Муниципальное методическое объединение для воспитателей младших групп городского округа "Структура формирования опыта работы. Пять рекомендаций, как обощать опыт работы"
консультация

Баканова Елена Викторовна

Эта тема очень актуальна, ведь каждый педагог должен уметь представить результаты своей работы коллегам. Несмотря на то, что этому вопросу посвящено много пособий, педагоги испытывают определенные трудности. Педагогам важно уметь грамотно представлять себя и результат своей работы. Не всегда это получается сразу, иногда мы учимся этому на протяжении всей профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №51 « Зоренька»

Муниципальное методическое объединение

воспитателей младших групп г.о. Химки

Тема: Структура формирования опыта работы

«Пять рекомендаций, как обобщать опыт работы».

Подготовила и провела

воспитатель высшей

квалификационной категории

Ларина Е.В.

17 февраля 2021г.

г.о. Химки

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим о том, как обобщать опыт своей работы.

Эта тема очень актуальна, ведь каждый педагог должен уметь представить результаты своей работы коллегам. Несмотря на то, что этому вопросу посвящено много пособий, педагоги испытывают определенные трудности. Педагогам важно уметь грамотно представлять себя и результат своей работы. Не всегда это получается сразу, иногда мы учимся этому на протяжении всей профессиональной деятельности.

Поэтому перед каждым педагогом встают вопросы:

  1. С чего начинается обобщение опыта работы?
  2. Как выбрать тему для обобщения опыта работы?
  3. Какова структура написания опыта работы?
  4. Каким должен быть ваш опыт работы по объему?
  5. Что делать с опытом вашей работы после его обобщения?

Часто молодые педагоги копируют чужой педагогический опыт, потому что считают его передовым. Однако не каждый педагогический опыт является передовым.

Главная задача воспитателя в этой ситуации – понять идею, для чего педагог – мастер применяет конкретные методы и приемы и как на его примере совершенствовать свою работу. Разные педагоги могут добиться одного и того же результата в работе разными способами. Мастерство педагога в том, чтобы найти новые интересные формы и методы работы.

В начале своего профессионального пути воспитателю или специалисту детского сада нужно:

  1. Осознать свои трудности в работе и выбрать тему самообразования;
  2. Не бояться выступать на педагогических советах и других мероприятиях, на которых предоставляется возможность рассказать о своих формах и методах работы по какому-либо направлению;
  3. Изучать передовой опыт работы коллег, внедрять в работу и по возможности усовершенствовать;
  4. Завести папку личных достижений «Портфолио».

Предлагаю вашему вниманию пять рекомендаций, как обобщать опыт работы.

1 рекомендация

Начинайте работу по обобщению опыта с самообразования.

В идеале именно работа по теме самообразования должна перерасти в опыт работы по данной теме, который потом вы сможете обобщить.

Какую тему выбрать для самообразования и как правильно ее сформулировать? На этот вопрос ответить просто – нужно обратиться к содержанию ФГОС.

На сегодняшний день все дошкольные организации реализуют ФГОС, который содержит требования к результатам освоения детьми образовательной программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На них и на задачи образовательной программы должен ориентироваться каждый педагог в своей работе с детьми.

2 рекомендация

Используйте в теме формулировки, которые отражают содержание вашей работы.

Часто педагоги используют в качестве темы самообразования модные формулировки и при этом не понимают их смысла. Однако тема должна отражать содержание работы, но в сокращенном виде.

Когда формулируете тему самообразования, помните:

  1. Тема должна отражать цель (результат). Например, «Развитие инициативы и самостоятельности…».
  2. В теме необходимо определить возраст (категорию) детей, с которыми вы будете достигать поставленную цель. Например, «…у детей старшего дошкольного возраста…».
  3. В теме необходимо указать средства, при помощи которых данная цель будет достигнута. Например, «…посредством проектной деятельности». В данном случае проектная деятельность-это средство достижения результата.

В конечном варианте тема самообразования будет звучать так:

«Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».

Также структуру темы можно представить как:

«Средство достижения результата – результат - категория детей».

  1. Средство достижения результата «Проектная деятельность …..».
  2. Результат «…как средство развития инициативы и самостоятельности …».
  3. Категория детей «…у детей старшего дошкольного возраста».

В конечном варианте тема самообразования будет звучать так:

«Проектная деятельность - как средство развития инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».

3 рекомендация

Придерживайтесь четкой структуры в описании опыта работы.

Когда у педагога накоплен достаточный опыт работы по конкретной теме, он должен его сначала проанализировать, а затем описать. Для этого нужно собрать имеющуюся информацию, отделить главное от второстепенного, подготовить теоретическое обоснование опыта.

Структура описания опыта работы включает:

1.Условия возникновения и становления опыта.

Вы должны указать, что натолкнуло вас на идею формирования опыта по данной теме. Здесь не должно быть общих фраз, это частный раздел.

Идеи опыта у разных педагогов могут совпадать, но условия возникновения – различны. Опишите в этом разделе именно свои условия. Например: изучение методической литературы, опыт коллег, инновационная деятельность, курсовая подготовка, результаты мониторинга детей вашей группы и т.д.

2.Актуальность и перспективность опыта.

В этом разделе вы отражаете актуальность цели, которую вы поставили. Для этого ее нужно проанализировать.

В своей работе каждый педагог должен создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, чтобы на этапе завершения дошкольного образования они достигли целевых ориентиров.

3.Ведущая педагогическая идея – основная мысль опыта.

Как сформулировать в этом разделе ведущую педагогическую идею вашего опыта? Подсказка: формулировка должна состоять из 3 частей: цель или конечный результат, категория детей и средство достижения результата.

То есть ведущая педагогическая идея вашего опыта уже заложена в теме. Вы можете просто ее продублировать. Именно поэтому важно правильно формулировать тему. Таким образом, ведущая педагогическая идея должна следовать теме, а опыт раскрывать ведущую педагогическую идею.

4.Теоретическая база опыта.

В этом разделе вы указываете, какие теории, положения, законы, закономерности реализуете в процессе своей работы. При этом обязательно должны быть ссылки на авторов, которых вы изучили, их взгляд на данную проблему.

5.Новизна опыта.

В этом разделе вы показываете соотношение теоретического материала по данной теме, который вы изучили, и вашего личного практического опыта.

То есть что нового вы сделали по данной теме, что отличает вашу работу от других разработок по данной теме других авторов.

6.Технология опыта.

Этот раздел отражает систему конкретных педагогических действий, организацию, содержание, формы, приемы, методы воспитания и обучения, которые обеспечивают конкретный результат.

7.Результативность.

В этом разделе вы представляете результаты своей работы по выбранной теме, перечисляете критерии достижения цели, описываете и анализируете количественные и качественные изменения в педагогическом процессе. При необходимости указываете название и авторов диагностик, с помощью которых вы выявляли данные результаты.

8.Адресная направленность.

Этот раздел содержит информацию об области применения опыта: кому адресован опыт, кому педагог рекомендует его использовать и при каких условиях может быть использован данный опыт или его фрагменты.

9.Приложение.

Это один из самых интересных для практиков раздел – копилка практических идей, материалы, которые раскрывают технологию вашего опыта работы.

Вы можете приложить к этому разделу конспекты, сценарии, технологические карты, фотографии, перспективные планы работы и т.д.

4 рекомендация

Не пишите много теории.

Рекомендуемый объем материалов по теме опыта работы – 10-15 листов, без приложений. Не пишите много теоретических аспектов по теме вашего опыта работы. Их можно найти много в методической литературе и интернете. Опишите и представьте более подробно практические педагогические находки, изюминки, которые принадлежат именно вам и которые вы апробировали.

5 рекомендация

Обобщайте свой опыт работы, чтобы транслировать его.

При подготовке развернутого описания опыта своей работы вы должны понимать, что это не самоцель. Это нужно для дальнейшей работы, чтобы пропагандировать и внедрять опыт работы. Учитесь его транслировать:

1.Презентуйте свой опыт на мероприятиях различного уровня (в детском саду, на городских и областных методических и педагогических мероприятиях, конференциях, семинарах), публикуйте в педагогических журналах.

2.Участвуйте в профессиональных конкурсах (городских, областных, всероссийских).

3.Заведите в интернете личный блог, транслируйте свой опыт разным категориям слушателей. Не только коллеги, но и родители проявляют интерес к педагогическим находкам.

Педагогам было предложено выполнить практические задания для закрепления и структурирования полученной информации.

Задание №1.Определите правильно сформулированные темы опыта работы. Отметьте их.

1.Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

2.Развитие любознательности у детей дошкольного возраста.

3.Интеллектуальная карта как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

4.Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста.

А теперь посмотрим правильный ответ. Он выделен красным цветом.

1.Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

2.Развитие любознательности у детей дошкольного возраста.

3.Интеллектуальная карта как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

4.Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста.

Задание №2. Пронумеруйте структуру обобщенного опыта работы в правильном порядке.

Новизна опыты

Теоретическая база опыта

Актуальность и перспективность опыта

Приложения

Технология опыта

Ведущая педагогическая идея.

Результативность

Условия возникновения и становления опыта

Адресная направленность

А теперь посмотрим правильный ответ:

1.Условия возникновения и становления опыта

2.Актуальность и перспективность опыта

3.Ведущая педагогическая идея

4.Теоретическая база опыта

5.Новизна опыта

6.Технология опыта

7.Результативность

8.Адресная направленность

9.Приложение

Задание №3. Напишите название каждого раздела общей структуры обобщенного опыта в соответствии с его характеристикой.

Даны характеристики, необходимо написать название каждого из 9 разделов.

А теперь посмотрим правильный ответ:

1 характеристика:

Отражает условия становления опыта педагога, что натолкнуло его на идею формирования опыта по данной теме, сведения о дошкольной организации, микрорайоне, группе детей, программе, социальной среде, деятельности работы над опытом.

1.Условия возникновения и становления опыта

2 характеристика:

Отражает решение актуальных задач и обоснование: в какой мере данный опыт работы способствует решению задач, которые стоят перед дошкольной организацией; какие противоречия и затруднения в массовой практике помогают успешно решать данный опыт работы.

2.Актуальность и перспективность опыта

3 характеристика: Содержит основную мысль опыта. Идея формулируется предложением, которое состоит из трех частей: цель или конечный результат, категория детей и средство достижения результата.

3.Ведущая педагогическая идея

4 характеристика:

Содержит информацию о теориях, положениях, законах и закономерностях, которые творчески реализует педагог (автор).

4.Теоретическая база опыта

5 характеристика:

Отражает педагогическое творчество, которое подразделяется на открытия, изобретения и усовершенствования.

Открытия позволяют увидеть новые возможности,  совершенствования как самой деятельности, так и включаемого в нее человека.

Изобретения связаны с преобразованием, конструированием отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Усовершенствования - это модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов, средств обучения и воспитания.

5.Новизна опыта

6 характеристика:

Отражает систему конкретных педагогических действий, организацию, содержание, формы, приемы, методы воспитания и обучения, которые обеспечивают конкретный результат.

6.Технология опыта

7 характеристика:

Содержит критерии достижения цели, описание (анализ) количественных и качественных изменений в педагогическом процессе.

7.Результативность

8 характеристика:

Содержит информацию об области применения опыта: кому адресован опыт, кому педагог рекомендует его использовать и при каких условиях может быть использован данный опыт или его фрагменты.

8.Адресная направленность

9 характеристика:

Представлен практическими материалами и разработками, которые раскрывают технологию опыта работы данного педагога.

9.Приложение

Заключение:

Сегодня мы с вами узнали, как правильно обобщать опыт работы.

Ответили на вопросы:

1.С чего начинается обобщение опыта работы?

2.Как выбрать тему для обобщения опыта работы?

3.Какова структура написания опыта работы?

4.Каким должен быть ваш опыт работы по объему?

5.Что делать с опытом вашей работы после его обобщения?

Думаю, что эта информация будет очень полезна и поможет вам в вашей работе.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К ак обобщать опыт работы Подготовила воспитатель высшей к атегории Ларина Е.В. МАДОУ Детский сад №51 «Зоренька».

Слайд 2

Вопросы: С чего начинается обобщение опыта работы? Как выбрать тему для обобщения опыта работы? Какова структура написания опыта работы? Каким должен быть ваш опыт работы по объему? Что делать с опытом вашей работы после его обобщения?

Слайд 3

Воспитателю или специалисту детского сада нужно: Осознать свои трудности в работе и выбрать тему самообразования; Не бояться выступать на педагогических советах и др.мероприятиях, где рассказать о своих формах и методах работы по какому-либо направлению; Изучать передовой опыт работы коллег, внедрять в работу и по возможности усовершенствовать; Завести папку личных достижений « Портфолио ».

Слайд 4

1 рекомендация Начинайте работу по обобщению опыта с самообразования.

Слайд 5

2 рекомендация Используйте в теме формулировки, которые отражают содержание вашей работы. Структура темы: Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности .

Слайд 6

Структура темы: Проектная деятельность - как средство для развития инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 7

3 рекомендация Придерживайтесь четкой структуры в описании опыта работы.

Слайд 8

Структура описания опыта работы: Условия возникновения и становления опыта. Актуальность и перспективность опыта. Ведущая педагогическая идея – основная мысль опыта. Теоретическая база опыта. Новизна опыта. Технология опыта. Результативность. Адресная направленность. Приложение.

Слайд 9

4 рекомендация Не пишите много теории.

Слайд 10

5 рекомендация Обобщайте свой опыт работы, чтобы транслировать его. Презентуйте свой опыт на мероприятиях различного уровня, публикуйте в педагогических журналах. Участвуйте в профессиональных конкурсах. Заведите в интернете личный блог , транслируйте свой опыт разным категориям слушателей.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на городском методическом объединении для воспитателей младших групп на тему: « В гостях у Мойдодыра»

 Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим о предметах, которые нам помогают быть чистыми, красивыми, опрятными, ухоженными. Что это за предметы? Кто знает?Дети. Это зубная паста, зубная щетка, мыло, ...

Материал к методическому объединению для воспитателей средних групп Тема: Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Материал к методическому объединению для воспитателей средних группТема: Опыт работы «Формированиеоснов безопасности  жизнедеятельностиу детей дошкольного возраста»....

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»

Музыкальная пауза на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп по теме «Музыкальные игры с родителями для объединения родительской общественности»...