Памятка "Детская инициатива и самостоятельность"
учебно-методический материал
Почему важно поддерживать детскую инициативу и самостоятельность? Что нужно учитывать при организации образовательной деятельности?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_word_2007_2.docx | 39.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская инициатива и самостоятельность
Почему важно поддерживать детскую инициативу и самостоятельность? Что нужно учитывать при организации образовательной деятельности?
Нейрофизиологические исследования последних десятилетий подтвердили особое значение детской инициативы и самостоятельности.
Согласно этим исследованиям, сигналы, поступающие из окружающей среды в мозг ребенка через органы чувств, оказывают активное влияние на развитие мозговых структур только в том случае, если они поступают на фоне активного, самостоятельно инициируемого взаимодействия ребенка и окружающей среды.
Иными словами, для активизации процессов развития детского мозга крайне важно создавать условия для самостоятельной деятельности ребенка.
Исследования также подтверждают тот факт, что различные участки коры головного мозга развиваются с разной скоростью, индивидуальной для каждого. В определенные фазы жизни определенные участки мозга особенно восприимчивы к информации из окружающей среды (сензитивные фазы). Поэтому при формировании содержания образовательной деятельности и планировании образовательного процесса крайне важно учитывать текущие сензитивные фазы развития ребенка.
Важно внимательно следить за тем, чем именно интересуется ребенок, к чему он стремится и что его радует. Навязывать неподходящие занятия с целью ускорения их развития бесполезно и даже вредно.
Если что-то пробудило любознательность ребенка, он по собственной инициативе воспользуется каждым шансом, чтобы получить больше знаний.
В этой ситуации он сможет собрать воедино мотивацию, концентрацию и выдержку. Успех дальнейших шагов в обучении зависит от взрослых, от их внимательности и поведения.
Не оставляйте вопросы ребенка без ответа, это стимулирует развитие его мышления.
Ориентироваться на особенности развития ребенка не значит ориентироваться на норматив развития, связанный с его паспортным возрастом. Ориентироваться следует на актуальный уровень развития и зону ближайшего развития, определяемые путем наблюдения, областью интересов и потребностей.
Памятка
Что нужно учитывать при организации образовательной деятельности?
- Ребенок активен и развивается сам, исходя из своих внутренних сил во взаимодействии со своим социальным и предметным окружением. Развитие — это одновременно и индивидуальный, и социальный процесс.
- Ребенок селективен, он стремится к приобретению определенного опыта; уровень и индивидуальная логика развития ребенка проявляются в интересах и склонностях, в мотивации, которые зависят от уровня актуального развития;
- Ребенок может сам выбирать возможности для приобретения собственного опыта, окружающая среда должна предоставлять ему богатый спектр таких возможностей;
- Ребенок может качественно и количественно воспользоваться только теми возможностями окружающей среды, которые соответствуют уровню его развития, его возможностям;
- Ребенок активнее развивается с участием взрослого, который, наблюдая за мотивацией и интересами ребенка, подхватывает, развивает, углубляет и расширяет их, работая в зоне ближайшего развития;
- Ребенок может игнорировать образовательные предложения, не соответствующие его актуальным потребностям и возможностям.
- В соответствии с принципиальной для Программы «Вдохновение» социоконструктивистской моделью взаимодействия рекомендуется избегать одностороннего доминирования ребенка или взрослого в образовательном процессе и стремиться к реализации модели: «Активный ребенок — активный взрослый».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагогического совета "Метод проектов – как средство развития и поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников"
Презентация, сопровождающая педагогический совет...
"Занятия по выбору как способ поддержки детской инициативы и самостоятельности"
Сообщение из опыта работы...
Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников
Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...
Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в разных культурных практиках
В конспекте представлен материал по созданию мультфильма (материал соответствует ФГОС)...
ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Стендовый доклад по обобщению опыта развития инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности младших дошкольников с учетом гендерного развития...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников
Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...