Проект "Сувенирные города Подмосковья"
проект (подготовительная группа)
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, чтобы сохранить его и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Подмосковье с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символами русского народного искусства. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Московской области, составляют значительную часть туристского ресурса региона и основу сувенирной промышленности России.
Для реализации данного направления был разработан проект «Сувенирные города Подмосковья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_suvenirnye_goroda_podmoskovya.docx | 432.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №3 «Ромашка»
«СУВЕНИРНЫЕ ГОРОДА
ПОДМОСКОВЬЯ»
Составила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
О.И. Елисеева
г. Серпухов, 2020 г.
ПРОЕКТ
«СУВЕНИРНЫЕ ГОРОДА ПОДМОСКОВЬЯ»
(знакомство детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством родного края на основе регионального компонента)
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
Тип проекта: исследовательско - творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Срок реализации: сентябрь 2018 года – май 2020 года.
Актуальность.
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, чтобы сохранить его и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Подмосковье с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символами русского народного искусства. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Московской области, составляют значительную часть туристского ресурса региона и основу сувенирной промышленности России.
Для реализации данного направления был разработан проект «Сувенирные города Подмосковья».
Цель: формирование культурной направленности личности дошкольника посредством ознакомления с декоративно-прикладным искусством родного края.
Задачи:
- ознакомление с декоративно-прикладным искусством Московской области;
- формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре;
- развитие художественно-творческих способностей детей;
- воспитание активности и творчества в применении ранее усвоенных способов изображения, используя раннее изученные выразительные средства.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.
3. Изучение краеведческой литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
4. Диагностика.
Реализация проекта
-ознакомление детей с историей родного края;
-беседы о декоративно-прикладном искусстве Московской области;
-рассматривание видов росписи;
-выполнение работ по изобразительной деятельности;
-подвижные и малоподвижные народные игры;
-выставки рисунков и поделок по мотивам народного творчества;
-работа с родителями;
-совместные работы с детьми;
-консультации для родителей;
-беседы;
-обогащение предметно-развивающей среды;
-создание презентации к открытому занятию по народно-декоративному творчеству «Декоративно-прикладное искусство родного края»;
- Музыкально-тематическое развлечение «Посиделки в русской избе»
Заключительный (обобщающий)
-презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
-подведение итогов.
Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение в природе; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; оформление выставки.
Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.
Работа с родителями:
1. Консультация «Декоративно-прикладное творчество»
2. Консультация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»
3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»
5. Беседа «Виды народного декоративно–прикладного искусства»
6. Подбор материалов для творчества детей.
7. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.
Необходимые условия приобщения детей к творческим занятиям:
- организация предметно-пространственной развивающей среды;
- организация образовательного процесса:
- в совместной образовательной деятельности;
- организация самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействие с родителями.
- изготовление поделок из соленого теста;
- рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства;
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются следующие мероприятия:
- анкетирование,
- родительские собрания,
- консультации,
- оформление стендовой информации,
- выпуск буклетов, листовок,
- разработка детско-родительских проектов,
- создание ЛЭПБУКов,
- совместные праздники,
- выставки народно-прикладного творчества,
- совместные акции.
В своей работе использую следующие методы и приемы работы:
- Объяснительно-иллюстративные методы.
- рассказ, беседа о художественном наследии русского народа, традиционных изделиях народных мастеров;
- сравнение или сопоставление произведений декоративно-прикладного искусства.
- Иллюстративный метод включает в себя демонстрацию учебных плакатов, таблиц, методических пособий, содержащих последовательность работы над росписью, при этом каждая последующая таблица логически вытекает из предыдущей. Демонстрация образцов народного декоративно-прикладного искусства имеет целью ознакомление детей с народным орнаментом, колористическими решениями узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента, композиции.
- Репродуктивные методы.
- игры и упражнения, направленные на закрепление технических изобразительных навыков.
- Частично-поисковые методы.
- создание проблемной ситуации (предлагается композиция с несколькими вариантами ее завершения, из которых дети выбирают наиболее интересный и выполняют его);
- коллективное обсуждение (демонстрируется эскиз росписи, принимаются высказывания об ее изменении – что можно добавить для лучшего результата).
- Исследовательский метод.
- эмоционально-ритмические (загадки, речевки);
- импровизационные (дописать элементы на основе предложенного контура или ведущей линии; дописать фрагменты, опираясь на творческое воображение; дается форма и элементы росписи, с учетом которых надо выполнить композицию.
Ожидаемые результаты: ознакомление детей с различными видами декоративно-прикладного искусства Подмосковья обогащает творческое стремление детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, воспитывает любовь к своей малой Родине.
Таким образом.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей декоративно-прикладным искусством малой Родины, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он живет в Подмосковье и является гражданином России.
Реализация проекта.
| Задачи | Мероприятия |
октябрь | Вызвать желание познакомиться с декоративно-прикладным искусством Подмосковья. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров. | НОД «Сувенирный образ России – Матрешка» |
НОД «Весёлые матрёшки» (ручной труд, аппликация) | ||
«Матрёшка» (тестопластика) | ||
Ноябрь | Воспитывать интерес к родной культуре. | Д/и «Из чего же, из чего же?» (дерево-Хохлома, глина-Дымка, фарфор-Гжель» и т.д.) |
НОД «Дымковский индюк» (конструирование из бумаги, аппликация) | ||
НОД «Барыня» (рисование, аппликация) | ||
Декабрь | Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству. | Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды, разрезные картинки) |
«Сине-голубое чудо» (изготовление бумажной посуды, роспись по мотивам гжельских мастеров) | ||
Январь | Вызвать желание больше узнать о декоративно-прикладном искусстве мастеров Дмитровского района Московской области. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров. | НОД «Искусство русских мастеров: «Фарфор Вербилок» |
«Посуда» (ручной труд, аппликация) | ||
«Лисичка» (тестопластика) | ||
Февраль | Учить узнавать роспись по элементам орнамента. | Д/и «Угадай какая роспись», «Обведи и раскрась» |
Воспитывать эстетическое отношение к природе; Развивать чувство формы и пропорций; Учить детей творчески отражать свои представления о природе. | «Городецкие букеты»(рисование элементов городецкой росписи) | |
«Чудо-Птицы» (по мотивам городецкой росписи) | ||
Март | Воспитывать интерес к окружающему миру; Продолжать учить создавать выразительные образы. | Разучивание стихотворения Е.А. Николаевой «Золотая Хохлома». |
НОД «Кувшин» (тестопластика, по мотивам хохломских мастеров) | ||
НОД «Хохломская веточка»(гуашь; с использованием ватных палочек). | ||
Апрель | Закреплять знания о народных художественных промыслах. Воспитывать интерес к изобразительному искусству. | Д/и «Назови правильно», «Парные картинки». |
Беседа «В мастерской художника» | ||
НОД «В дымковской слободке» | ||
«Лепка дымковского индюка» (тестопластика) | ||
Май | Учить находить сходство и отличия элементов орнамента. Закрепить знания о народных промыслах. | Беседа: «Путешествие на родину хохломы» |
Д/и «Найди отличия», «Обведи и раскрась» | ||
«Хохломской самовар» роспись силуэта | ||
Музыкально-тематическое развлечение «Посиделки в русской избе» |
Список литературы
1. Артемьева Л. А., Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – М.: Учитель, 2010.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Детство-пресс, 2010.
3. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. – М.: Просвещение, 2010.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2011.
6. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2010.
7. Николкина Т. А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе. —М.: Учитель, 2011.
8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Феникс, 2011.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). - М.:Мозаика-Синтез, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Интерактивный кроссворд по теме: "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"
В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "Нравственно - патриотическое воспитание детей через легенды и притчи о цветах Подмрсковья"Вместе с воспитателем Романовой Инной Александровной разработали к пр...
"Защита инновационно-педагогического проекта ландшафтного содержания "ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД"- экологическая тропа в детском саду" для воспитателей и дошкольников (младших, средних, старших и подготовительных групп ДОУ) Подмосковье г. Красногорск 2016год
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЛАНДШАФТНОГО СОДЕРЖАНИЯ «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»Экологическая тропинка детского сададля воспитателей и дошкольников младших, средних, старших и подготовительных к ш...
Интерактивная беседа "Города воинской славы Подмосковья"
Уважаемые родители!Предлагаю провести интерактивную беседу "Города воинской славы Подмосковья"https://yadi.sk/i/l3OfG-NKOLmpYQ...
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в младшей группе. Тема: «Дубна – город Подмосковья».
Программное содержание:Расширять и активизировать словарный запас детей по теме.Формировать внимательное и заботливое отношение к окружающим. Расширять представление детей о том, что родной город...
Есть город в Подмосковье
Проект "Мой любимый город Дубна", книга создана совместно с родителями....
Проект "Сувенирные города Подмосковья"
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое ус...
Подмосковный Слёт участников областного конкурса «Воспитатель года Подмосковья» в городе Орехово-Зуево
Я была участницей этого слёта_ 15.03.2022г._Участникам Слёта было предложено посетить демонстрационные площадки Лаборатории дошкольника и STEM-лаборатории, Мозаичного парка. Перед участниками выступал...