Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми 5-7 лет.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Жукова Ирина Евгеньевна

По теме: "Детская Лаборатория"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_laboratoriya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми

старшего дошкольного возраста 5-7 лет

 Тема (проект):   Детская Лаборатория

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Участники деятельности ( проекта): дети, воспитатели, специалисты, родители

Продолжительность темы ( проекта): одна неделя

Цель : Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем развития его исследовательских способностей.

Задачи:  

1.  Дать представления о том, что такое исследовательское оборудование. Дать элементарные навыки работы с микроскопом. Формировать навык работы в коллективе. 

2.  Учить совершенствовать восприятия собственных органов чувств.

3. Формирование навыков исследовательской деятельности, умение ставить проблему, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов, умение делать выводы.

4. Воспитывать стремление сохранить и оберегать природный мир, видеть его красоту.

5. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

Название  итогового мероприятия :   Познавательное развлечение «Бум – Лаборатория»

Дата проведения:     17 января - День детских изобретений        ФИО ответственного  

Итоговый продукт с детьми:   

Итоговый продукт с родителями: Фотоколлаж «Эксперименты дома» 

Содержание работы по теме

Образовательные области

 Виды

детской

деятельности

Формы работы с детьми

Физическое развитие

Двигательная

Утренняя гимнастика Январь комплекс № 2 (Комплекс утренних гимнастик для старшей группы)

«Бодрящая гимнастика» Комплекс гимнастик после сна № 10 «Жук»

Дыхательные упражнения «Пчелка»

Глазная гимнастика «Снегопад», «Волшебный сон»,  (Картотека гимнастик для глаз)

Игровой самомассаж «Массаж рук», «Массаж ног» (Картотека самомассажа)

Упражнения на профилактику осанки и свода стопы: «дорожка здоровья»; корригирующая ходьба, игры с массажным мячиком, босохождение

Физминутки «Елка», «Вышел зайчик» (Картотека физкультминуток)

Пальчиковая игра «Белые медведи», «Зимние виды спорта» (Картотека пальчиковых игр Январь)

Основные движения  Ходьба и бег в колонне по одному, врассыпную, змейкой, по кругу; Ходьба по шнуру; Прыжки через бруски; Малоподвижная игра «Найди снежинку»; Прокатывание мяча; Игровые упражнения: «Веселые снежинки», «Кто быстрее до снеговика», «Кто дальше бросит», «След в след»

Строевые упражнения в круг, парами, в колонну, шеренгу, полукругом, врассыпную

Спортивные упражнения: Перешагни, не наступи”, “Броски мяча вверх”, “Прыжки через предметы на двух ногах”, «Прыжки в длину с места», «Перебрасывание мячей», «Ходьба как на лыжах скользящим шагом» (закреплять навык скользящего шага как на лыжах).

Другие формы работы (элементы простейшего туризма, целевые прогулки, спортивные досуги, эстафеты и т.д.) Экскурсия к зимнему цветнику в детском саду. «Чья команда быстрей». Эстафета «Передай мяч».

Игровая

Подвижные игры: «Снег кружится», «Пятнашки», «Заморожу», «Совушка», «Успей пробежать», «Белки в лесу»,  «Догони снежный ком», «Снежинки и ветер», «Снежок», «На дворе мороз и ветер», «Два Мороза», «Ветер и снежинки», «Раз, два, три  - замри», «Мороз и зверята», «Море волнуется», «Мы весёлые ребята», «Снежная карусель», «Догоните меня», «Быстро возьми», «Сделай фигуру», «Все по местам», «Перепрыгни не задень», «Точно в цель», «Добрось до сугроба».

Народные (хороводные) игры: «Мы погреемся немножко», «Как на тоненький ледок»; «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Змея», «Бабка-Ёжка», «Круг кружочек», «Клубок», «Водяной», «Заводите хоровод»; «Снежная баба»

Игры с элементами спорта: «Хоккей», «Футбол»

Игры-соревнования: «Кто быстрее», «Попробуй, повтори», «Катание друг друга на санках», «Пробеги – не задень»

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование: «Есть ли у воды запах?», «Чем пахнет вода?», «Цвет и прозрачность», «Снег и лед – тоже вода», «То ли тонет, то ли нет» (развивать наблюдательность, познакомить со свойствами предметов), «Превращение картофелины»,  «Куда делись чернила?», « Куда делась вода?», «Предметы впитывают воду», «Живой кусочек» (формирование представления о растениях). О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир) «В каком виде почвы растет растение?»(формирование представлений о видах почвы), «Какой вид почвы лучше пропускает воду?» (формирование представлений о свойствах различных видов почв), «Вода – жидкость». «Замачивание семян, наблюдение за их прорастанием». Понаблюдать, какие изменения произошли на дорожках детского сада. Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи (Формировать умение устанавливать взаимосвязи в природе. Познакомить с явлением «Наст»). ФЭМП: Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу. Закреплять пространственные представления и  умения использовать слова: слева, справа, внизу, впереди(вперед), сзади (за), между, рядом.Упражнять в последовательном назывании дней недели.

 Наблюдение «Зависимость таяния снега от температуры» (подвести детей к пониманию зависимости  состояния снега (льда) от температуры воздуха (чем выше температура, тем быстрее растает снег); за снегопадом, за силой и направлением ветра, за небом и облаками, за температурой на улице, (Расширять представление о многообразии неживой природы). «Что такое гололед?» (Сформировать представление о гололёде как явлении природы. Учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды).

Проблемные ситуации «Можно ли есть снег?» (подвести детей к пониманию того, что снег есть нельзя), «Нужно ли тепло растениям?» (формирование представления о необходимости тепла для для жизнедеятельности растений);  «Лед-это что?», «Почему дует ветер?».

Моделирование (замещение, составление моделей, деятельность с использованием моделей) «Составь растение» с помощью составных частей (корни, стебли, ствол, ветки, листья, почки, цветы).

Конструирование

Строительный материал, детали конструктора: Крупный напольный пластиковый конструктор ЛЕГО, большая напольная пластиковая мозаика, кубики.

Оригами: «Кораблик», «Снежинка», «Веер»,

Игровая

Дидактические игры «Когда это бывает»; «Четвертый лишний»; «Собери животное»; «Найди пару»; «Животные и их детеныши»; «Кто где живет»; «Красивый узор»; «Кто чем питается», «Что из чего сделано?», «Что чем едят?»

Развивающие, настольные игры  «Ходилки-бродилки», «Лото: «Животные»; Домино: «Птицы»; Пазлы: «Холодное сердце», «Часть и целое» (развивать логическое мышление, устную речь, внимание, память)

Конструктивные игры «Ферма», «Домик для птиц»

Речевое развитие

Коммуникативная

Беседа «Как вы думаете, почему всё покрылось льдом?», «Как люди борются с гололёдом?», «Что такое наст, Как вы думаете, как получается наст? » (Наст – ледяная корочка, которая образуется на снегу весной. Днём снег начинает таять, а ночью опять подмерзает и превращается в ледяную корку.) Беседы об особенностях зимней природы.

Моделирование речевой ситуации  интервьюирование, телефонный разговор) «Что можно растворить в воде?», «Гололёд опасен или нет?», «Как можно сделать цветной лед?»

Освоение компонентов устной речи:

ЗКР  Дифференциация звуков [в], [в’] «Варежки у Вари пропали на бульваре», «Проворонила ворона вороненка» (повторять, четко проговаривая звуки).

Словарная работа: Активизировать словарь детей за счет слов по теме (гололед, наст, снегопад, метель, изморозь, исследование, опыт, вывод, микроскоп, пипетка, лупа, термометр, ископаемые, почва, глина, песок).

Грамматический строй речи Развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения, развивать умение составлять предложение из определенных слов и употреблять существительные во множественном числе.

Связная речь упражняться в творческом рассказывании; употреблять производные слова,

Словотворчество: придумывание загадок, упражняться в образовании однокоренных слов.

Диалоговая речь: развитие диалогового общения при рассматривании сюжетных картинок по теме (по выбору воспитателя), поощрять попытки ребёнка рассказывать  о событиях из личного опыта; «Как я дома делал …эксперимент, опыт, фокус».

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение (слушание) Виталий Бианки «Рыбий дом», детская Энциклопедия, Нина Гернет «Хорошая вода», Марта Гумилевская «Рассказ о водяной капельке». Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок /сост. В. Аникина. Майлен Константиновский «Почему вода мокрая», Евгений Мар «Океан начинается с капли» рассказ о воде. Михаил Пластов «Капля в море» познавательная сказка, Мария Поступальская «Планета Океан» рассказы о воде. Н. А. Рыжова «История одного пруда; Как люди речку обидели; Вы слыхали о воде?», Чуковский К. И. «Мойдодыр», Эдуард Шим «Лесной ручей» сказка. «Рифмы» авторизованный пересказ Б. Шергина. Э.Мошковская «Вежливые слова». «Шляпа волшебника» пер. В.Смирнова, А.Фет «Кот поет, глаза прищурил…»

Обсуждение прочитанного произведения (рассуждение) Виталий Бианки «Рыбий дом», Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок /сост. В. Аникина. Эдуард Шим «Лесной ручей» сказка.

Рассказывание (пересказывание) Нина Гернет «Хорошая вода», Марта Гумилевская «Рассказ о водяной капельке», Пересказ по опорным картинкам по лексической теме «Зима».

Разучивание Маршалова Т. «Гонит капля дождевая…», Извозникова Т «Есть чудесная водица…», Синявский П. «Кто горячей водой умывается…», Чуковский К. И. «Мойдодыр».

Малые фольклорные формы Потешки о воде, пословицы и поговорки о воде.

Рассматривание иллюстраций Рассматривание схем строения растений. Иллюстрации с изображением уборки дорог. (Чтобы не было скользко, надо дорожки посыпать песком. Дороги на улицах города посыпают песком из специальных машин). Иллюстрации зимних пейзажей, игры детей зимой. Картинки воды в разных состояниях.

Ситуативный разговор (определение, объяснение  сложных (не понятных) слов, ситуаций)

Просмотр презентаций, видеофильмов Просмотр познавательных развивающих мультфильмов «Уроки тетушки Совы» о воде, снеге, гололеде, правилах безопасного поведения при проведении опытов и экспериментов.

Игровая

Словесные игры (дидактические, игры-беседы, игры-загадки, викторины и другие) Игра «Перепутанная сказка» (развивать речь, воображение, память). Игра «Один – много» (развивать речь, внимание, знакомить формами слов во множественном числе). Игра «Опиши предмет» (развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования). Игра «Расскажи мне… (описание по картинке)» (развивать речь, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас). Игра «Кому бы позвонить?» (развивать речь, заложить основы этикета), Игра «Алфавит» (закреплять знания алфавита, пополнять словарный запас, развивать память).

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Коммуникативная

Свободное общение «Как я провел выходные», «Куда мы ходили с родителями», «Я дома люблю заниматься…»

Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.) Правила безопасного поведения во время проведения экспериментов и опытов, во время игр, за столом, в умывальной и туалетной комнате. (Беседы)

Формирование основ безопасности (собственной жизнедеятельности, в природе, на дорогах) «Как пройти по скользкой дорожке?», «Сосульки на улице», «Одевайся не по моде, а по погоде»  

Игровая

Игровые ситуации  «Путешествие капельки», «Исследователи изучают новые земли»

Сюжетно-ролевые игры «Исследователи ископаемых»

Игры-драматизации Р.н.с «Волк и лиса»

Театрализованные игры «Мойдодыр» К. Чуковский.

Режиссерские игры (на основе готового содержания, предложенного взрослым или с сюжетами, придуманными детьми) «Поезд динозавров»

Игры на развитие эмоций (этюды) «Угадай животное по повадкам», «Зеркало», «Покажи настроение»

Коммуникативные игры «Поймай и ответь», «Съедобное – несъедобное»,

Игры-фантазирования «Если бы я был волшебником…», «Я бы хотел отправиться в путешествие…»

Игры с правилами Шашки, «Ходилки – бродилки»

трудовая

КГН «Петушок, петушок принеси мне гребешок…»; «Учим куклу вытираться полотенцем»; «Намыливаем руки»; «Чисто умываемся, насухо вытираемся»; «Испачканные руки и рот вытирай салфеткой»; «Спасибо поварам»; «Рукой можно брать хлеб, конфету и пирог»; «До чего же хороши и нарядны малыши, как смотреть на вас приятно, все одеты аккуратно»

Самообслуживание «Оделся сам, помогу другу», «Одеваемся в правильной последовательности», «Закатываем рукава, смачиваем кисти рук водой»; «Складываем одежду в шкафчик после прогулки», «Мокрые варежки сушим на батарее»

Общественно-полезный  труд «Дежурство по столовой, помогаем накрывать на стол»; «Помощь воспитателю по уходу за комнатных растений», «Посадка семян»,

Труд в природе «Очистить дорожку от снега»; «Очисти скамейки о снега»; «Подмести веранду»; «Покорми птиц»; «Насыпать корм в кормушку для птиц».

Знакомство с трудом взрослых Знакомство с трудом дворника, водители спецтехники.

Художественно-эстетическое направление

Художественно-эстетическое направление

изобразительная

Рисование (предметное, сюжетное, декоративное) «Ночной зимний пейзаж», «Катание на ледяной горке», «Зимние узоры на окошках», «Машины нашего города»

Лепка «Снежинка» (барельеф)

Аппликация «Снеговик» из ватных дисков. «Петрушка на елке» коллективная работа.

Художественный труд (с бумагой, тканью, природным материалом) «Разноцветные шишки» коллективная работа

Другие формы работы (формирование представлений о видах и жанрах искусства) Нетрадиционные техники рисования Монотипия  «Елки водят хоровод», коллективная аппликация.

музыкальная

Восприятие музыки (вокальное, инструментальное) Слушание «Прогулка» С.Прокофьева (обращать внимание детей на то, что музыка может передавать определенные образы животных, а также действия людей, их душевное состояние).

Пение «Белочка» муз. М.Красева, сл. М. Клоковой; «В мороз» муз.М.Красева, сл.А.Барто; «Хрустальная зимушка» муз. А.Филиппенко, сл. Г.Бойко. (закреплять умение детей высказываться о характере песни. Развивать умение чисто интонировать мелодию, отрабатывать умение брать дыхание и правильно его расходовать)

Музыкально-ритмические движения «Праздничный марш», муз. Н. Леви; «Бег» муз. И.Кишко; «Полька», муз. Слонова. (Формировать умение различать темповые, ритмические и динамические особенности музыка, передавать их в движении. Закреплять умение выполнять легкие подскоки, кружиться на них в парах и по одному).

Игра на музыкальных инструментах «Что нам нравится зимой?», муз. Е.Тиличеевой, сл. Л.Некрасовой (совершенствовать умение играть на металлофоне, делать динамические оттенки)

Творчество (пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах) Песенное творчество «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду!….» (Способствовать развитию детского творчества, предлагать импровизировать потешки). Танцевально-игровое творчество «Случай в лесу», муз. А.Филиппенко (Стимулировать детей к поиску выразительных движений для передачи музыкального образа. Музыкально-дидактические игры «Где белочка скачет?» (на назвитие звуковысотного слуха).

Создание условий для самостоятельной деятельности

Игровая

Дидактические, развивающие, настольно- печатные игры по темам.

Познавательно-исследовательская

Для экскрементов: пластиковые стаканы, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинакового размера, надувные шарики, целлофановые пакеыт, таз с водой, подносы, одноразовые шприцы, гуашь,  рабочие листы, цветные карандаши; кусочки льда, холодная вода, тарелочки, одноразовые ложки, деревянные брусочки, шишки.

Кинетический песок.

Коммуникативная

Картины, иллюстрации, карты-схемы, дидактические пособии по теме «Детская лаборатория», атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Поезд динозавров», «Ферма». Машинки, ведра, совки, лопаты, снежколепы, формочки.

Восприятие  худ/ литературы

Книги выше перечисленные.

Детские энциклопедии, книги о динозаврах.

Конструирование

Лего, кубики, конструкторы деревянные и пластмассовые, «Лепейеик», напольная мозаика.

Изобразительная

Гуашь, карандаши, кисточки, бумага для рисования, трафареты, цветная бумага и цветной картон, пластилин, стеки, досочки, картон, баночки для воды, тряпочки, цветные мелки, фломастеры, клей, бумажные геометрические фигуры.

Двигательная

Мячи, кегли, скакалки, клюшки, шарики, шайбы

Музыкальная

Диски, музыкальные инструменты, платочки, ленточки.

Трудовая

Тряпки, лейки, тазики, веники, сметки, совочки.

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

Педагогическое просвещение

Вовлечение в образовательный процесс

Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Оформление наглядной информации в родительском уголке «Правила безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома».

Анкетирование «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Поиск информации и иллюстрационного материала.

Привлечение родителей к подборке игрушек и атрибутов для игр с песком и водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми (младший возраст).

Тема (проект):   Мамин день.  Русская народная деревянная игрушка – матрешка._ «Батюшка Самовар».Тип проекта:  творческий , познавательно-игровойУчастники деятельности ( прое...

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми 4-5 лет.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми                                    ...

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми

Комплексно-тематическое планирование в средней группе на тему: "Здоровье"...

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми Первой младшей группы (2-3 года)

Цель: расширять представления детей о  народном творчеством.Задачи:  1. Вспомнить содержание знакомых произведений, познакомить детей с новыми сказками, песенками, потешками.2. Способст...

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми по теме "Детская лаборатория"

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми подготовительной группы по теме "Детская лаборатория"...

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми по теме "Зимушка-зима"

Группа: 1 младшая группа Тема: «Зимушка-зима»Цель: познакомить детей с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в жизни птиц и диких животных; учит...