Нравственное воспитание дошкольников
статья

Тэйц (Румянцева) Ольга Владимировна

Материал о реализации нравственного воспитания в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivi_rodnik_traditsiy_rumyantseva_o.v._ds_166.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Румянцева Ольга Владимировна

старший воспитатель МАДОУ

«МАЯЧОК» комбинированного вида СП №166

г. Нижний Тагил

е-mail:olhici@mai.ru

 «ЖИВИ РОДНИК ТРАДИЦИЙ….»

В настоящее время произошло переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни, чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, а так же игра, труд, праздники.

Центр «Я – гражданин России», в группах детского сада включает в себя: символы РФ и родного города (герб, флаг), энциклопедии по архитектуре, культуре; серии дидактических игр; открытки и альбомы фотографий с достопримечательностями города. Подборку книг с беседами о Великой Отечественной войне, фонотеку военных песен, песен о городе, гимн РФ и гимн города Нижний Тагил.

Тематические недели являются основной формой патриотического воспитания детей. Поводом для тематических недель служит сбор экспонатов в «Мини-музее - Моя Россия», это выполненные вместе с родителями работы детей – мини-отчеты о поездках, достопримечательных местах города, памятниках культуры и архитектуры. Мы приучаем детей после «поездок-путешествий» самостоятельно анализировать увиденное, делать выводы, предлагаем найти ответ в иллюстрированных альбомах, взять интервью у родителей и т.д. «Поездки-путешествия» в прошлое родного города вызывают у детей большой интерес, каждая тема подкрепляется педагогам различными играми и продуктивными видами деятельности (изготовление фотогазет, поделок, выставок). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляются во время досугов, праздников-развлечений.

Дети старшей группы уже многое могут понять, поэтому постепенно происходит погружение их в мир рыцарей в ходе педагогических проектов. Для этого используются книги, где есть изображения разнообразных облачений рыцарей, флагов и щитов, турниров. Подвижные игры в турнир, дидактические игры, игры с лего-наборами (замки, рыцари), чтение адаптированной детской литературы (легенды «Рыцари и замки») помогают закрепить полученный материал. Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен, узнают почему герб в форме щита, получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб, знакомятся с гербом родного города.

Любимые в народе праздники воздействуют на эмоциональную сферу и оставляют в памяти детей глубокий след. Одним из самых любимых всегда было Рождество Христово. Подготовка к нему в детском саду начинается заранее - еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. Дети знакомятся с русской духовной поэзией, разучивают рождественские колядки, готовят рождественские подарки. С детьми по-домашнему проходят посиделки, для которых они наряжаются в народные костюмы и это не просто слепое следование традиции, мы убедились, что такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. Педагоги совместно с воспитанниками изготавливают рождественские звезды для игры-колядования, в ходе которой дети поют песенки-колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки, а не получают, что важно для нравственного воспитания.

На народных праздниках-гуляниях (Красная горка, Масленица, Покровская ярмарка и др.) нет просто зрителей, в соответствии со склонностями и способностями разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом; кто-то лучший танцор, кто-то солист, а кто-то актер - главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко выраженных способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник: активно участвует в общих плясках и играх, при этом он выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике.

В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности - близких людей. На фактах из жизни членов семьи можно прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Патриотическое воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, но и общностям более высоких порядков (народ). Чувство сопричастности – это основа будущего патриотизма.

Большое значение в воспитании имеют «экскурсии выходного дня» по району, городу, отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий выражены в фотовыставках, выступлении мамы с ребенком в группе или снятом мини-ролике. Не менее интересно проводили «мини-исследования», причем воспитатель вместе с родителями выбирал и определял тему исследования, ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки». Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории градообразующих предприятий и т.д. Большой интерес вызвали экспонаты краеведческого музея, посвященные быту древних поселений, а также военной эпохе.

В работе с детьми педагоги используют такие приемы, как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни страны. Мы считаем, что семейная родословная – неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Родители знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Интерес у многих семей вызвал проект «Происхождение фамилий», ведь большинство не знали, а как появилась их фамилия, но ведь каждая из них имеет свою историю (н-р: фамилия Кузнецов принадлежит к старинному типу русских фамилий, образованных от личного прозвища отнесенного к числу «профессиональных» именований; фамилия Морачевский имеет польское происхождение и указывает на местность, где проживали дальние предки этого рода и т.д.).

Дошкольники могут выполнять трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Мы взрослые приучаем их добросовестно относиться к любой работе,  добиваясь поставленной цели. Формирование бережного отношения к природе (подкормка птиц, выращивание цветов, уход за животными, работа на огороде) сочетается с воспитанием любви  к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, улицу.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Литература

1.        Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / [Р. С. Буре и др.]; Под ред. А. М. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1989. - 95с.

2.        Родной край / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 172с.

3.        Знакомим детей с малой родиной: методическое пособие / Н. Г. Пантелеева. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.

4.        Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие / М. Д. Маханева. - Москва: Творческий центр "Сфера", 2010. - 90 с.

5.        Жариков, А.Д. Растите детей патриотам: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 192 с.

6.         Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - Москва: Сфера, 2007. - 207с.

7.        Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств.

8.        Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 205 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...