Долгосрочный проект "Семейное чтение"
проект

Сечкова Светлана Юрьевна

Актуальность проекта: отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности, сегодня изменилось и приобретает для общества черезвычайно важное, даже первостепенное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №64»Солнечный зайчик» города Смоленска

Долгосрочный проект на тему:

Социально-педагогического партнёрства с родителями

«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ» 

Подготовила воспитатель

                                                                                первой категории

                                                                                              Сечкова С.Ю.

2018 год

ПРОЕКТ 

Социально-педагогического партнёрства с родителями 

«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ» 

1.Актуальность проекта. 

Сегодня, когда особенностями современного развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения считывать и анализировать информацию становится особенно высокой. Конкурентоспособность развитых государств, их участие в мировом рынке разделения труда все сильнее зависит от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации. Самообразование становится непрерывным, длящимся в течение всей жизни. 

 Информация в виде текстов - основа любого процесса образования и самообразования. Кроме того, велика роль чтения при создании человеком своей индивидуальной модели культуры. 

Отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности сегодня изменилось и приобретает для общества чрезвычайно важное, даже первостепенное значение. 

2.Проблема проекта. 

Уровень грамотности и культуры чтения детей в последние десятилетия вызывает обеспокоенность у родителей, учителей, библиотекарей в нашей стране. 

В отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Ведь чтение - это труд, который в первую очередь и делает человека мыслящим. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. 

Огромную, решающую роль в формировании культуры чтению детей играет семья, ее социокультурная среда и читательская культура родителей. 

3.Условия социально-педагогического партнёрства в проекте «Семейное чтение». 

Реализация проекта предполагает: 

  • совместную деятельность родителей и детей; 
  • взаимодействия педагога с родителями; 
  • взаимодействие педагога с детьми; 
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители. 

Социально-педагогическое партнерство в системе «семья – образовательное учреждение» возможно при реализации определенных организационно - педагогических условий, к которым отнесены: 

  1. принципы построения взаимодействия: открытости, динамичности, целеполагания, командообразования, событийности, корпоративности, гуманизации, созависимых отношений, интеграции, ответственности, добровольности, социальной адекватности, предсказуемости, недетерминированности и др.; 
  2. организация совместной (командной) деятельности в системе «педагоги – дети – родители» на основе событийных мероприятий в образовательном учреждении (стратегическое и тактическое планирование развития школы, обозначение приоритетных задач, участие в конкурсах, поездках, в разрешение проблемных ситуаций с детьми и др.). 
  3. внедрение отношений в форме социально-педагогического партнерства в системе «семья – образовательное учреждение», при определенных организационно-педагогических условиях, способствует получению позитивных результатов при решении педагогических задач. 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА: 

Активизировать чтение детей за счет совместных занятий с родителями 

Организация сотрудничества “ученик-педагог-родитель» Повысить рейтинг книги в досуге семьи Ожидаемые результаты: 

  • Осознание каждым родителем ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания. 
  • Увеличится количество духовно-нравственных мероприятий для детей и их родителей. 

-Увеличится количество посещений в школьной и городской библиотеке. 

-Улучшение качества чтения обучающихся. 

  • Популяризация семейного чтения как источника формирования интереса к книге 

 

 

Описание работы над проектом 

Семья, культурные отношения внутри нее, во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. 

Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного материала. А поскольку из разных видов текстов именно художественные тексты раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще. 

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок. 

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. 

Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. 

Семейное чтение отличается от других видов чтения (делового, нормативного, учебного, развлекательного, самообразовательного) следующими особенностями: 

  1. В основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от

«чтения про себя»; 

  1. Модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие; 
  2. Модель «семейное чтение» тесно связано с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» – как библиотеки особого вида. 
  3. В модели «семейное чтение», в отличие от других моделей, одномоментно реализуются практически все важнейшие функции чтения такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная. 

Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей. 

  • Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях. 
  • Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений. 
  • В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. 
  • Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения. Общение в процессе семейного чтения создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально. 

 

Этапы реализации проекта: 

 1 Этап - Организационно-подготовительный 

 

  1. Изучение методико-педагогическую литературу по данной теме. 
  2. Проведение анкетирования родителей и педагогической диагностики с детьми на начальном этапе.   
  3. Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах. 
  4. Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями. 
  5. Составление конспектов, презентаций образовательной деятельности, сценарии мероприятий. 

 

2 Этап - Основной 

 

Целью второго этапа стало повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, формирования традиции семейного чтения. 

 

  1. Проведение литературных, духовно-нравственных совместных мероприятий для гимназистов и родителей . 
  2. Проведение встреч, круглых столов, консультаций для родителей с целью формирования традиций семейного чтения. 

 

Формы работы с родителями и детьми 

  • экскурсии в детскую городскую библиотеку 
  • литературно-поэтические семейные встречи 
  • конкурсы духовной, патриотической поэзии 
  • тематические выставки семейных книг, презентации книг, обмен книгами 
  • выставки детских рисунков и поделок по любимым произведениям 
  • исследовательские, мультимедийные, творческие проекты 
  • оформление семейных газет, выставок 
  • анкетирование 
  • родительские встречи, круглые столы 
  • участие родителей в драматизациях литературных произведений 
  • создание семейных фильмов о классе 
  • литературно-исторические викторины, олимпиады 
  • дидактические игры-путешествия по произведениям и творчеству писателей 
  • конкурсы чтецов на церковно-славянском языке 
  • «Кирилло-Мефодиевские чтения» 
  • оформление «Дневников читателя» совместно с родителями 

 

Проводятся конкурсы: 

  • «Любимые книги всех членов нашей семьи» 
  • Самая необычная книга семейной библиотеки” 
  • Книги-юбиляры” 
  • Лучший отзыв о книге” 
  • Книги, которые семья читает вместе” 
  • Читаем сказку по ролям” 
  • Сочинений и рисунков: “Моя семья” 
  • Любимый литературный герой” 
  • Книга-подарок” 
  • «Книги, которые перечитывают». 
  • «Самодельная книга для моей семьи» 
  • «Семейные книжные коллекции» 
  • «Вечные ценности в книгах» 

Проводятся мероприятия: 

  • Познавательные викторины по прочитанным произведениям. 
  • Читательские конференции «Разные взгляды на одну книгу». 
  • Интерактивные викторины по любимым детским журналам. 
  • Совместные с родителями просмотры и обсуждения кинофильмов по произведениям детских писателей. 
  • Литературные праздники : “Любимый писатель” к юбилеям детских писателей, “Как хорошо уметь читать”, “Подрастаю с книжкой я”, “Возьмите книгу в круг семьи”. 
  • Цикл чтений “Духовная поэзия”. 

Темы родительских собраний: 

  • Как помочь ребёнку полюбить чтение? 
  • Роль чтения в формировании личности ребенка. 
  • Учимся читать вдумчиво. 
  • Что читают наши дети? 
  • Литературное чтение и грамотная речь. 
  • Традиции семейного чтения. 
  • Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка. 
  • Богатства семейной библиотеки. 

Проводится: 

  • Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм. 
  • Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей. 
  • Рекламирование новых книг для младших школьников. 
  • Составление буклетов-рекомендаций для семейного чтения на каникулах. 
  • Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка. 
  • Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей. 

3Этап - Заключительный. 

  1. Проведение педагогическую диагностику детей и анкетирование родителей на заключительном этапе. 
  2. Обобщение результаты реализации  проекта. 
  3. Подготовка выступлений на педсовете по представлению проекта, по итогам проделанной работы. 
  4. Освещение проекта на семинаре. 
  5. Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения 

 

Проводятся: 

Исследования для родителей, библиотекарей, учителей: 

  • Юный читатель” 
  • Традиции семейного чтения” 
  • Блиц -опросы учащихся, анкетирование родителей для выявление мотивов руководства чтением детей. 
  • Тестирование родителей и учащихся «Стиль семейного чтения» 

 

Результаты проекта «Семейное чтение»: 

 

  • Рост читательской активности учащихся и родителей, повышение востребованности школьной библиотеки. 

 

  • Повышение активности взаимодействия родителей, педагога, обучающихся . 

 

  • Положительная динамика культуры чтения школьников. 

 

 

Список литературы: 

 

  1. Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: 

Автореферат диссертации канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 2003. – 22 с. 

  1. Мелентьева, Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым2011»: .– Судак, 2011. 

7.Овсянникова, Л.П. Семейное чтение – основа проектной деятельности школьной библиотеки//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». М., [Б.г.]. URL:http://festival.1september.ru/articles/515354. 

8.Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/А. Павлова //Семейное чтение. - 2008.- №2.-С.9-12. 

9.Кириллова, А.И. Семейное чтение – одна из форм развития читательского интереса//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–

М.,[Б.г.].URL:http://festival.1september.ru/articles/310906 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...