Проект "Музыка и эмоции"
проект (подготовительная группа)

Россоха Алла Николаевна

Проект "Музыка и эмоции" проведен в подготовительной группе, совместно с психологом детского сада. Эмоции- это мир чувств, переживаний, настроения ребенка. Нужно к этому миру очень осторожно и бережно относиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzyka_i_emotsii_22021.docx214.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Теремок»

и детский сад «Алёнушка» структурное подразделение

МКДОУ детского сада «Теремок»

Родинского района с. Родино Алтайского края

Музыкально – психологический проект

Тема: «Моё настроение в музыке.»

Разработчики: Демьянова Е. М., педагог – психолог

Россоха А. Н. – музыкальный руководитель

с. Родино

2021 учебный год

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Этапы работы..…………………………………………………………..4
  3. Итог проекта……………………………………………………………..5
  4. Список литературы………………………………………………………6

Приложения ……………………………………………………………………7

Введение.

Актуальность.

Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем  может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

На протяжении длительного времени музыку считали важным средством формирования личностных и духовных качеств ребёнка. Современные научные исследования Б.В.Асафьева, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского информируют нас о том, что музыкальное развитие воздействует на эмоциональную сферу, мышление, ребенок видит красоту в искусстве и в жизни.

Эмоциональная сфера имеет главенствующее значение в личностном развитии. Эмоции мотивируют, организуют и направляют восприятие, мышление и действие. Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Наблюдая за детьми подготовительной к школе группы, стало заметно, что эмоциональное состояние детей нестабильно. У детей проявляются яркие эмоциональные всплески, как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Подводя итоги вышесказанному выделяем цель нашего проекта.

Цель проекта: развитие эмоциональной сферы детей через совместную деятельность педагога-психолога, музыкального руководителя и детей, по средствам психогимнастики и классической музыки.

Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о чувствах, эмоциях.
  • Формирование чувства контроля над своими эмоциями, умение ими управлять.
  • Расширять знания детей о музыке.
  • Воспитывать сопереживание музыке, эстетические чувства.

Планируемые результаты:

  • У детей сформируется понятие о своих чувствах, переживаниях, понимание настроения музыкальных произведений.
  • Снизиться уровень тревожности.
  • Улучшится эмоциональный фон группы.

Система принципов и подходов, применяемых при работе с детьми:

  • Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в  доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: играх, продуктивной деятельности;
  • Принцип гуманистичности - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
  • Принцип создания непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.
  • Принцип творческой направленности – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
  • Принцип последовательности – усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.

Вид проекта:

Информационно - творческий

 Краткосрочный: с 15.03.2021- 02.04.2021 г.

Групповой

Участники: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительной к школе группы, дети подготовительной к школе группы, родители.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный

  • Постановка проблемы
  • Разработка плана проекта
  • Проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Тест Кактус», «Рисунок семьи», «Рисунок человека»), наблюдение  
  • Подготовка атрибутов к итоговому мероприятию
  • Подбор материала по теме
  • Подбор консультативной информации для родителей

2. Основной

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей «Ваши знания о ребенке» и «Музыкальное развитие ребенка».
  • Размещение в родительском уголке:  

Консультация для родителей «В мире детских эмоций».

Памятка для родителей «Возрастные особенности развития ребенка 6 – 7 лет».

Памятка для родителей «Классическая музыка в жизни ребенка».

Работа с детьми.

  • Проведение с детьми занятий по психогимнастике.
  • Просмотром словацкой сказки «У Солнышка в гостях» без музыки и движений, только картинки с сопровождением текста рассказчиком.
  • Подбор музыкального материала к героям сказки из музыкального репертуара программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
  • Рисование героев сказки «В гостях у солнышка» под фоновую музыку из репертуара программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой

3. Итоговый

Музыкальный спектакль «У Солнышка в гостях»

Итог проекта:

  • В результате проектной деятельности, дети расширили свои знания о чувствах, эмоциях.
  • Занятия по психогимнастике дали детям начальное умение в управлении чувствами.
  • При прослушивании классической музыки дети научились чувствовать и сопереживать музыке и понимать настроение музыки; расширились знания детей о музыке.

Список литературы

  1. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду / Л.Н.Башлакова. – Мн.: Технопринт, 2005.
  2. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. – М.:»Генезис», 1999.
  3. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры / В.М.Минаева. – М.:АРКТИ, 1999.
  4. Семенкова, С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет / С.И.Семенкова. – М.: АРКТИ, 2002.
  5. Хухлаева, О.В. Лесенка радости / О.В.Хухлаева. – М., 1998.
  6. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И.Чистякова. – М.: Просвещение, 1995.
  7. Яковлева, Н. Психологическая помощь дошкольнику / Н.Яковлева. – Спб: Валерии СПД, 2001.

Приложение 1.

Методика «Волшебная страна чувств»

(Т. Грабенко, Т. Зинкевич – Евстегнеева, Д. Фролов)

Цель этой методики: исследование психоэмоционального состояния.

Перед ребенком (или детьми) педагог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Инструкция 1: «Далеко - далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Кто - то живет в красном домике, кто - то в синем, кто - то в черном, кто - то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что скрывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда - всю краску унес ветер. У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики». Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика». Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри - вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карга еще не исправлена. Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту». Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это - человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно, например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлаc подкрепить свои слова рассматриванием карт). Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.

Обработка результатов. При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон: голова и шея (символизируют ментальную деятельность); туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность); руки до плеч (символизируют коммуникативные функции); тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний); ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний). Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мысленную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Оценка эмоциональных проявлений Г. Степановой

Для оценки эмоциональных проявлений Г. Степановой разработана пятибалльная шкала, в которой представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним.

 Страх

1 балл – спокоен, нерешителен, малоактивен,

2 балла – таращится, пялит глаза, уклоняется,

3 балла – хмурит брови, возбужден, напряжен,

4 балла – отказывается смотреть, убегает, плачет,

5 баллов – хватается за близкого, замирает, визжит

Гнев

1 балл – спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;

 2 балла – надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы,

3 балла – убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки;

 4 балла – все отвергает, плачет, дерется,

 5 баллов – орет, визжит, кидается чем-либо, набрасывается

Радость.

 1 балл – расслаблен, слегка улыбается,

 2 балла – напевает, глаза сияют, «щебечет»,

 3 балла – обнимается, активно играет, широко улыбается,

4 балла – размахивает руками, прыгает, хвастается;

 5 баллов – хохочет, дурачится, восторженно кричит.

Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, воспитатель может составить карту эмоционального состояния детей группы. Чтобы проследить динамику самоощущения ребенка в детском саду, можно провести тестирование, направленное на изучение того, насколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате воспитательных воздействий.

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

Методика выполнения: ребенку дается инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения рисунка в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

Этот кактус домашний или дикий?

Этот кактус сильно колется?

 Его можно потрогать?

Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

 Кактус растет один или с каким-то растением по-соседству?

Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

 При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение, размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики. Важно учитывать характеристику «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный), характеристику иголок (размер, расположение, количество).

Качества испытуемых

Признаки рисунка

Агрессия

Наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности

Импульсивность

Отрывочность линий, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление лидерству

Крупный рисунок, центр листа

Неуверенность в себе, зависимость

Маленький рисунок, расположение в низу листа

Демонстративность, открытость

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

Скрытность, осторожность

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм

Использование ярких цветов, «радостные» кактусы

Тревога

Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

Женственность

Наличие украшений, цветов, мягких линий и форм

Экстравертивность

Наличие на рисунке других кактусов или цветов

Интровертивность

На рисунке изображен один кактус

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности

Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества

Дикорастущие, «пустынные» кактусы

Приложение 2.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«В МИРЕ ДЕТСКИХ ЭМОЦИЙ»

                                                       …Поделись улыбкою своей,

                                                                   И она к тебе не раз еще вернется…

                                                                                                   М.Пляцковский.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Дошкольное детство - особый период в развитии ребенка, когда развиваются общие способности, необходимые каждому человеку в любом виде деятельности.

В этот период дети менее чувствительные к чувствам других, они не всегда могут понять их, не могут выразить и осознать свое внутреннее состояние и свое настроение, и, часто, показывают его в резкой форме. Отсюда и возникают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Кроме того, скудная эмоциональная сфера является причиной задержки развития интеллектуальной сферы. Дети меньше интересуются чем-то новым, в их играх отсутствует творчество, а некоторые совсем не желают играть.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, а что раздражает. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится разнообразнее и богаче.

До 3-х лет эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. Однако то, что дети способны к так называемому «хорошему поведению», еще не значит, что оно постоянно будет таким.

Для младшего дошкольника характерны резкие перепады настроения, ведь его эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес день, полный напряжения, он вполне может себя вести, как меньший по возрасту ребенок. И это является сигналом для взрослого, что в данный момент ему нужна помощь и поддержка. На настроение малыша 3-4 лет начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Он начинает оценивать поведение окружающих людей.

К 4-5 годам ребенок становится более выносливым физически. Это стимулирует развитие психологической выносливости. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми их сторонами жизни. Ребенок 6 лет может быть сдержанным и скрыть страх, агрессию, слезы. Но только тогда, когда это очень нужно.

Наиболее сильным и важным источником для беспокойства становятся отношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность «быть хорошим» для окружающих, определяет поведение ребенка. Эта потребность определяет появление сложных многоплановых чувств: ревности, сочувствия, зависти.

Процесс распознавания и передачи эмоций является сложным и требует от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Дети обращают внимание главным образом на выражение лица, не замечая пантомимику (жесты, осанка). Старшие дошкольники имеют еще недостаточные представления об эмоциональном состоянии человека и их проявлениях.

Эмоции не развиваются сами по себе. Меняются установки личности, ее отношение к миру, и вместе с ними формируются и изменяются эмоции. Воспитание через эмоциональные воздействия - очень тонкий процесс. Основной задачей его является не подавление и искоренение эмоций, а правильное управление ими.

Вырастить и воспитать  психически здорового и эмоционально устойчивого ребенка Вам помогут следующие рекомендации:

  • Окружите ребенка атмосферой психологического комфорта: откажитесь от недоразумений и конфликтов, категоричности, повышенных, необоснованных и непонятных требований к ребенку.
  • Освободите ребенка от негативных переживаний. Научитесь управлять своими действиями и высказываниями.
  • Увеличьте эмоциональное общение с ребенком: интересуйтесь его внутренним состоянием, переживаниями, желаниями.
  • Проявляйте любовь к ребенку объятиями, поглаживанием, поцелуями, ласковым взглядом и теплым словом.
  • Вселяйте веру ребенка в его силы, возможности.
  • Одобряйте малейший успех ребенка, особенно неуверенного и застенчивого.
  • Будьте рядом с ребенком в его трудностях и радостях.
  • Свои замечания или пожелания высказывайте тактично.
  • Будьте терпимы и доброжелательны.

Чтобы ребёнок ощущал себя комфортно и оценивал себя положительно необходимо:

  • Оказывать психологическую поддержку, проявляя искреннюю заботу о ребёнке;
  • Как можно чаще давать позитивную оценку действиям и поступкам малыша;
  • Хвалить его в присутствии других детей и взрослых;
  • Исключить сравнения детей.

Рекомендации

для профилактики отклонений в эмоциональном развитии ребёнка

  • Снятие эмоциональных зажимов. Этому способствуют подвижные игры, танцы, музыка, пластика, физические упражнения;
  • Проигрывание разнообразных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.;
  • В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста - наиболее эффективно использовать игры с куклами. Ребёнок сам выбирает «смелую» и «трусливую», «добрую» и «злую» кукол. Роли следует распределять следующим образом: за «смелую» куклу говорит взрослый, за «трусливую» - ребёнок. Затем меняются ролями, что позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;
  • Открыто побеседовать с ребёнком о чувствах, оказывающих отрицательное воздействие на существующий у него образ «Я». Это не всегда удаётся сразу, ребёнок часто не хочет говорить об этом вслух. Но если он доверяет Вам, он сможет выразить свой негатив словами. При проговаривании вслух чувства ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного воздействия на психику.

Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что затруднения в осознании и определении своих чувств и эмоций, непонимание чувств и эмоций окружающих повышают риск возникновения психических заболеваний, как у детей, так и у взрослых.

Поэтому взрослые (родители, воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Приложение 3.

Консультация для родителей

«Классическая музыка в жизни ребенка»

Картинки по запросу классическая музыка для детей

Никто не сомневается в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. И конечно, педагогические работники с вами абсолютно солидарны. На протяжении всей педагогической работы, мы также ищем ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки?

Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2-3-летние малыши, с которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа». Но и они уже успели послушать этой пресловутой «попсы» и, не научившись еще как следует говорить, уже выпевают разные «муси-пуси». А на просьбы к ребятам спеть свою любимую песню, они исполняют хиты современных исполнителей!

Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек.

И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то же время так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную – и эти минуты душевного единения останутся надолго и в вашей памяти, и в памяти вашего ребенка.

И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. И конечно, это должна быть классическая музыка.

У родителей конечно же, может возникнуть скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык?

 Нет, не рано! Это подтверждено исследованиями ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека.

Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего вашего ребенка.

Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствую общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка дошкольного возраста, будущего первоклассника. К этому стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются аналитические способности.

Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. И если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои умения и обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все делают правильно.

Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки, чаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим другом!

Приложение 4.

Игры, упражнения, этюды по проживанию эмоциональных состояний

детьми дошкольного возраста

1.Игра «Облака»

Цель: развитие воображения, выразительности движения, эмоциональных состояний радости, веселья, грусти.

Описание игры: воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака, а я на них смотрел

И два похожих облака найти я захотел

Я долго всматривался в высь и даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое смеется надо мной: 
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку махал я вслед рукой.
А вот другое облачко расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно
И вдруг по небу грозное страшилище летит
И кулаком громадным сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья, но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище пустилось наутек.
А маленькое облачко над озером плывет,
И удивленно облачко приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой
Такой мохнатый, маленький?
Летим, летим со мной.
Так очень долго я играл и вам хочу сказать,
Что два похожих облачка не смог я отыскать.
                                                      Н.А.Екимова

2. Игра «Садовник»
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Описание игры: воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.

3. Игра «Насос и мяч»

Цель: учить детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.
Описание игры: дети играют парами. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

4.Игра «Дожди»
Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.
Описание игры: дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.

5. Игра «У моря»
Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения. 
Описание игры.
Воспитатель говорит: «Представьте, что вы сидите у моря. Теплое, ласковое солнышко. Мы загораем. Подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (вдох). Летит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот (задержать дыхание). Энергично двигать губами и руками. Жучок улетит. Слегка открыть рот. Облегченно вздохнуть. Нос загорает, подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть (вдох). Сморщить нос, поднять верхнюю губу к верху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (выдох). Брови – качели. Снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслаблены мышцы лица (в тени, полусвет).

6. Игра «С платком»
Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

  • бабочку;
  • принцессу;
  • волшебника;
  • бабушку;
  • фокусника;
  • человека, у которого болит зуб;

  • морскую волну;
  • лису.

После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»

7. Игра «Выбери девочку»
Цель: развитие произвольности, наблюдательностивоображения.
Описание игры: дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А.Барто.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
– Какая девочка бросила зайку? – задает вопрос воспитатель, после чтения стихотворения.
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ой, досточка кончается,
Сейчас я упаду.
Какая девочка испугалась за бычка?
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Какая девочка пожалела мишку?
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Какая девочка любит свою лошадку?
Дети играют с любимыми игрушками.

8. Игра «Угадай настроение»
Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.
Описание игры: дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»

9. Игра «Говорящие предметы»
Цель: развивать у ребенка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.
Описание игры: в ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.
Начинает первый ребенок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребенок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»
Педагог предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.

10. Игра «Надувала кошка мяч»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Описание игры: дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст:
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
На слова: «надувала кошка шар...» дети выпрямляют туловище, надувают щеки. На сигнал «лоп» – «шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.

11. Игра «Зеркало настроения»
Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.
Описание игры: игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.

12 Игра «Обними и приласкай игрушку»
Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости
Описание игры: воспитатель вносит в группу одну или несколько мягких игрушек, например: куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу воспитателя они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы поласкать. Первый ребенок берет игрушку, обнимает ее, ласкает и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем ребенок передает игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

13. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»
Цель: развивать эмоциональные состояния радости, удивления, злости, страха, тренировать различные интонации голоса.
Описание: дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке.

14. Игровое упражнение «Посочувствуй другому»
Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.
Описание игры: упражнения выполняются в парах. Воспитатель задает разнообразные ситуации.

  • Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
  • Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).
  • Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).
  • Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку, обняла, как еще можно утешить девочку?).
  • Девочки подобрали котенка, пожалели его, попоили молоком.
  • Друг угощает конфетами (у одного ребенка воображаемый пакет с конфетами. Он протягивает его другому. Ребенок берет конфету, благодарит, разворачивает обертку, кушает конфету. На лице – удовольствие).

Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями.

15 Игровое упражнение «Закончи предложение»
Цель: учить детей опознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Описание: Моя любимая игра…
Моя любимая игрушка…
Мое любимое занятие…
Мой лучший друг…
Моя любимая песня…
Мое любимое время года…
Мои любимые сладости…
Моя любимая книга …
Мой любимый праздник…
Мой любимый сказочный герой…
Моя любимая считалка…
Мой любимый мультфильм…
Моя любимая сказка…
Мой любимый цветок … и т.д.

16 Игровое упражнение «Я и мое настроение»
Цель: учить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении также можно использовать метод незаконченных предложений:
Я радуюсь, когда…
Я горжусь тем, что…
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я злюсь, когда…
Я был удивлен, когда…
Когда меня обижают,…
Я сержусь, если…
Однажды я испугался…

17. Игровое упражнение «Морщинки»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение, закреплять эмоциональные состояния: радости, интереса, удовольствия и т.д.
Описание: воспитатель предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, молодцы!

18. Игровое упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: учить детей быть спокойными, радостными, удовлетворенными.
Описание: солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щеке, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

19. Игровое упражнение «Царевна Несмеяна»
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к партнеру, умение видеть в нем прежде всего положительные качества.
Описание: с помощью считалки или по договоренности выбирается «Царевна Несмеяна». Чтобы Несмеяна улыбнулась, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая, отзывчивая, веселая. Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах, поступках.

20. Игровое упражнение «В центре круга»
Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ощутить эмоциональное удовлетворение собой и дружескую поддержку.
Описание: дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается воспитателем или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д. 
Примечание: это игровое упражнение рекомендуется проводить в течение длительного периода, чтобы у каждого ребенка была возможность побывать в центре круга.

Приложение 5.

Конспекты занятий по проживанию эмоциональных состояний

детьми дошкольного возраста.

Занятие 1. «Наше настроение»
Цель: знакомство детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых людей.

Задачи:

  1. Показать в доступной форме изменчивость настроения.
  2.  Учить детей понимать настроение другого человека
  3.  Познакомить со способами управления и регуляции настроения.

Ход занятия.

Упражнение на приветствие: Игра «Выполни задание»

Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь в округ. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зелёную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте сыграем в игру.

Садитесь удобно на ковёр, как только вы услышите команду и найдёте это у себя, то должны будете выполнить задание:

Похлопайте в ладоши те, у кого карие глаза.

Коснуться кончика носа тем, у кого есть что-то розовое в одежде.

Погладят себя по голове те, кто никогда не обижает других.

Улыбнутся те, кто умеет помогать детям и взрослым.

Хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.

Стоят на правой ноге те, у кого сегодня хорошее настроение.

Педагог: ребята, мы рады, что у вас у всех хорошее настроения и сегодня мы с вами поговорим о том, какое же настроение бывает (ребята, очень грустно, что ни у всех сегодня хорошее настроение, мы надеемся, что к концу занятия настроение станет лучше у всех)

Упражнение «Угадай настроение»
Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.
Описание игры: дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»

Педагог предлагает игру «Жмурки»
По считалке дети выбирают «жмурку», потом раскручивают его по кругу, завязав глаза, под слова диалога:

На чем стоишь?

 На мосту,

Что продаешь?

 Квас

Ищи мышей, а не нас!

Игра повторяется 2-3 раза. По ее окончании педагог обращается к детям, у кого, например, в начале занятия было настроение не очень веселое, грустное?

Стало ли вам веселей, радостней?

Педагог определяет словесно общее настроение детей.
Рисование на тему «Какое у меня настроение»

Занятие 2. «Радость»
Цель: Знакомство детей с эмоцией радости.

Задачи:

  1. Учить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства
  2. Развивать эмпатию.

Ход занятия.


Предложить детям прослушать пьесу П.И. Чайковского «Новая кукла».
Вопросы к детям:

  • О чем вы думали, когда слушали музыку?
  • Что чувствовали?
  • Что хочется делать под такую музыку?

Повторное прослушивание музыкального произведения.

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость. Сделать акцент на то, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

Предложить детям нарисовать «Радость» и рассказать о своем рисунке: «Что такое радость для меня?»

Показываю детям коробочку, закрытую крышкой. Дети пытаются отгадать на слух, что там находится. Как вы думаете, что там может быть? На самом деле там конфетки. Но они не простые: как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостнее.
Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле:

  • пусть они избавятся от болезней;
  • пусть никогда не умирают;
  • пусть у всех будет дом;
  • пусть все хорошо живут;
  • пусть все будут счастливы.

Занятие 3. «Поговорим о доброте»
Цель: расширить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях

Задачи:

  1.  Воспитывать стремление совершать добрые поступки
  2.  Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка
  3.  Формировать позитивный образ своего «Я»
    Ход занятия
    Упражнение «Помоги волшебнику».
    Педагог обращает внимание детей на то, что волшебник попал в трудную ситуацию и ему нужна помощь.
    Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы – об игрушках, с которыми он иногда любит играть.
  • Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

  • Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(А Барто)
У волшебника есть фотографии трех девочек. Он хотел разобраться, которая из девочек бросила Зайку, которая оторвала лапу Мишке, а которая очень жалеет Мишку и Зайку.

  • Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

Педагог предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику. (Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым).

  • Посмотрите, какая вот эта девочка? Какое у нее лицо? Что сделала это девочка?

Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками.

  • Начала играть с Зайкой в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.
  • А эта девочка любит драться, обижать других, она оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.
  • А эта девочка добрая – всех жалеет.

Педагог предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку.
Взрослый обращает внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым (изображение злого лица заменяется соответствующим).
Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное. Звучит сказочная музыка, и волшебник дарит детям сказку о птицах. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Спаси птенца». Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что Ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к Вам.  


Занятие 4. «Удивление»
Цель: Знакомство детей с эмоциональным состоянием удивления

Задачи:

  1.  Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства
  2. Развивать эмпатию.

Ход занятия
Педагог:
 «Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!»
Вспомним, о каких чувствах мы с Вами уже говорили? Да, мы знаем такое чувство, как радость. Сегодня мы познакомимся с удивлением. Попробуйте изобразить на своем лице чувство удивления. Как Вы думаете, оно будет долго длиться или мгновенно возникает и быстро пропадает? Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает. Рассматриваем с детьми пиктограмму «удивление». Что же происходит с нашими лицами? С бровями? Правильно, они подняты вверх. С глазами? Они широко открыты. С губами? Они растянуты и похожи на букву «О». Удивление можно сравнить с прикосновением.

  • Чтение рассказа Е.Носова «Живая шляпа».
  • Почему рассказ называется «Живая шляпа»?
  • Как Вы думаете, кто мог находиться под шляпой?
  • Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота?
  • Что произошло с лицами мальчиков: глазами, губами?
  • Покажите.

Упражнение «Зеркало». Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.
Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.
Вопросы:

  • Что общего в том, как Вы изображали удивление?

Игра «Фантазия».
Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

  • к нам пришел слон…
  • мы оказались на другой планете…
  • внезапно исчезли все взрослые…
  • волшебник ночью поменял все вывески на магазинах…

Занятие 5. «Страх»
Цель: Закрепление у детей эмоционального состояния страха

Задачи:

  1.  Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства
  2. Развивать эмпатию.

Ход занятия.
Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро»!
Ребята, посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то. Какое же это может быть чувство? Да это чувство страха.
Игра «Гуси-лебеди». Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей поляне. Когда воспитатель подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики. Игра повторяется несколько раз.
Упражнение «Найди пиктограмму». Дети выбирают пиктограмму страха из восьми базовых эмоциональных состояний: интереса, радости, удивления, удовольствия, стыда, злости, горя, страха.
Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей. Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

  • Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики».
  • Отметить и разобрать с детьми прямой и скрытый смысл поговорки.

Вопросы к детям:

  • Пугались ли Вы когда-нибудь так, что причина страха Вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?
  • Чтение отрывка из сказки С.Михалкова «Три поросенка» (эпизода, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).
  • Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?
  • Предложить детям нарисовать Наф-Нафа, который не боится страшного волка.

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.
Показать детям карточки из игры «Азбука настроения». На карточках изображены: попугай, рыба, кошка, мама, папа, мышка. Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможет показать каждый из Вас. При этом надо сказать о том, чего боится Ваш герой и что надо сделать, чтобы его страх пропал. (Цель – научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа).

Занятие 6. «Хорошее настроение – каждый день»
Цель: развивать доброжелательность в общении между детьми. Создавать эмоционально-положительный настрой в группе (через вербальные и невербальные средства общения).
Ход занятия
Педагог. Я хочу вам рассказать одну историю о Добре и Зле.
Встретились однажды на дороге Добро и Зло. Улыбнулось Добро, поздоровалось первым.
– Добрый день тебе, путник!
Усмехнулось Зло: 
– Для кого добрый, а для тебя — нет 
– Почему же? — удивилось Добро, – небо чистое и голубое, солнышко ясное, да и дорога хороша. Погляди вокруг, какая красота на Земле!
– Да потому что я Зло. Со мной по миру идут горе, болезни и разные беды. А дружат со мной лодыри, обманщики, хитрецы и драчуны. И любой хороший день я могу испортить.
– А я, – спокойно ответило Добро, – стараюсь и умею помогать людям, люблю людей. От этого их жизнь становится лучше. Поэтому и любят меня люди, и дружат со мной.
Давайте поможем Добру прогнать Зло. 
Игра «Назови ласково по имени и скажи: Я рад (а)»
Стоя в кругу, участники обращаются друг к другу по очереди:
«Я рад (а) тебя видеть ». Заканчивая фразу, обнимают друг друга. После того, как все дети по кругу обменялись приветствиями, говорят хором: «Мы рады друг друга видеть». 
Педагог: «С помощью радости, любви, добра и улыбок мы победим Зло». 
Игра «Нарисуй Добро и передай соседу»
Каждый ребенок получает лист бумаги и запоминает его (все листы желательно пометить рисунком индивидуально для каждого ребенка).
Играет спокойная музыка. Упражнение выполняется на полу в кругу. Дети располагаются сами, кому как удобно. После того, как все дети поделились добротой, и все листочки опять вернулись к своим хозяевам, воспитатель читает стихотворение «Радость». 
Радость – мир на всей планете! 
Радость – маленькие дети.
Радость – солнце над землею,
Неба синь над головою.
Серебристая дождинка,
Ручеек веселый, звонкий.
И летящая снежинка,
И росточек нежный, тонкий.
Педагог.: «Чтобы ничего плохого в нас не осталось, все обиды, зло, горе, болезни давайте прогоним из себя. Делаем маленький коротенький вдох и сильный резкий выдох (3-4 раза)».
Игра «Похвали себя». Дети садятся по кругу так, чтобы им было удобно. Педагог предлагает детям похвалить себя. В этой игре дети должны говорить о себе только хорошее.
Игра «Моем машину». Группа выстраивается в 2 шеренги, лицом друг к другу. Один ребенок в начале шеренги — «машина», второй в конце – «сушилка». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют: поглаживают, потирают и т.д., делая это бережно и аккуратно. «Сушилка» должна ее высушить – обнять. Потом «сушилка» становится в шеренгу, прошедший мойку становится «сушилкой», и с начала шеренги идет следующая «машина». 
Игра «Дерево дружбы». В конце занятия все берутся за руки. Один человек – дерево. Он стоит на месте, а игрок с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг него. 
Педагог: «Вы чувствуете, как хорошо, как тепло, когда вас нежно, ласково обнимают, и как неприятно, когда толкают, обижают. Давайте дружбу бережно хранить, давайте будем добрыми, и пусть с нами живет рядом Добро, а Зло мы не пустим к себе».

Приложение 6.

Музыкальный спектакль «У Солнышка в гостях»

Участники (действующие лица): музыкальный руководитель (муз.сопровождение), педагог-психолог (ведущий), дети старшей группы: солнышко, две тучки, двое цыплят, сорока, заяц, ёж, месяц, звёздочки.

Ход мероприятия:

Ведущий: Жило-было на небе красивое, яркое солнышко, которое обогревало всех своими тёплыми лучами (этюд «Солнышко» (Звучит А. Рубинштейн «Мелодия».)

Ведущий: Однажды большие тучи  закрыли солнце. Три дня не показывалось на небе. (этюд «Тучки» (Звучит Г. Свиридов. Времена года «Весна и осень» (Осень).).

Ведущий: Заскучали цыплята без солнечного света и решили солнышко найти. Начали собираться в путь (этюд «Цыплята» (Звучит П. Чайковский «Маленький марш» из сюиты № 1 ре минор).).

Ведущий: Увидела их сорока, подлетела к ним и затараторила (этюд «Сорока») (Звучит М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».):

Сорока спросила  цыплята, куда вы идете?

Цыплята: (самостоятельный ответ)

Ведущий: Сорока сказала, что она пойдет с ними. А цыплята стали спрашивать, не знает ли она, где солнышко живет?

Цыплята: ответ.

(Звучит П. Чайковский «Маленький марш» из сюиты № 1 ре минор.)

Ведущий: Пошли они к зайцу. (этюд «Заяц» (Звучит М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».) Увидев зайчишку, они наперебой опять стали спрашивать о солнышке.

Цыплята и сорока: спрашивают.

Ведущий: Зайчик только отрицательно помахал лапками и направил их к ежику за речку.

(Звучит П. Чайковский «Маленький марш» из сюиты № 1 ре минор.)

Ведущий: Переправились они через ручей, нашли ежа (этюд «Ёжик» (Звучит И. Штраус «Полька-пиццикато».) И дружно все вместе опять спросили про солнышко, где же оно живет?

Все вместе: вопросы детей.

Ведущий: Как не знать! Ответил Еж- Знаю, за дубом- большая гора. На горе-большое облако. Над облаком – серебристый месяц. А там и до солнышка недалеко. Взял ёж палку и пошёл дорогу показывать.

(Звучит П. Чайковский «Маленький марш» из сюиты № 1 ре минор.)

Ведущий: И вот пришли они на макушку высокой горы прямо к месяцу в гости (этюд «Месяц и звёздочки» Звучит С. Прокофьев «Марш») и опять спросили о солнышке.

Все вместе: Месяц, месяц, покажи нам где солнышко живёт!

Ведущий: Привёл их месяц прямо к воротам солнцева дома. А в доме темно, света нет: заспалось видно солнце и просыпаться не хочет. Тут сорока затрещала, цыплята запищали, ёж палкой застучал и все вместе сказали: Солнышко, солнышко, вставай посвети!!!!

Все вместе: Солнышко, солнышко, вставай посвети!!!!

Ведущий: Солнышко рассердилось на зверят и объяснило, что его спрятала туча на три дня и теперь заблестеть оно не может.

Солнышко: Объясняет все зверятам.(этюд «Сонное солнышко» Звучит А. Рубинштейн «Мелодия». )

Ведущий: Начал заяц воду таскать. Сорока солнце водой умывать. Ёж – полотенцем вытирать. А цыплята соринки смахивать. Выглянуло солнце на небо чистое, яркое да золотистое. И везде стало тепло, светло и радостно!! Звучит Э. Григ «Утро» (Сюита «Пер Гюнт») 

Приложение 7.

        Анкета для родителей.

Дорогие мамы и папы! Для более глубокого и объективного изучения индивидуальных особенностей Вашего ребенка и отслеживания динамики его музыкального развития, пожалуйста, заполните предлагаемую Вам анкету.

Ф.И. заполняющего анкету:

Дата заполнения___________________________________________________________

1.Знания о ребенке.

1.1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный, общительный, застенчивый и т.д.)________________________________________________________________

1.2. Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?_______________________________

1.3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?__________________________

1.4. Насколько контактен с окружающими Ваш ребёнок?_____________________

1.5.Является ли Ваш ребёнок «кумиром семьи»?____________________________

1.6. Что в Вашем ребёнке Вас раздражает, как Вы с этим справляетесь?_____________________________________________________________________

1.7. Как Вы ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные «Почему»?___________________________________________________________________

1.8. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?______________________________________________________________________

1.9. Даёте ли Вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?_____________________________________________________

1.10. Решаете ли Вы с ребёнком его проблемы?_____________________________

2.) Музыкальное развитие ребенка.

2.1. С каким настроением, по Вашему мнению, Ваш ребёнок посещает музыкальные занятия?______________________________________________________________

2.2. Делится ли он с Вами своими успехами и впечатлениями в области музыки?____________________________________________________________________

2.3. Часто ли интересуетесь его достижениями?_____________________________

2.4. Упоминает ли ребёнок в своих рассказах имена композиторов – классиков, названия их музыкальных произведений, высказывает ли своё отношение к услышанному?____________________________________________________________________

2.5. Как Вы сами относитесь к популярной классической музыке, слушаете ли её дома?____________________________________________________________________

2.6. Считаете ли Вы, что классическое искусство в целом и музыка в частности оказывают положительное влияние на развитие и характер Вашего ребёнка?_________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."

Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...

Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка

  Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуа­ции. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его пред...

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

   Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...

Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....