"Будущее начинается сегодня"
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Денисова Елена Валерьевна

Визитная карточка к конкурсу

План реализации проекта

Презентация проекта

Целевая прогулка "Деревья моего города"

Литературное приложение к проекту

Презентация к занятию "Деревья нашего города"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание любви к малой родине у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края. Автор проекта: Денисова Елена Валерьевна Воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №7 г. Рассказово

Слайд 2

Деревья моего города Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.

Слайд 3

Актуальность Любовь к Родине начинается с любви к природе. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Слайд 4

Проблема Недостаток методов и средств для воспитания любви к малой родине с детьми младшего дошкольного возраста. Цель: Формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о жизни деревьев родного города в разное время года и их взаимосвязей с окружающей средой.

Слайд 5

Задачи: Провести анализ педагогической литературы и передового опыта по теме проекта. Создать условия для формирования представлений о природе родного края. Исследовать особенности жизнедеятельности деревьев в разное время года и влияние деятельности человека на жизнь дерева. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Воспитывать чувство уважения и любви к природе родного города. Вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы по изучению природы родного города.

Слайд 6

Новизна проекта Интеграция краеведческих знаний в систему воспитательно – образовательной работы с детьми через разные виды деятельности Использование информационно- коммуникативных технологий.

Слайд 7

Предполагаемый результат: Получение знаний о родном городе. Научить детей различать деревья, растущие в нашем городе по внешним признакам. Вовлечение родителей в педпроцесс ДОУ, укрепление взаимосвязи родительского и детского коллектива. Расширение словарного запаса детей. Создание презентации для детей: «Деревья нашего города», «Мой город - Рассказово». Оформление паспортов 10 деревьев ближайшего окружения. Проведение акции – «Посади дерево». Создание игротеки по теме проекта.

Слайд 8

Гипотеза Если процесс воспитания любви к малой родине будет построен через прямое общение с природой, то он будет протекать эффективней.

Слайд 9

Методологические основы: Современными исследованиями, посвящёнными проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связанные с изучением природы малой родины занимались Л. С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Д.С. Лихачев, П.Г. Саморукова и др.

Слайд 10

Участники проекта

Слайд 11

Объект исследования Дети младшего дошкольного возраста Предмет исследования Процесс воспитания любви к малой родине у детей младшего дошкольного возраста

Слайд 12

Описание проекта Вид проекта долгосрочный Тип проекта познавательный Характер проекта открытый Сроки реализации 2012 – 2013 год

Слайд 13

Формы работы с детьми

Слайд 14

Сроки реализации

Слайд 15

План реализации проекта Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение программно-методического материала по направлению работы Знакомство с новыми технологиями Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы Подбор диагностического материала I этап - подготовительный

Слайд 16

II этап - практический

Слайд 17

Результаты реализации проекта Выставка «Осенние поделки» Участие в международном детском творческом конкурсе поделок «Осенние фантазии»

Слайд 18

Выставка рисунков «Золотая осень» Конкурс «Ёлочка - краса» Акция «Посади дерево» Конкурс «Город зимой»

Слайд 19

Паспорта деревьев Альбом «Мой город - Рассказово» Альбом «Картины наших художников»

Слайд 21

Динамика изменения уровня развития нравственно- патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста Начало проекта Конец проекта

Слайд 22

Выводы Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к родному городу, объектам природы в нем, желание заботиться о них. Эта работа помогла наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

Слайд 23

Дальнейшее развитие проекта Обобщение опыта на методическом совете. Размещение на сайтах. Консультации для педагогов и родителей Показ открытого занятия по теме проекта на город.

Слайд 24

Информационные источники: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева «Детство» Мониторинг в детском саду Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» В. И. Виноградова «Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой». Н. А. Рыжова «Наш дом природа», «Сказка - ложь, да в ней намек…». Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ». А. П. Самородова, Л. В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей». А. А. Черников «Город Рассказово и окресности» Интернетресурсы: nsportal.ru – Социальная сеть работников образования. www.maam.ru – Международный образовательный портал 68 cdo.ru – Тамбов Вики



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 7 «Золушка»

г. Рассказово, Тамбовской области

Целевая прогулка «Деревья моего города»

с детьми младшего дошкольного возраста

Автор: Денисова Елена Валерьевна

Должность: воспитатель

Аннотация:

Методическая разработка предполагает расширение представлений у детей младшего дошкольного возраста о природных богатствах тамбовской земли, в особенности – г. Рассказово, его растительном мире. Воспитание любви к малой родине через знакомство с природой родного края и чувства сопричастности к ее сбережению; развитию способности - чувствовать красоту природы своей малой родины, эмоционально откликаться на нее.

Методическая разработка может быть полезна педагогам и родителям детей ДОУ.

Содержание

1. Введение 4

2. Основная часть 5-8

3. Заключение 9

4. Список используемых источников 10

Введение:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется как потребность участия в делах на благо своей семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Любовь к Родине начинается с любви к природе.

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей.

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья,

У каждого на свете

Есть Родина своя!

И там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные

Мы Родиной зовем.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Наличие таких занятий, вовлечение родителей в воспитательный процесс, для совместной работы по изучению природы родного города, несомненно является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Основная часть.

Цель:

Формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о жизни деревьев родного города и их взаимосвязи с окружающей средой.

Задачи:

- Создать условия для формирования представлений о природе родного края.

- Исследовать особенности жизнедеятельности деревьев, влияние деятельности человека на жизнь дерева.

- Знать названия распространенных деревьев нашего города.

-Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщина и цвет ствола, величина и форма листьев)

-Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).

- Прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас (крылатки, сережки, гладкий)

- Закрепить название соседней, с детским садом, улицы Воронежской.

Участники мероприятия:

Дети дошкольного возраста.

Воспитатель.

Подготовительная работа:

1. Беседа о городе Рассказово.

2. Чтение художественной литературы о природе.

3. Рассматривание иллюстраций картин русских художников и художников – земляков.

4. Презентация на тему: «Деревья города Рассказово».

5. Слушание музыкальных произведений.

Оборудование: Фотографии знакомых мест города Рассказово: листья березы, клена, рябины, дуба; шишки.

Ход мероприятия:

Воспитатель показывает детям фотографии с изображением деревьев на территории детского сада; улицы Воронежской; центрального сквера нашего города; улицы и дома ребенка (1- 2 выборочно)

- Что общего на всех фотографиях? (деревья; знакомые и родные места нашего города)

- И дом, и наш сад, и знакомые улицы и скверы, место, где мы родились, живем, учимся, работаем. Чем все это является для нас? (Наша Родина)

Сегодня мы с вами проведем экскурсию на соседнюю улицу и рассмотрим ее. Что интересного есть на улице Воронежской, о чем мы будем говорить сегодня?

Попробуйте угадать! Я загадаю вам загадку.

Загадка:

Его зимой и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

(дерево)

- Верно, на прогулке мы уточним, какие деревья растут на улицах нашего города.

(На улице Воронежской, обращаю внимание детей на ее красоту, любуемся ею)

- Дети, давайте отыщем знакомые нам деревья, отгадав загадку:

Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

- О чем эта загадка?

Дети: - О березе.

Воспитатель: - Правильно. Давайте подойдем к березе и внимательно ее рассмотрим.

- Как вы узнали березу?

Дети: - По стволу.

Воспитатель: - У березки стройный, высокий белый ствол с черными пятнышками. В русских народных сказках и песнях ее так и называют – «белоствольная». Кора у березки тонкая, светлая. Давайте погладим ствол березки рукой, прислонимся к нему щекой. Какой он?

Дети: - Гладкий, твердый, шершавый. (дети руками гладят ствол дерева, рассматривают его со всех сторон)

Воспитатель: - Давайте понюхаем кору березы, чем она пахнет?

(дети обнюхивают кору березы и высказывают свои мнения)

Дети: - Ствол пахнет «деревом», «природой», «травой», «грибами», «березовым соком», «свежестью».

Воспитатель: - Что еще есть на ветках березы?

Дети: - Сережки.

Воспитатель: - Верно, они распустились и очень ароматно пахнут.

Воспитатель: - Посмотрите вниз, на землю, как ствол березы плавно переходит в корни (на поверхности земли хорошо видна часть корней дерева). Какие они?

Дети: - Толстые, корявые, похожи на крючки.

Воспитатель: - Они уходят глубоко в землю и крепко держат березку в земле. По корням можно определить, что береза не молодое дерево.

Воспитатель: - Отгадайте еще одну загадку:

Письмами летят крылатки на дорожки и площадки

И не знает почтальон, для кого их пишет (клен)

- О каком дереве говориться в этой загадке?

Дети: - О клене!

Воспитатель: - Теперь мы подойдем к клену и рассмотрим его.

- Какой ствол у клена?

Дети: - Темный.

Воспитатель: - На что похож лист клена?

Дети: - На ладошку.

Воспитатель: - Сейчас я вам покажу что – то интересное (набираю полную ладонь крылаток и подбрасываю их вверх). Это семена клена – крылатки. Предлагаю детям тоже набрать крылаток и подбросить их вверх, они летят и кружатся, как вертолетики.

Итог наблюдения:

- Дети, давайте вспомним, какие части есть у дерева?

Дети: - Корень, ствол, ветви, листья, кора, семена.

Воспитатель: - Чем отличаются друг от друга клен и береза?

Дети: - Цветом ствола, формой листьев, семенами (сережки и крылатки);

Воспитатель: - А что у них общего?

Дети: - Части дерева (называем их еще раз)

Воспитатель: - Как называется улица, на которой мы с вами побывали на прогулке?

Дети: - Улица Воронежская.

Воспитатель: - Дети, как мы должны относиться к природе?

Дети: - Бережно, с любовью: не ломать ветки деревьев, не рвать листья, сажать новые деревья, ухаживать за ними, чтобы наш город был еще зеленее и краше.

Исследовательская работа:

Воспитатель: - Дети, давайте определим, где нам находиться жарче – на открытом пространстве или в тени деревьев?

Дети: - В тени деревьев прохладно.

Воспитатель: - Деревья помогают нам летом: они укрывают нас от жары. Вот сколько интересного мы сегодня узнали на прогулке.

Возвращение на участок детского сада.

Индивидуальная деятельность (физическое упражнение: «Попади в цель»)

Д/и «С какого дерева листок»

П/и «1,2,3 – к)дереву, беги!»

Трудовая деятельность: предложить детям собрать поломанные ветки деревьев, бумажки, камушки.

Самостоятельная деятельность детей по их желанию.

Заключение.

Приобретенные на целевых прогулках в детстве умения видеть и слышать природу родного края такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Приучая наблюдать, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием готовности детей к обучению в школе.

Список используемых источников

1. Л. В. Русскова Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»

2. Л. Тимофеева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края»

3. Н. Ветлугина «Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду»

4. Л. Белоусова «Веселые встречи»

5. А. П. Самородова «Игры в экологическом воспитании детей»

6. Учебное пособие под редакцией А. С. Галанова «Дошкольники на прогулке»

7. М. И. Сигимова «Познание мира растений» занятия с детьми 4-7 лет

Публикации по теме:



Предварительный просмотр:

Литературное приложение к теме: «Деревья нашего города»

Денисова Е.В. воспитатель МБДОУ ЦРР –

детский сад №7 г. Рассказово

Загадки про дуб:

И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем!
(Дуб)

Стоит над кручей богатырь могучий:
Голова - до тучи, плечи пораздвинул,
Руки пораскинул, пальцы узловаты,
Силы непочаты...
(Дуб)

Малые детки
Сидят на ветке,
А подрастут -
На землю спрыгнут.
(Дуб)

На сучке есть палочка,
А на ней черпалочка;
В той черпалке коробок,
В нем лежит живой дубок.
(Дуб)

Корона - кудрявая,
Сучья - корявые,
А плод - полированный,
Как из меди кованный.
(Дуб)

Он не балует детей,
Одевает без затей:
Все в его семейке,
Носят тюбетейки.
(Дуб)

Пословицы и поговорки про дуб:

Не срубишь дуба, не отдув губы.

В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.

Дуба плоды только свиньям годны.

Дуб стар, да корень свеж.

Велик дуб, а от малого топора падает.

Буря дуб свалит, а тростник устоит.

Дуб свой рост не спеша набирает.

Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.

Стихи про дуб:

«Дуб»

В. Товарков

Стоит, молчит засохший дуб.
Он выше всех деревьев в роще.
Его обходит лесоруб –
Так много в нем суровой мощи!

С тех пор, как был он молодым
И до земли порой сгибался,
Столетия прошли над ним,
И он упорно не сдавался.

У вьюг пощады не просил
И не роптал в минуты зноя.
Когда же не хватило сил,
Не дрогнул он и умер стоя!

«Жёлудь»

Сергей Козлов

Качался жёлyдь-мyжичок
На ветке дyба.
Надвинyв шапкy на глаза
Скрипел, качался.
Сидела на плечах листва,
Как лисья шyба.
В ней грелся рыжий мyжичок -
И вдрyг сорвался.

Упал он в мятyю травy -
И yдивился.
Упал он в пыльнyю травy -
И рассмеялся.
И yдивился потомy,
Что не разбился.
И рассмеялся потомy,

Что жив осталсяагадки про дуб:

И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем!
(Дуб)

Стоит над кручей богатырь могучий:
Голова - до тучи, плечи пораздвинул,
Руки пораскинул, пальцы узловаты,
Силы непочаты...
(Дуб)

Малые детки
Сидят на ветке,
А подрастут -
На землю спрыгнут.
(Дуб)

На сучке есть палочка,
А на ней черпалочка;
В той черпалке коробок,
В нем лежит живой дубок.
(Дуб)

Корона - кудрявая,
Сучья - корявые,
А плод - полированный,
Как из меди кованный.
(Дуб)

Он не балует детей,
Одевает без затей:
Все в его семейке,
Носят тюбетейки.
(Дуб)

Пословицы и поговорки про дуб:

Не срубишь дуба, не отдув губы.

В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.

Дуба плоды только свиньям годны.

Дуб стар, да корень свеж.

Велик дуб, а от малого топора падает.

Буря дуб свалит, а тростник устоит.

Дуб свой рост не спеша набирает.

Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.

Стихи про дуб:

«Дуб»

В. Товарков

Стоит, молчит засохший дуб.
Он выше всех деревьев в роще.
Его обходит лесоруб –
Так много в нем суровой мощи!

С тех пор, как был он молодым
И до земли порой сгибался,
Столетия прошли над ним,
И он упорно не сдавался.

У вьюг пощады не просил
И не роптал в минуты зноя.
Когда же не хватило сил,
Не дрогнул он и умер стоя!

«Жёлудь»

Сергей Козлов

Качался жёлyдь-мyжичок
На ветке дyба.
Надвинyв шапкy на глаза
Скрипел, качался.
Сидела на плечах листва,
Как лисья шyба.
В ней грелся рыжий мyжичок -
И вдрyг сорвался.

Упал он в мятyю травy -
И yдивился.
Упал он в пыльнyю травy -
И рассмеялся.
И yдивился потомy,
Что не разбился.
И рассмеялся потомy,

Загадки про клён

Сучки рогатые, 
Плоды крылатые, 
А лист - ладошкой, 
С длинной ножкой. 
(Клён) 

Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если «К» сочтете лишним,
Смысл получится другой.
(Клён)

Не гусак, а лапчатый;
Не кулик, а крапчатый.
(Лист клёна) 

Каждый год на нем с охотой 
Вырастают вертолеты. 
Жаль, что каждый вертолет 
На всего один полет.
(Клён и его плоды) 

Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет ... 
(Клён) 

Пословицы и поговорки про клён

Клен да ясень - плюнь да наземь.
Без ветра и кленовый лист не шелохнется.
Клен да береза - чем не дрова, а хлеб да вода - чем не еда.

Приметы про клён

Если клен «заплакал» - верный признак, что через несколько часов будет дождь.
Если ветви клена дружно склонились в одну сторону, это верный признак того, что рядом находится хорошая водяная жила.
Если клен весной выделяет сок - жди скорого потепления. 
Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет засушливое. 

Легенда про клён

По преданиям, злая мать однажды «закляла» непослушного сына и превратила 
его в кленовое дерево. Клён вырос красивым и раскидистым. Однажды бродячие 
музыканты, шедшие через рощу, где росло это дерево, расположились под ним 
на привал. Дерево так понравилось музыкантам, что они делали из его ветки 
скрипку, которая голосом заколдованного сына долгие годы рассказывала миру 
о вине его матери.

Стихи про клён

Клён ты мой опавший

Сергей Есенин

Клён ты мой опавший, 
клён заледенелый!
Что стоишь склонившись 
под метелью белой?

Или что увидел? 
Или что услышал?
Словно за деревню 
погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, 
выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, 
приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче 
чтой-то стал не стойкий,
Не дойду до дома 
с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, 
там сосну приметил,
Распевал им песни 
про метель о лете.

Сам себе казался 
я таким же клёном,
Только не опавшим, 
а вовсю зелёным.

И утратив скромность, 
одуревши в доску,
Как жену чужую, 
обнимал берёзку.

Клён

Старый клен стоит один,
Весь во мху затшалом.
На опушке у руин,
И скрипит устало.

Вспоминая те года,
Когда ветер буйно.
Шелестел листвой сполна,
На ветвях разгульно.

Дети прятались за ним,
За стволом могучим.
Не был он тогда таким,
Старым и скрипучим.

А когда весенний гром,
Дождь сорвет поспешно.
Все влюбленные под ним,
Целовались нежно.

Старый барин приходил,
И к стволу прижавшись.
Как с родним с ним говорил,
Слезы пряча, вжавшись.

Но минули годы те,
Тайны клен не выдал,
Все стоит один во мгле
Гордый и открытый...

Загадки о липе

Ароматное цветенье.
И весною день рожденье.
И поет как будто скрипка –
Шелестит так нежно...
(Липка)

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои -
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа)

Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна - ...
(Липа)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают -
Шкурку тонкую сдирают.
(Липа)

Стихи о липе

Липка

(Самуил Маршак, Платон Воронько)

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!

Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня.

В полдень подо мною
Спрячешься от зноя.
Вырасти меня.

Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня.

Вместе, друг мой милый,
Наберемся силы.
Ты люби меня.

А дождешься срока,
Выйдешь в мир широкий
Не забудь меня!

*** (Афанасий Фет)

Как здесь свежо под липою густою -
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал...

Липа

(Ирина Козленко)

Посмотрите дети -
Это липы цвет,
Ароматы лета,
Нам принес в привет,
Чай его душистый,
Любит стар и мал,
Очень многим людям
Он здоровье дал:
Сбил температуру,
Горло подлечил,
Горькую микстуру
Детям заменил,
И от кашля средства
Просто лучше нет -
Вот какой кудесник
Этот липов цвет!

Пословицы, поговорки о липе

А орехи-то, оказывается, на липе растут.

Есть свято, с липы снято; по краешкам ремешки, а в середке сито.

На липе сижу, сквозь клены гляжу, а березой трясу.

Рассказ о липе

Запах лета

(Юрий Дмитриев)

Лето удивительно богато запахами. Пахнет цветами и травами. Разогретый воздух настоян на смолистой хвое. Кое-где начали косить, и запах свежескошенной травы, молодого сена разносится далеко вокруг. И вдруг ветер приносит еще один запах. И все другие как бы немного отступают, меркнут перед ним, сильным и самым незабываемым запахом лета. Это зацвели липы.
С самого раннего утра до позднего вечера летает вокруг липы множество насекомых, особенно пчел: это дерево – лучший медонос. И, будто зная, что липовый мед вкусен и полезен, пчелы работают «не покладая рук» – даже иногда ночью трудятся, чтобы собрать побольше ароматного нектара.
Липы высаживают в парках и на улицах городов. И теперь не только в лесу, но и городе можно почувствовать чудесный аромат – самый прекрасный запах лета.

Липа замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мёд, цветы липы используют в лечебных целях (липовый цвет - давнее народное средство, очень широко применяющееся в народной медицине) и заваривают в качестве напитка. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Делали из липовой древесины и нательные крестики. Да и вообще, липа считалась деревом Богородицы, в народе говорили, что под ней отдыхает Богородица, когда спускается на землю. Согласно давним легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с совсем еще маленьким Христом во время их бегства в Египет.

Многие народы почитали это дерево, украшали им свои храмы, городские улицы и площади. Не удивительно, что о липе находится так много упоминаний в литературных произведений - от античных времен (а об этом дереве упоминают Вергилий, Плиний и Овидий) до наших дней.

Загадки о сосне

Что же это за девица:
Не швея не мастерица, 
Ничего сама не шьет, 
Но в иголках круглый год.
(Сосна или ель) 

У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей. 
(Сосна)

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Сосна) 

Пословицы и поговорки о сосне

Сосна кормит, а липа обувает.
Всяка сосна лишь своему бору шумит.
Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.
От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
Ель не сосна, шумит неспроста.
С бору, да с каждой сосенки.
Сосна там красна, где росла.

Легенда о сосне

На латыни название сосны «Pinus». Сосны часто растут на скалистых обрывах или крутых склонах гор, поэтому есть предположение, что корни этого названия таятся в кельтском «pin», что значит скала. Помимо этого, существует старая греческая легенда, объясняющая это название.

Нимфа утренней зари белокурая Питис (в некоторых вариантах Питида или Пития) очень сильно полюбила веселого и озорного бога Пана, сына Гермеса и дочери Дриопа, который считался богом-проводником, покровителем рыбаков и охотников. 
Но ревность другого бога, Борея, повелителя холодного северного ветра оказалось сильнее, и он превратил нимфу в сосну, высокое вечнозеленое дерево, которое и получило название Pinus. Известны изображения бога Пана с сосновым венком на голове.

Стихи о сосне

Сосна

Ираида Мордовина

Могучих сосен статный ряд,
Шеренги стройные стоят.
Макушки смотрят в небеса –
Природы дивная краса.

Сосновый бор в ветра скрипит,
Как будто на людей ворчит
За то, что лес не берегут,
Жизнь непутёвую ведут.

На протяжении веков
Путь человека бестолков.
Живём мы с вами одним днём,
Не беспокоясь, что потом.

Меняют место полюса,
Сместилась юга полоса.
На Севере Луна полней,
А на Востоке – всё скромней.

Погода вольностей полна,
Непредсказуема она.
Нам хочется всегда тепла,
Ведь «долька» лета так мала.

Давайте Землю миром всем любить!
Беречь и постараться не губить!
Для новых поколений сохранить!

***

Михаил Юрьевич Лермонтов

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растет.

Тополь

Hа могучем тополе...

На могучем тополе
Дружно почки лопнули,
А из каждой почки
Вылезли листочки.
Развернули трубочки,
Распушили юбочки,
Отряхнулись,
Улыбнулись,
И сказали:
«Мы проснулись!»
(Саша Черный)

«Тополь»

Был когда-то
Тополёк
С ноготок.
Стал тянуться вверх
Росток.
Ночью вырос
На вершок.
Вечером подрос
Немного
И увидел вдруг -
Дорога.

Ох, какая непоседа
Эта самая
Дорога.
Ходит-ходит
Без обеда
И туда,
И сюда -
Неизвестно куда.

Не стоит
И тополёк.
Тянет ветки
Выше,
Выше,
Чтоб увидеть,
Как под крышей
Ловит капли
Желобок.

Барабанит
Дождь кругом...
Тополь
Ростом стал
Как дом.
Раньше видел
Только двор,
А теперь -
Такой простор!

Вырастает
Тополь, - выше!
Видит крыши,
Снова крыши.
Ох, как много
Ребятишек! Встал на цыпочки
Чуть-чуть,
Чтоб на школьный двор
Взглянуть.
Шёпотом позвал
Мальчишек -
Может, кто-нибудь
Услышит.
И опять растёт,
Растёт -
Веткой небо
Достаёт.

Вдруг увидел
За домами
Поле
С жёлтыми
Цветами.
Очень тополь
Удивлён -
Видит мир
Со всех сторон.
От большого
Удивленья
Покачнулся
Вместе с тенью.
Раньше думал,
Что земля –
Только двор,
Дома и дети.
Оказалось -
Есть поля,
Есть холмы
На белом свете.

Тёплый вечер
Над деревней
Зажигает
Лунный свет,
Возле тополя
Деревья
Собирают
Свой совет.

Замолкают
Вишни, груши...
Всем деревьям
Перед сном
Очень хочется
Послушать,
Что там видно
За селом.

И рассказывает
Тополь
Про загадочные
Тропы,
Про колодец
Очень древний...

Тихо думают
Деревья:
«Хорошо быть
Тополями,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО ГОРОДА Автор-составитель: Денисова Елена Валерьевна 2013

Слайд 2

СОСНА

Слайд 4

КЛЁН

Слайд 5

КАШТАН

Слайд 6

БЕРЁЗА

Слайд 7

ЛИПА

Слайд 8

РЯБИНА



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 7 «Золушка»

г. Рассказово, Тамбовская область

НОД

по познавательному и речевому развитию

с детьми 4-5 лет

«Деревья нашего города»

Автор:

Денисова Елена Валерьевна –

воспитатель

Цель: Обогащать представления детей о растительном мире (деревьях) родного города.

Интеграция областей:

Речевое развитие:

Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, впечатления,  используя речевые средства.

Развивать умения отвечать на вопросы используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.

Обогащать словарь детей за счет расширения представлений об объектах природы.

Познавательное развитие:

Продолжать знакомить детей с деревьями нашего города, узнавать их на картинках, различать их, называть.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.

 - Расширять представления детей о природных богатствах тамбовской земли, в особенности – города Рассказово, растительном и животном мире;

- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению;

- Знать родной город, особенности местной природы ;

- Знакомить с ближайшим окружением детского сада;

- Развивать способность чувствовать красоту природы -  своей малой родины, эмоционально откликаться на нее;

- Участвовать в наблюдениях за растениями и в посильном труде по уходу за ними;

- Делиться своими познаниями о живом и неживом: не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Развивающая предметно-пространственная среда: презентация, ноутбук, проектор, экран, мяч, листья деревьев (березы, рябины, сосны, клена, дуба)

                       Ход НОД:

  1. Оргмомент:  Психопауза:

Воспитатель с детьми:

- Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты – мой друг, крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Воспитатель:

 - Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.

2.

- Ребята, а вы любите загадки; а отгадывать их умеете?

- Попробуйте отгадать загадку:

                 * * *

    Его  весной и летом мы видели одетым,                                                                                          

    А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

                                                    (дерево)

  Воспитатель:

 - Ребята, а где вы видели деревья?

    - Где они растут в нашем городе?

( на подоконнике и на полу разбросаны листья )

  - Что здесь такое? (листья).  

  -   Дул ветер и набросал нам листья с разных деревьев в окошко. (собирают листья)

- Давайте  отправимся на прогулку по нашему городу и узнаем, какие  же деревья растут на  улицах города.

                        1 слайд:

                     Русская красавица, всем нам очень нравится,    

                      Бела она, стройна, одежда зелена (береза)

      (показ слайда)

Ребенок читает стихотворение:

              * * *

Березка белый сарафан надела,

Кудри завела, косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица – душа!

 Воспитатель:

 - Береза – очень красивое дерево!

  - Чем она отличается от других деревьев? (белый ствол)

 - Поэтому ее называют белоствольной красавицей.

 - Береза нам подарила свой  листик, а на нем задание:

* Игра «Угадай, с какого дерева лист?»                            

                           2  слайд:

 Письмами летят крылатки на дорожки и площадки

 И не знает почтальон, для кого их пишет…(клен).

   (показ слайда)

Воспитатель:

- Дети, где растет в нашем городе?

- Какой лист у клена? На что он похож? Вы знаете, какое семя у клена? ( крылатка).

- С клена упал листик и прилетел к нам. Тут задание для нас.

* Игра «Составь дерево из частей».

                   3 слайд:

Темный он,  покрыт  корой, лист красивый, вырезной

И на кончиках ветвей много, много желудей …(дуб)

  (показ слайда)

- Ребенок читает стихотворение:

               * * *

 Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться,

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый

Значит он выносливый, значит – закаленный.

- А вот и лист с дуба упал к нам в руки, а тут – задание:

- Листья дуба – значит – (дубовые).

- Где растут листья? (на дубе)

- Подул ветер и листочки упали, откуда? (Дубовые листья упали с дуба)

- Листья лежат под (дубом)

- Как называются семена дуба? (желуди)

*Физкультминутка: «Дуб»

            * * *

 На поляне дуб зеленый

 Потянулся к небу кроной (потягиваем руки вверх)

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил (потягивания,

руки в стороны)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся (наклоны вперед)

Вот лягушка прискакала

Здесь воды ей видно мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе (прыжки на месте)

 Ну, а мы пройдем немного

Поднимаем выше ногу!              

Походили, порезвились

И на травку опустились! (ходьба на месте, присесть на

                                              корточки)

                                           

                                                   

                     4 слайд:

 Осень в садик к нам пришла

  Красный факел зажгла

 Здесь дрозды, скворцы  снуют

 И галдя ее клюют…    (рябина)

   

   (показ слайда)

Воспитатель:

 - Чем отличается рябина от других деревьев? (у нее есть плоды – гроздья, они созревают в конце лета)

- Какого цвета созревшие плоды рябины? (красные)

- Кто питается плодами рябины? (птицы)

- Рябина  нам тоже подарила свой листик с заданием:

* Игра с мячом: «Наоборот» (подбор антонимов)

1) Рябина – лиственное дерево, ель -…  (хвойное)

2) Сосна – высокая, осина - …(низкая)

3) Ствол дуба – толстый, а у рябины - …(тонкий)

4)У ели хвоинки – короткие, а у сосны - …(длинные)

5) Кора у березы – белая, у каштана - …(темная)

6) Листья клена – широкие, а у рябины - …(узкие)

7)У одного дерева ствол прямой, а у другого - ... (кривой)

                                5  слайд:

 Зимой и летом – одним цветом  ….(сосна)

          (показ слайда)

Ребенок читает стихотворение:

                  * * *

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течении года

Ясной стояла погода.

Воспитатель:

 - Чем сосна отличается от других деревьев? (у сосны листья – иголки)

 - Какие у нее плоды? (шишки)

- Сосна, какое дерево? (хвойное)

- Какое дерево мы наряжаем на Новый год? (ель или сосну)

- Вот иголочка упала, нам задание прислала:

* Игра: «С чьей ветки детки?» (называют дерево, дети находят его плоды)

3.Итог занятия:

Воспитатель:

- Вот и закончилась прогулка по улицам нашего города.

- Что же нового узнали мы о деревьях:

- Какие деревья растут в нашем городе? (сосна, дуб, береза, рябина, клен, тополь  и  другие)

- Что нужно для их роста? (свет, тепло, вода)

- Какую пользу приносят деревья человеку? (очищают воздух от вредных  веществ).

- Что мы должны делать для того, чтобы наш город был еще краше и зеленее? (беречь растения, ухаживать за ними, сажать молодые деревья, цветы и кустарники)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Будущее начинается сегодня"

Проект направлен на  создание инновационной  модели развивающей образовательной среды, обеспечивающих эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образован...

Проект "Бабочки" в рамках 5 - й школьной научно - практической конференции "Будущее начинается сегодня"

Проект долгосрочный на 1 год. Участие в проекте позволило расширить кругозор, сформировать элементарное представление о бабочке, её появлении, строении, развитии, особенностях внешего вида и поведения...

Профориентационный проект "Будущее начинается сегодня"

   Мы жители рабочего поселка Елань-Коленовский. В народе – поселок сахарников. На территории поселка организовано производство сахара АО «ЕКСЗ». По величине сахарны...

Программа воспитания «Будущее начинается сегодня»

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления о той или иной социальной роли. Такие...

Перспективный план по ранней профориентации детей «Будущее выбираем сегодня»

Перспективный план по ранней профориентации детей «Будущее выбираем сегодня»...