Проблемные ситуации
статья (старшая группа)

Терещенко Любовь Валериевна

Рассматривая необходимость применения проблемного метода обучения, можно отметить, что современное дошкольное образование открывает перед педагогом широкий выбор решений разнообразных задач для детей дошкольного возраста, чаще практических. Умение создавать проблемные ситуации и организовывать условия при их решении для развития активной самостоятельной деятельности воспитанников становится особенно значимым умением педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsii.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации в развитии

познавательно-исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста

Рассматривая необходимость применения проблемного метода обучения, можно отметить, что современное дошкольное образование открывает перед педагогом широкий выбор решений разнообразных задач для детей дошкольного возраста, чаще практических. Умение создавать проблемные ситуации и организовывать условия при их решении для развития активной самостоятельной деятельности воспитанников становится особенно значимым умением педагога.

Создание проблемных ситуаций относится к проблемному методу обучения, при котором суть активности заключается в том, что ребенок пытается анализировать полученный фактический материал и оперировать им так, чтобы самому выделить из него новую информацию. В работе с детьми дошкольного возраста педагоги всегда стремятся находить методические пути превращения образовательной деятельности в радостный процесс познания окружающего мира, приобретения необходимых компетенций, личностного развития.

Однако попытки стимулировать детскую познавательную деятельность, поддерживать интерес детей на протяжении всего педагогического мероприятия, вводить элементы активизации, например с помощью решения проблемных ситуаций, часто сводятся к постановке педагогом определенной задачи и решению им же самим поднятой проблемы.

Вместе с этим важно заметить, что дети старшего дошкольного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми младшего школьного возраста. Проблемное обучение предполагает проявление и работу творческого мышления, которое активно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте. Творческая энергия старших дошкольников не ограничивается штампами и стереотипами. У ребенка дошкольного возраста, как правило, высокая самооценка и он чувствует себя более свободным от оценок. Это те причины, по которым следует использовать метод решения проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.

Понятие «проблемная ситуация» является основным понятием и центральным звеном технологии проблемного обучения и помогает вызвать познавательный интерес детей, создать условия для усвоения культурного опыта, актуализировать опыт, повысить личностную значимость ребенка в решении поставленной проблемы.

Проблемная ситуация включает следующие компоненты:

1. Неизвестный способ действия или нечто неизвестное в окружающей жизни.

2. Познавательную потребность в новом знании, побуждающую ребенка к активной поисковой деятельности.

3. Творческие способности и накопленный опыт.

Детей дошкольного возраста педагог подводит к пониманию проблемы, выделению предположений, гипотез, поиску путей их проверки для решения проблемы.

Проблемные ситуации у детей дошкольного возраста могут возникнуть как в повседневной жизни, так и на занятиях по разному поводу:

– при столкновении с новым явлением окружающей жизни, которое удивляет или восхищает ребенка;

– при формулировке предположения;

– при сравнении и сопоставлении знаний о каком-либо предмете, объекте, явлении окружающей жизни;

– при выполнении продуктивной деятельности;

– при создании творческой работы;

– в общении со взрослыми и сверстниками.

У ребенка дошкольного возраста чаще можно зафиксировать возникновение житейских проблемных ситуаций (ситуаций, связанных с общением или недоумением, удивлением, что вовлекает ребенка в поисковую деятельность). Для создания эмоционального настроя, применяются особые методические приемы (сюрпризные моменты, игровые ситуации).

Для детей дошкольного возраста подбираются ситуации в большей мере эвристического характера, предполагающие сначала применение знакомых знаний в новой ситуации, проявление элементов творчества, затем постановка перед детьми творческой задачи, требующей решения целостной проблемы.

Требования к созданию проблемной ситуации (по А. М. Матюшкину):

– решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

– формулировка проблемы должна быть ясной и свободной от непонятных ребенку слов и выражений;

– проблемная ситуация призвана создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка;

– проблемная ситуация должна бросать вызов детской любознательности;

– в процессе решения проблемной ситуации важной становится потребность в рассмотрении новых ситуаций, взаимосвязанных с ней.

При проблемном подходе взаимодействие с дошкольниками лучше начинать с приемов, позволяющих удивить, заинтриговать детей, вызвать положительные эмоции, чем с вопросов и проблем, вызывающих затруднение, чувство беспомощности.

Именно удивление может стать стимулом к началу поисковой, творческой познавательной деятельности. Отрицательные эмоции могут стимулировать негативное отношение к решению

проблемной ситуации и даже к взаимодействию с педагогом.

Выйти из проблемной ситуации можно несколькими способами.

Первый способ предполагает постановку и решение проблемы самим педагогом.

Второй способ сопровождается привлечением воспитанников к формулировке проблемы, выдвижению предположений и проверке решения.

Третий способ – когда воспитатель предлагает детям поставить проблему самостоятельно и выдвинуть предположения, решить проблему под руководством воспитателя.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста проявляют настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в повседневной жизни.

Анализ литературы показал, что процесс исследовательской деятельности ребенка имеет сложную структуру, в нем выделяются:

– мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели;

– содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы;

– операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе самостоятельного поиска.

У ребенка дошкольного возраста при решении проблемных ситуаций развиваются:

– умения, непосредственно связанные с осуществлением исследовательского поиска;

– умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов поисковой деятельности;

– умения, связанные с использованием приборов (оборудования, инструментов) в экспериментировании;

– умения, связанные с осуществлением совместного исследовательского поиска со взрослыми и сверстниками.

По мнению современных исследователей Г. А. Урунтаевой, Е. Н. Гошевой, проблемные ситуации создают такие условия для детского общения и детской деятельности, где значимо проанализировать и оценить поведение других людей и свое поведение, а также с учетом возможных последствий выбрать стратегию своего поведения. Проблемные ситуации могут применяться в психодиагностике и очень близки к методу эксперимента.

По мнению С. И. Семенака, активная поисковая деятельность ребенка по решению проблемных ситуаций, способствует освоению культурных практик, творческому познанию окружающего мира, развитию социальных компетенций и эмоционального интеллекта.

В соответствии с точкой зрения Т. И. Бабаевой, О. В. Солнцевой, проблемные ситуации позволяют обеспечить возможность для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и в различных видах деятельности «открывать себя». Авторы утверждают, что «в условиях выбора наиболее активно развиваются субъектные проявления детей».

Проблемные ситуации могут возникать как спонтанно, так и создаваться с помощью взрослого. В процессе общения с детьми взрослый часто предлагает вспомнить различные жизненные случаи, ситуации, происшествия. Приведенные в пример ситуации могут стать источником развития у детей логического мышления, фантазии. Можно предложить придумать разные варианты выхода из заданной проблемной ситуации, обсудить причины ее возникновения и возможные результаты. Главное при этом, чтобы дети свободно выражали свое мнение, аргументировали его.

Дети дошкольного возраста не могут самостоятельно выполнить действия по решению проблемных ситуаций, поэтому постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходят в совместной деятельности воспитателя и детей.

Для того чтобы дети могли найти выход из проблемной ситуации, педагогу важно организовать побуждающий диалог.

Для этого воспитателю необходимо подавать специальные реплики, задавать наводящие вопросы, которые могут подводить детей к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Известно несколько приемов создания проблемной ситуации.

1. Проблемная ситуация создается путем предъявления детям противоречивых положений, невозможных в жизни сочетаний. Тип проблемной ситуации связан с удивлением детей. Вопросы к детям: Что вас удивило? Что интересного заметили?

Так бывает?

2. Проблемная ситуация создается с помощью вопросов или

практических заданий, сталкивающих мнения детей. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: Вопрос был один, а сколько мнений? Задание было одно, а какие результаты?

3. Проблемная ситуация создается в два шага. Первый – это вопрос или практическое задание с опорой на жизненный опыт детей. Второй – предъявление научного факта.

Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к умозаключениям. Вопросы к детям: Что вы предполагали сначала? Что получилось? А как, оказывается, бывает на самом деле?

4. Проблемная ситуация создается практическим заданием, которое невозможно выполнить. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: В чем затруднение? Почему не получается? Можем ли мы выполнить задание? Чему еще нам нужно научиться?

5. Проблемная ситуация создается с помощью практического задания, не сходного с предыдущим. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к проявлению творчества. Предложение к детям: В чем затруднение? Как это сделать по-другому?

Примеры проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста

Ситуация «Фрукты»

В жаркий день, гуляя на полянке, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Ситуация «Бабочки»

Все мы знаем, кто такие бабочки?

Подумайте, бабочки – это полезные или вредные насекомые, ведь они откладывают личинки, из которых появляются гусеницы, а гусеницы наносят вред растениям.

– Как вы думали сначала?

– А как оказывается на самом деле?

– Какой возникает вопрос?

Ситуация «Свойства материалов»

Сегодня весь день обещают дождливую погоду, нужно прийти в детский сад, не промочив ноги. Какую обувь важно выбрать?

Ситуация «Свойства бумаги»

Самоделкин приглашает детей в путешествие по реке, но не знает, подойдет ли для этого бумажный кораблик?

Ситуация «Свойства копировальной бумаги»

Мальчик хочет пригласить на свой день рождения много друзей, но как можно сделать сразу много пригласительных билетов за короткий срок?

Ситуация «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Ситуация «Оденем куклу на прогулку».

Кукла Маша собралась на прогулку. Поможем ей одеться (в  наборе одежда для куклы меньшего размера).

– Дети, вы смогли выполнить задание?

– В чем затруднение?

– Для какой куклы эта одежда?

– Какие куклы?

– Что нужно сделать?

Ситуация «Цирк»

В наш город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить красивые афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Ситуация «Варенье для Карлсона»

Все знают, что Карлсон очень любит все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносит ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошает. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их можно использовать?

Ситуация «Рецепт»

Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что не владеют письмом. Как быть?

Ситуация «Вот так игра»

Девочка потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

Ситуация «Рассеянный Петя»

Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, утром отправились на электричке за город. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были: палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

Ситуация «В раздевалке»

Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.

Ситуация «Чей поступок верный?»

Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.

Никита в раздевальной комнате кричит:

– Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.

Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?

Ситуация «Новое платье»

Вероника пришла в детский сад в новом платье. Наташа заметила и громко сказала.

– Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.

Права ли Наташа в такой ситуации?

Ситуация «Исправь ошибку»

В раздевальной комнате воспитатель Светлана Николаевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит:

– А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается?

Светлана Николаевна сделала замечание Рите.

Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?

Ситуация «Мы разные, но мы вместе»

В группу пришел новенький – мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его.

Что бы ты сказал Ване?

а) посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

Ситуация «На что обиделась мама?»

Мама зовет сына:

– Артем, помоги, пожалуйста, вымой посуду.

Артем отвечает:

– Сейчас.

Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Артем, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.

– Мама, зачем ты вымыла посуду, – обижается сын, – я бы вымыл, немного позже.

Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Артем был действительно занят, то что он должен был сказать?

Этично или неэтично поступил Артем?

Ситуация «Долг платежом красен»

Мой знакомый мальчик спрашивает: «Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает». Как вы думаете, что мне посоветовать

мальчику? «Долг платежом красен» – что означают эти слова?

Ситуация «Краски»

Маша взяла краски брата без разрешения. Порисовала ими и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?

Ситуация «Культурный человек»

Послушайте рассказ и скажите, кого из мальчиков вы можете назвать культурным человеком.

«Егор радовался теплому ветерку, весеннему солнцу, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки!

Земля подсохла, и нет луж. Для игры нужен прутик. Где его взять? Мальчик огляделся вокруг и увидел маленькое деревце.

Почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки.

Егор подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, надломилась только маленькая веточка. Егор недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.

Максим вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил такую красоту? – подумал Максим. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту, соединил и закрепил сломанные ветки. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей».

«Какие деревья разговаривают?»

Деревья хвастались друг перед другом.

– Я всегда бываю зеленая и стройная, а зимой я становлюсь королевой веселого праздника.

– А я еще лучше, имею стройный и белый ствол, имею нежные тоненькие веточки, листья мою весной и летом – зеленые, а осенью – золотистые.

Какие деревья разговаривали между собой? Докажите свой ответ.

Таким образом, создание проблемной ситуации – наиболее ответственный и сложный момент конструирования педагогического мероприятия. Педагогу следует помнить о том, что проблемная ситуация, с одной стороны, должна вызывать затруднения у дошкольника и быть ориентирована на проявление им максимальной самостоятельности и творчества, а с другой стороны, быть посильной для самостоятельного нахождения ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»

Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...

Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...