остаются однотипными, но выполняются с радостью. Довольно слаба ориентировка в зале, продолжительность игры, танца небольшая. Однако все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Этот вид музыкальной деятельности является для них одним из наиболее привлекательных. В этом возрасте ребенок с удовольствием пробует импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Он с любопытством обследует музыкальные инструменты

Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение детей к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкально- ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.

Содержание работы по музыкальному воспитанию  для детей от 3 до 4 лет

Цель музыкального воспитания: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; познакомить с музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем; способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

Раздел «СЛУШАНИЕ»

Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы -септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Раздел «ПЕНИЕ»

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).

Раздел «ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них). Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и т.д. Формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивать танцевально-игровое творчество.

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков игры на детских ударных музыкальных инструментах.

На занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

К концу года дети могут:

 • слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы);

 • замечать изменения в звучании (тихо - громко);

 • петь, не отставая и не опережая друг друга;

 • выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.);

 • различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

Содержание работы по музыкальному развитию детей от 4 до 5 лет

Определенный слуховой опыт позволяет дошкольнику активно проявлять себя в процессе слушания музыки как вокальной, так и инструментальной. Восприятию музыки продолжает помогать иллюстрации. Ребенок способен запоминать, узнавать называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшимся развитии музыкальной памяти. Однако необходимо помнить, что у ребенка еще продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось, поэтому музыка не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

Ребенок по- прежнему проявляет интерес к пению, любит петь вместе со сверстниками и взрослыми, а также самостоятельно. Осознанно использует в пении средство выразительности: музыкальные (высота звука, динамические оттенки) и внемузыкальные (выразительная мимика). Правильно пропевает мелодии отдельных, небольших фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки, соблюдает несложный ритмический рисунок. Певческий диапазон в пределах ре-ля первой октавы. Голосовой аппарат ребенка не сформирован, дыхание слабое и короткое, дикция у многих детей остается нечеткой, но несмотря на это дошкольника можно успешно обучать пению.

Продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменятся внешне, становится более стройным, пропорционально сложенным, в области музыкально – ритмических движений у него появляются новые возможности: движения под музыку делаются более легким и ритмичными, удаются довольно сложные движения, качество исполнения движений повышается. Вместе с тем возможности детей этого возраста в музыкально – ритмической деятельности по – прежнему остаются сравнительно небольшими: легкость движений относительна, синхронность движений в паре, в подгруппе вызывает затруднения, выразительность движений не достаточна, длительность игры и пляски не продолжительна. Однако все это не снижает интерес детей и их возможности в освоении музыкальных игр, танцев, хороводов.

Ребенок проявляет большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках. В этом возрасте дошкольники лучше, чем малыши разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, могут из сравнивать, выделять из многих других. К этому времени у детей улучшается координации движения руки, обогащается слуховой опыт, поэтому они уже способны воспроизводить на одной пластинке металлофона элементарные ритмические рисунки.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти, развивается образное мышление, увеличивается устойчивость внимания. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.

 

В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни.

На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей особенностей каждого ребенка.

К концу года дети могут:

 • внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением;

• узнавать песни по мелодии;

 • различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы);

 • петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение;

 • выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками);

• инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы; играть на металлофоне простейшие мелодии.

Содержание программы направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

 • развитие музыкально художественной деятельности;

 • приобщение к музыкальному искусству».

Раздел «СЛУШАНИЕ»

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш).

Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро и т.д.)

Раздел «ПЕНИЕ»

Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно подвижно, согласованно. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Раздел «ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?". «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»), формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).

Раздел «РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО – ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА»

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Содержание работы по музыкальному развитию детей от 5 до 7 лет

Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Интенсивно продолжают развиваться музыкально – сенсорные способности. Дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладо -высотный слух. Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля. Прежде всего ритмического, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте, металлофоне, и на других, доступных их возрасту и возможностям.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Содержание работы по музыкальному воспитанию  для детей от 5 до 6 лет

Слушание музыки остается по – прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Они помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоционально – образное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах ре– си первой октавы, налаживается вокально – слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикции у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок. У детей формируется осанка, движения становятся более свободными, выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и управляемыми, слаженными и уверенными. Ребенок способен и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующие ритмичности и координированности исполнения.

Дети имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы на основе знакомых движений. У детей проявляется большое желание заниматься игрой на музыкальных инструментах, в элементарных импровизациях на металлофоне большего успеха дети достигают в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука.

Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни.

На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества:

- Развивать певческие умения детей.

- Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.

- Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.

- Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.

На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

К концу года дети могут:

 • различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня) звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

 • различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты);

• петь без напряжения, плавно, легким звуком, отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь в сопровождении музыкального инструмента;

 • ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки;

 • выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении;

 • самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов действовать, не подражая друг другу;

 • играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

Максимально допустимая образовательная нагрузка (занятия по музыкальному развитию)

(в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)

В каждой возрастной группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия и вечер развлечения/досуг/праздник (два раза в месяц).  

Группа

Возраст

Длительность занятия

(минут)

Группа раннего возраста

от 1,5 до 3 лет

10

Младшая группа

от 3 до 4 лет

15

Средняя группа

от 4 до 5 лет

20

Старшая группа

от 5 до 6 лет

25

Подготовительная группа

от 6 до 7 лет

30

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания на 2021-2022 учебный год

Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопроса...

Презентация рабочей программы воспитания на 2021-2022 учебный год

Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18»...

Рабочая программа музыкального руководителя на 2021-2022 год

Рабочая прогамма включает в себя описание задач и целей освоения музыкальной программы дошкольниками по возрастам , психологические особенности детей дошкольного возраста по группам,список музыкальных...

Проект "Рабочая программа воспитания на 2021-2022 учебный год"

Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы,  реализуемой в ДОУ, и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать восп...

Рабочая программа музыкального руководителя на 2021-2022 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и парциальной программы «Л...