Самообразование
материал

Бырка Виктория Альбертовна

советы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_byrka_v.a_1_1.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №102 «Подснежник» городского округа «город Якутск»

Индивидуальный план

профессионального развития воспитателя МБДОУ

 Детский сад №102  «        Подснежник»

Воспитателя Бырка  Виктории Альбертовны

Личная карточка

Год рождения: 1967г.

1. Образование Высшее. Якутский Государственный университет, педагогический факультет, 2006 г. Специальность : Дошкольная педагогика и психология»

2. Педагогический стаж : 20 лет

3. Общий стаж трудовой деятельности:  36 лет

4. Должность:  воспитатель

5. Прохождение курсов:  

2018г. –учебно-методический центр Педагогического института ФГАОУ  ВО «СВФУ имени М.К.Аммосова – «Основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» ( 72 часа)

2018г. –  ИРО и ПК имени С.Н. Донского II- Фундаментальные курсы (120 часов)

2018г. – МБУ ДО «Дворец детского творчества» -«Компьютерной грамотности» ( 24часа)

2018г. – ГАУ ДПО РС(Я) «ИРПО» – «Руководители нештатных аварийно-спасательных  формирований»( 72 часа)  

2019г. DISPLAY GROU «Использование интерактивной доски в профессиональной деятельности педагога»

6. Общественно-педагогическая деятельность: состою в профсоюзе

8. Творческие замыслы: участие в городском  МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к занятиям и мероприятиям.

9. Методическая тема:  «Развитие восприятия на основе мелкой моторики»


Пояснительная записка: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

 1 Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию восприятия  и мелкой моторики в младшем  дошкольном возрасте.

2.Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

3.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

4.Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

 Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

- В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

- Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);

- Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

- Работа с родителями- консультации и беседы.

 Методы и приемы работы:

 (Объяснение, показ, беседа, игра)

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;

Этапы работы :

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы: 1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. 6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006. 7. Кольцова М. М «Развитие моторики» 8. Елена Данилова «Пальчиковые игры» 9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме. Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и используя основные принципы:

• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• Индивидуальный и дифференцированный подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму

Актуальность выбранной темы.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. 

Форма отчетности:

- сделать консультацию для воспитателей и  на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;

- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики» создание методической разработки;

-участие в педсоветах,  семинарах,  в КМО;

-умение оказать практическую помощь коллегам;

-создание благоприятного психологического климата, развитие в детском коллективе отношений дружбы, взаимопомощи.

Какой предполагается результат:

у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Перспективный план

Цель: развитие мелкой моторики с использованием стандартного и

           нестандартного оборудования.

Задачи: - формировать и тренировать координацию движения пальцев и

                кистей рук;                                   

              - развивать навыки ручной умелости;

              - развивать зрительное и слуховое восприятие, память;

              - обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Месяц

Самообразование

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

- Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

-Выбор и определение темы самообразования

- Планирование работы по теме самообразования

Проведение диагностического обследования

Октябрь

- Составление плана по самообразованию

- Оформление картотеки пальчиковых игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Осень»

- «Ёж»

- «Дятел»

- «Овощи»

Дидактические игры:

- Мозаика

(напольная)

- Бусы

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»

Ноябрь

- Создание картотеки дидактических игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Капуста»

- «Зайка»

- «Фрукты»

- «Апельсин»

Дидактические игры:

- Конструктор

- Бусы

- «Чудесный мешочек»

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

- Анкетирование воспитателей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.

Декабрь

- Создание картотеки игр с массажными мячиками.

- Подбор и разработка дидактических игр.

- Пополнение картотеки пальчиковых игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Ёлка»

- «Снежок»

- «Замок»

Заучивание игр с массажными мячиками:

- «Ёжик»

- «Орех»

Дидактические игры:

- «Найди вторую половинку» - разрезные картинки

- «Строим забор» из счётных палочек

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

Январь

- Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Заучивание пальчиковых игр:

- «Медведь»

- «Белка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

- «Шарик»

- «Иголки»

Дидактические игры:

- «Сухой бассейн»

- «Разрезные картинки»

- «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

Консультация для воспитателей «Игры на развитие мелкой моторики рук».

Февраль

- Пополнение картотеки дидактических игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Перчатка»

- «Человечек»

- «Зима»

Заучивание игр с массажными мячиками:

- «Горка»

- «Месим тесто»

Дидактические игры:

- «Пазлы»

- «Выложи дом из цветных геометрических фигур»

- «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне.

- «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке»

Памятка для родителей: «Игры с прищепками»

Март

- Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

- Изготовление дидактических игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Весна»

- «Кап, кап, кап...»

- «Уточка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

- «Ласковый ёжик»

Дидактические игры:

- «Пазлы»

- «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.

- «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

Семинар – практикум для педагогов на тему:

«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

Апрель

- Оформление картотеки дидактических игр.

-  Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

- Изготовление дидактических игр.

Заучивание пальчиковых игр:

- «Голуби летели»

- «У дорожки дуб растёт»

- «Пчела»

Дидактические игры:

- «Пальчиковые шаги»

- «Бусы для мамы»

- «Шнуровка»

- «Пазлы»

- «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Май

- Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

 - Оформление работы в полном варианте.

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

Сообщение на тему: «Обогащение опыта на тему: «Развитие мелкой моторики через дидактические игры у детей младшего возраста».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. - 18 с.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. - 18 с.
  5. Ивлев С.В. Занимательные задачки. - М.: Мой мир, 2008. - 256 с.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 96 с.
  7. Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
  8. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
  9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. - 320 с.
  10. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007. - 32 с.
  11. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. - М.: «Эксмо», 2006. - 25 с.
  12. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  13. http://ww w.maam.ru/ Международный образовательный портал.
  14. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
  15. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...