Проект "Сувенирные города Подмосковья"
проект (подготовительная группа)

Елисеева Ольга Ивановна

Дошкольный возраст благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, чтобы сохранить его и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Подмосковье с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символами русского народного искусства. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Московской области, составляют значительную часть туристского ресурса региона и основу сувенирной промышленности России.

Для реализации данного направления был разработан проект «Сувенирные города Подмосковья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_suvenirnye_goroda_podmoskovya.docx432.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №3 «Ромашка»

«СУВЕНИРНЫЕ ГОРОДА

ПОДМОСКОВЬЯ»

Виды Сергиева Посада

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2424254/pub_5fe614470d0c7759ac99562a_5fe621b89c06f6134f7151c6/scale_1200

   Составила:

воспитатель

высшей квалификационной категории

 О.И. Елисеева

г. Серпухов, 2020 г.

ПРОЕКТ

«СУВЕНИРНЫЕ ГОРОДА ПОДМОСКОВЬЯ»

(знакомство детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством родного края на основе регионального компонента)

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Тип проекта: исследовательско - творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Срок реализации: сентябрь 2018 года – май 2020 года.

                                     

Актуальность.

Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, чтобы сохранить его и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Подмосковье с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символами русского народного искусства. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Московской области, составляют значительную часть туристского ресурса региона и основу сувенирной промышленности России.

Для реализации данного направления был разработан проект «Сувенирные города Подмосковья».

Цель: формирование культурной направленности личности дошкольника посредством ознакомления с декоративно-прикладным искусством родного края.

Задачи:

- ознакомление с декоративно-прикладным искусством Московской области;

- формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре;

- развитие художественно-творческих способностей детей;

- воспитание активности и творчества в применении ранее усвоенных способов изображения, используя раннее изученные выразительные средства. 

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.

3. Изучение краеведческой литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

4. Диагностика.

Реализация проекта

-ознакомление детей с историей родного края;

-беседы о декоративно-прикладном искусстве Московской области;

-рассматривание видов росписи;

-выполнение работ по изобразительной деятельности;

-подвижные и малоподвижные народные игры;

-выставки рисунков и поделок по мотивам народного творчества;

-работа с родителями;

-совместные работы с детьми;

-консультации для родителей;

-беседы;

-обогащение предметно-развивающей среды;

-создание презентации к открытому занятию по народно-декоративному творчеству «Декоративно-прикладное искусство родного края»;

- Музыкально-тематическое развлечение «Посиделки в русской избе»

Заключительный (обобщающий)

-презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

-подведение итогов.

Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение в природе; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; оформление выставки.

Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.

Работа с родителями:

1. Консультация «Декоративно-прикладное творчество»

2. Консультация «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»

3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»

5. Беседа «Виды народного декоративно–прикладного искусства»

6. Подбор материалов для творчества детей.

7. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.

Необходимые условия приобщения детей к творческим занятиям:

  • организация предметно-пространственной развивающей среды;
  • организация образовательного процесса:  
  • в совместной образовательной деятельности;
  • организация самостоятельной деятельности детей;
  • взаимодействие с родителями.
  • изготовление поделок из соленого теста;
  • рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства;

Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются следующие мероприятия:

  • анкетирование,
  • родительские собрания,
  • консультации,
  • оформление стендовой информации,
  • выпуск буклетов, листовок,
  • разработка детско-родительских проектов,
  • создание ЛЭПБУКов,
  • совместные праздники,
  • выставки народно-прикладного творчества,
  • совместные акции.

 В своей работе использую следующие методы и приемы работы:

  1. Объяснительно-иллюстративные методы.

-  рассказ, беседа о художественном наследии русского народа, традиционных изделиях народных мастеров;

- сравнение или сопоставление произведений декоративно-прикладного искусства.

  1. Иллюстративный метод включает в себя демонстрацию учебных плакатов, таблиц, методических пособий, содержащих последовательность работы над росписью, при этом каждая последующая таблица логически вытекает из предыдущей. Демонстрация образцов народного декоративно-прикладного искусства имеет целью ознакомление детей с народным орнаментом, колористическими решениями узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента, композиции.

  1. Репродуктивные методы.

- игры и упражнения, направленные на закрепление технических изобразительных навыков.

  1. Частично-поисковые методы.

-  создание проблемной ситуации (предлагается композиция с несколькими вариантами ее завершения, из которых дети выбирают наиболее интересный и выполняют его); 

- коллективное обсуждение (демонстрируется эскиз росписи, принимаются высказывания об ее изменении – что можно добавить для лучшего результата). 

  1. Исследовательский метод.

-  эмоционально-ритмические (загадки, речевки);

- импровизационные (дописать элементы на основе предложенного контура или ведущей линии; дописать фрагменты, опираясь на творческое воображение; дается форма и элементы росписи, с учетом которых надо выполнить композицию.

Ожидаемые результаты: ознакомление детей с различными видами декоративно-прикладного искусства Подмосковья обогащает творческое стремление детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, воспитывает любовь к своей малой Родине.


Таким образом.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей декоративно-прикладным искусством малой Родины, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он живет в Подмосковье и является гражданином России.

Реализация проекта.

 

Задачи

Мероприятия

октябрь

Вызвать желание познакомиться с декоративно-прикладным искусством Подмосковья. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.

НОД «Сувенирный образ России – Матрешка»

НОД «Весёлые матрёшки» (ручной труд, аппликация)

«Матрёшка» (тестопластика)

Ноябрь

Воспитывать интерес к родной культуре.

Д/и «Из чего же, из чего же?» (дерево-Хохлома, глина-Дымка, фарфор-Гжель» и т.д.)

НОД «Дымковский индюк» (конструирование из бумаги, аппликация)

НОД «Барыня» (рисование, аппликация)

Декабрь

Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды, разрезные картинки)

«Сине-голубое чудо» (изготовление бумажной посуды, роспись по мотивам гжельских мастеров)

Январь

Вызвать желание больше узнать о декоративно-прикладном искусстве мастеров Дмитровского района Московской области. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.

НОД «Искусство русских мастеров: «Фарфор Вербилок»

«Посуда» (ручной труд, аппликация)

«Лисичка» (тестопластика)

Февраль

Учить узнавать роспись по элементам орнамента.

Д/и «Угадай какая роспись»,

«Обведи и раскрась»

Воспитывать эстетическое отношение к природе;

Развивать чувство формы и пропорций;

Учить детей творчески отражать свои представления о природе.

«Городецкие букеты»(рисование элементов городецкой росписи)

«Чудо-Птицы» (по мотивам городецкой росписи)

Март

Воспитывать интерес к окружающему миру;

Продолжать учить создавать выразительные образы.

Разучивание стихотворения Е.А. Николаевой «Золотая Хохлома».

НОД «Кувшин» (тестопластика, по мотивам хохломских мастеров)

НОД «Хохломская веточка»(гуашь; с использованием ватных палочек).

Апрель

Закреплять знания о народных художественных промыслах.  Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Д/и «Назови правильно», «Парные картинки».

Беседа «В мастерской художника»

НОД «В дымковской слободке»

«Лепка дымковского индюка» (тестопластика)

Май

Учить находить сходство и отличия элементов орнамента. Закрепить знания о народных промыслах.

Беседа: «Путешествие на родину хохломы»

Д/и «Найди отличия», «Обведи и раскрась»

«Хохломской самовар» роспись силуэта

Музыкально-тематическое развлечение «Посиделки в русской избе»

Список литературы

1. Артемьева Л. А., Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – М.: Учитель, 2010.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Детство-пресс, 2010.

3. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. – М.: Просвещение, 2010.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2011.

6. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2010.

7. Николкина Т. А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе. —М.: Учитель, 2011.

8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Феникс, 2011.

9. Соломенникова О. А. Радость творчества (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). - М.:Мозаика-Синтез, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Интерактивный кроссворд по теме: "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "Нравственно - патриотическое воспитание детей через легенды и притчи о цветах Подмрсковья"Вместе с воспитателем Романовой Инной Александровной разработали к пр...

"Защита инновационно-педагогического проекта ландшафтного содержания "ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД"- экологическая тропа в детском саду" для воспитателей и дошкольников (младших, средних, старших и подготовительных групп ДОУ) Подмосковье г. Красногорск 2016год

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЛАНДШАФТНОГО СОДЕРЖАНИЯ «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»Экологическая тропинка детского сададля воспитателей и дошкольников младших, средних, старших и подготовительных  к ш...

Интерактивная беседа "Города воинской славы Подмосковья"

Уважаемые родители!Предлагаю провести интерактивную беседу "Города воинской славы Подмосковья"https://yadi.sk/i/l3OfG-NKOLmpYQ...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в младшей группе. Тема: «Дубна – город Подмосковья».

Программное содержание:Расширять и активизировать словарный запас детей по теме.Формировать внимательное и заботливое отношение к окружающим. Расширять представление детей о том, что родной город...

Есть город в Подмосковье

Проект "Мой любимый город Дубна", книга создана совместно с родителями....

Проект "Сувенирные города Подмосковья"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Культурное наследие народа – огромное богатств...

Подмосковный Слёт участников областного конкурса «Воспитатель года Подмосковья» в городе Орехово-Зуево

Я была участницей этого слёта_ 15.03.2022г._Участникам Слёта было предложено посетить демонстрационные площадки Лаборатории дошкольника и STEM-лаборатории, Мозаичного парка. Перед участниками выступал...