Профориентационный проект "Будущее начинается сегодня"
проект (средняя группа)

Халезова Алина Александровна

     Мы жители рабочего поселка Елань-Коленовский. В народе – поселок сахарников. На территории поселка организовано производство сахара АО «ЕКСЗ». По величине сахарный завод один из самых крупнейших заводов страны. Из-за оттока молодежи и работоспособного населения поселок теряет численность, потребность в специалистах увеличивается. Это определяет необходимость нового подхода  к профориентационному воспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proforientatsionnyy_proekt.docx49.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОХОПЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЕЛАНЬ-КОЛЕНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

«СВЕТЛЯЧОК»

НОМИНАЦИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ»

                                                                 Продолжительность – долгосрочный (1 год)

                                                                 Возрастная категория – дети от 5 до 7 лет

                                                                 Автор/руководитель проекта – воспитатель  

                                                                 Халезова Алина Александровна.

                                                     р.п. Елань-Коленовский, 2021

                                                        Паспорт проекта

         Структура

                          Содержание

Фамилия, имя, отчество  автора

Халезова Алина Александровна

Муниципалитет, регион

Новохоперский муниципальный район, Воронежская область

Наименование образовательного учреждения

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

Номинация  

Педагогический проект

Тема проекта

«Будущее начинается сегодня»

Участники проекта

Воспитатель, воспитанники, родители

Возраст воспитанников участвующих в проекте

от 5 до 7 лет

Типовые особенности проекта

  • по доминирующей деятельности – социальный
  • по количеству участников – групповой
  • по продолжительности – долгосрочный (1 год)  
  • по уровню контактов – на уровне МКДОУ и АО «ЕКСЗ»

Педагогические условия

Профориентационная работа реализуется в соответствии с годовым планом работы МКДОУ. Реализуется через такие формы образовательной деятельности как беседа, экскурсия,  викторина, сюжетно-ролевая  игра, чтение и обсуждение произведений о профессиях для детей, профориентационная игра, творческая работа – создание лэпбука «Моя будущая профессия»;

Ресурсы проекта

 Интернет ресурсы, компьютер, методическая литература, интерактивная доска,  презентация Microsoft Power Point, видеоматериалы.

Партнеры

АО «Елань-Коленовский сахарный завод»

Апробация

Данный проект был частично представлен на районном педагогическом методическом объединении Новохоперского района, размещён на сайте МКДОУ.

Нормативно-правовая основа профориентационной работы в МКДОУ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
  • Распоряжение  Правительства РФ от 5.03.2015 № 366-р «План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий».
  • Закон  Российской Федерации «Об основных гарантиях ребёнка» от 24.07.1998г. № 124 ФЗ.
  • Санитарно – эпидемиологическими требования  СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Краткая аннотация проекта

     Мы жители рабочего поселка Елань-Коленовский. В народе – поселок сахарников. На территории поселка организовано производство сахара АО «ЕКСЗ». По величине сахарный завод один из самых крупнейших заводов страны. Из-за оттока молодежи и работоспособного населения поселок теряет численность, потребность в специалистах увеличивается. Это определяет необходимость нового подхода  к профориентационному воспитанию. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности,  позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию, у него формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

     Рассматривая профориентационную работу с воспитанниками МКДОУ, следует подчеркнуть, что перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии, специфика профориентационной работы состоит в расширении представлений о мире профессий и развитии интереса к нему.

Обоснование необходимости проекта

Представления о массовых профессиях своего поселка у детей дошкольного возраста очень ограничены – работа папы и мамы, профессии воспитателя и учителя, полицейского, повара и строителя. Даже об этих, казалось бы, очень знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и достаточно поверхностно. А с редкими производственными профессиями своего поселка воспитанники практически незнакомы. На основе этого возникла проектная идея – создать систему мероприятий по профориентации, направленную на ознакомление с актуальными профессиями сахарного завода АО «ЕКСЗ». Работа осуществляется посредством совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, которые  проходят через познавательную, продуктивную и игровую деятельность, взаимодействие с  семьями воспитанников и социальными партнерами детского сада.

Цель проекта. Формирование у дошкольников представлений о мире профессий своего поселка, о понимании роли труда в жизни человека.

Задачи проекта.

  • расширить представления дошкольников о профессиях своего поселка;
  • учить ориентироваться в мире профессий;
  • создать условия для формирования и развития учебно-информационных умений и навыков дошкольников; содействовать развитию коммуникативной культуры воспитанников;
  • развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность;
  • способствовать сплочению детского коллектива;
  • помочь воспитанникам осознать ценность совместной деятельности;
  • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Основное содержание проекта

Профориентационная работа реализуется в соответствии с годовым планом работы МКДОУ. Реализуется через такие формы образовательной деятельности как беседа, экскурсия,  викторина, сюжетно-ролевая  игра, чтение и обсуждение произведений о профессиях для детей, профориентационная игра, творческая работа – создание лэпбука «Моя будущая профессия», фотоальбома «Династия сахарников».  

Ресурсы

Человеческие (кадровые) – воспитатель, родители. Информационные - методическая литература, интернет ресурсы, презентация Microsoft Power Point, видеоматериалы. Материально-технические - компьютер, интерактивная доска, широкоформатный ЖК-телевизор.  

                                                     

Этапы и сроки  реализации проекта

Этапы реализации

             Направления деятельности

 Сроки реализации

Ответственный

I  

Подготовительный.  

Погружение в проект. Мониторинг  работы по профориентации в разновозрастной группе. Исследование в игровой форме с целью выявления уровня знаний о мире производственных профессий. Анализ затруднений. Выявление проблемы.

 01.03. – 15.03. 2021г.

воспитатель

Халезова А. А.

II

Организационный.

Определение темы, цели и задач проектной деятельности. Составление плана работы по профориентации для воспитанников. Прогнозирование результатов.

16.03. – 31.03.2021г.

воспитатель

Халезова А. А.

III

 Практический.

Практическая организация работы по профориентации. Описание деятельности участников проекта на каждом этапе.

Апрель –декабрь 2021г.

воспитатель

Халезова А. А.

IV

 Заключительный.

 

Обработка и оформление полученных результатов. Подведение итогов проектной работы.  Презентация.

Декабрь 2021г.

воспитатель

Халезова А. А.

Ожидаемые результаты

Дети:

  • активное повышение самооценки ребенка; участвуя в проекте, каждый  ребенок ощутит себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам;
  • будет сформировано ценностное отношение к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям;
  • приобретение знаний и представлений о профессиях поселка;
  • осознают общественную значимость различных профессий, их важность и необходимость;
  • появится желание задуматься о выборе будущей профессии, о важности и необходимости каждой профессии;

Родители:

  • становятся активными участниками образовательной деятельности;
  • будут активными помощниками в воспитании и профориентационном сопровождении детей;
  • сближаются интересы МКДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;

Педагог:

  • повысится профессионально-личностный потенциал, уровень квалификации и профессионализма педагога;
  • реализуются  индивидуальные творческие возможности.

Взаимодействие с семьями воспитанников

  • Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером.  Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, главное, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников.
  • В планах совместно с родителями оформить фотоальбом: «Династии родителей работников сахарного производства».

Технологичность проекта. Описание деятельности на каждом этапе проекта

Подготовительный этап (01.03. 2021г – 15.03. 2021г)

 На данном этапе проведён мониторинг профориентационной работы в группе.

  • Беседа «Что такое профессия?»
  • Общее представление о мире профессий.  Использованы формы работы: игры и занятия «Угадай профессию», «Пословица - всем делам помощница», «Все работы хороши», «Подскажи профессию», «Что было, если бы…». «Угадай профессию по жестам»,  «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.;

Проведено исследование в форме викторины. Ребятам следовало ответить на вопросы:

  •   Можешь ли ты назвать профессию твоих родителей?
  • Знаешь ли ты, в чём заключается работа твоих родителей?
  • Можешь ли ты назвать производственные профессии нашего поселка?

  Анкетирование показало,  из 28 дошкольников могут назвать профессию родителей - 56% воспитанников; знают, в чём заключается работа родителей - 28% детей; производственные  профессии нашего поселка могут назвать 16% воспитанников. Результаты исследования показали низкий уровень знаний производственных профессий поселка. Данная проблема определила цель проектной работы – Формирование у дошкольников представлений о мире профессий своего поселка, о понимании роли труда в жизни человека.

Организационный этап (16.03.2021г. – 31.03.2021г)

   

Определены формы работы по профориентации.  Для дошкольника характерен высокий уровень любознательности, он эмоционально реагирует на всё новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Дошкольник с желанием выполняет трудные поручения, стремится к активной деятельности. Поэтому, наиболее эффективными формами считаю те, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям воспитанников. Это:

  • Виртуальная экскурсия на сахарный завод;
  • Викторины;
  • Встречи с людьми интересных профессий;
  • Творческие работы: рисунки, поделки;
  • Составление профессионального портрета семьи;
  • Профориентационные игры;

Практический этап  (апрель – декабрь 2021г.)

   

На данном этапе организована  трудовая и практическая деятельность по ранней профориентации. Здесь активными участниками были как дети, так и родители. Было решено на имеющемся участке детского сада посадить сахарную свеклу. Поделился семенами и пообещал оказать помощь в передаче ее в производство исполнительный директор АО «ЕКСЗ» Зирка Е. И.  Взамен, по окончании определенных процессов сахароварения, мы получим готовый продукт и наши воспитанники узнают, как сахар попадает на стол. От всходов до сбора урожая мы с воспитанниками будем ухаживать и наблюдать за сахарной свеклой (Приложение фото № 1,2). Основным содержанием данного этапа стали, виртуальное путешествие на сахарный завод; беседы с родителями, обладателями интересных профессий нашего производства, профориентационные игры. викторина «Угадай професию», совместная работа с родителями «Профессиональный портрет моей семьи».

 Приведу примеры наиболее эффективных форм работы.

  1. Виртуальная экскурсия на сахарный завод.

С помощью интерактивной доски ребята смотрели видео-презентацию Елань-Коленовского сахарного завода. Увлекательное путешествие никого не оставило равнодушным (Приложение, фото № 3,4).

  1. Беседы с родителями.

Очень продуктивным методом стали беседы воспитанников с родителями, обладателями интересных профессий на производстве АО «Елань-Коленовский сахарный завод». Галина Михайловна, по профессии инженер – технолог, рассказала о процессе сахароварения. Некоторые ребята уже решили стать технологами. Владимир Александрович, по профессии оператор-наладчик, рассказал мальчикам и девочкам о важности его профессии в создании непрерывности производства сахара, от ленты подачи свёклы в производство до укладки готовой продукции в складах (Приложение, фото № 5,6).

  1. Викторина «Угадай профессию»

Через викторину «Угадай профессию» развили у детей понимание правильного выбора своего будущего.  Участники мероприятия прошли этапы «Разминка», «Угадай профессию по описанию», «Кто что делает», «Загадки о профессиях», «Выбери правильный ответ». Проходя каждый этап, ребята проявляли заинтересованность, смекалку, выдумку. Все ответы получились эмоциональные и искренние. В заключение дети пришли к выводу, что все профессии важны - все профессии нужны (Приложение, фото № 7,8).

  1.  Совместная работа с родителями «Профессиональный портрет моей семьи»

  Дети совместно с родителями составляют профессиональный портрет своей семьи по данному плану: название профессии, чем занимаются люди этой профессии, какую пользу профессия приносит, какими качествами должен обладать человек данной профессии, хотелось бы вам получить такую профессию. Например: профессиональный портрет семьи Ивановых.

    Моя мама, Марина Николаевна по профессии химик – лаборант. Она определяет содержание сахара в свекле и его количество. А когда сахар будет готов, мама выполняет контрольные анализы готовой продукции и мелассы.

   Папа Владимир Михайлович – электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования на сахарном заводе, обеспечивает бесперебойное электроснабжение.  Данная профессия требует большой ответственности, ведь за ошибкой может последовать замыкание и пожар. В наше время сложно представить жизнь без электричества и электроприборов, поэтому профессия папы очень важна. Я горжусь своими родителями! (Приложение, фото № 9,10).        

  1. Выставка рисунков «Кем я хочу стать». 

Выявление профессиональных интересов и склонностей воспитанников; развитие творческих способностей. Детям предлагается выполнить творческие работы в виде рисунков. После выставки дети отвечают на вопрос: Какие профессии представлены в рисунках? Востребованы ли эти профессии в нашем поселке? (Приложение, фото № 11,12).

  1. Профориентационные игры.

Воспитательное значение игры огромно. А. С. Макаренко подчёркивал, что «игра является подготовкой ребёнка к труду и должна постепенно заменяться трудом». Игра для детей - это очень важное средство самовыражения, проба своих сил, ведь в ней проявляются характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности обучающихся, формируются коммуникативные навыки.  Игры по профориентации я организую не только в работе по календарно-тематическому плану, но и легко интегрирую их в структуру занятия. Это позволяет разнообразить образовательную деятельность, делая более эмоционально насыщенным. (Приложение, фото № 13,14)

 

Вывод на данном этапе реализации проекта.

Подготовка дошкольников к обоснованному выбору профессии представляется мне  одной из важных задач дошкольного образования. Считаю, что работу по профориентации надо построить так, чтобы ребятам было не только полезно, но интересно. Не навязывая.

                 

               

Методическая литература

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования /под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. -издание пятое (инновационное), испр. и доп.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019- с.336

2. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 c.

3. Концепция дошкольного воспитания В.В.Давыдов, В.А.Петровский, 1989 (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989№7/1)

4. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. реком. / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 88 с.

5. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

6. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.

7. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с

8. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.

9. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Сама-ра : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.

10. Загадки о профессиях.URL: http://www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Телевизор на сегодня отменяется, играть семья сегодня собирается!

Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, направленные на взаимодействие всех членов семьи. Они особенно действенны, если в семье воспитиывается ребенгок младшего и среднего возраста, поскольку в ...

Образовательный проект "Будущее начинается сегодня"

Проект направлен на  создание инновационной  модели развивающей образовательной среды, обеспечивающих эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образован...

"Будущее начинается сегодня"

Визитная карточка к конкурсуПлан реализации проектаПрезентация проектаЦелевая прогулка "Деревья моего города"Литературное приложение к проектуПрезентация к занятию "Деревья нашего город...

Проект "Бабочки" в рамках 5 - й школьной научно - практической конференции "Будущее начинается сегодня"

Проект долгосрочный на 1 год. Участие в проекте позволило расширить кругозор, сформировать элементарное представление о бабочке, её появлении, строении, развитии, особенностях внешего вида и поведения...

«Сегодня мы не зрители – сегодня мы актёры»

Театр – это актёры и зрители, сцена и костюмы, декорации и аплодисменты, интересные спектакли и концерты. И, конечно же, в театре всегда звучит музыка....

Программа воспитания «Будущее начинается сегодня»

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления о той или иной социальной роли. Такие...