Самообразование
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №102 «Подснежник» городского округа «город Якутск»
Индивидуальный план
профессионального развития воспитателя МБДОУ
Детский сад №102 « Подснежник»
Воспитателя Бырка Виктории Альбертовны
Личная карточка
Год рождения: 1967г.
1. Образование Высшее. Якутский Государственный университет, педагогический факультет, 2006 г. Специальность : Дошкольная педагогика и психология»
2. Педагогический стаж : 20 лет
3. Общий стаж трудовой деятельности: 36 лет
4. Должность: воспитатель
5. Прохождение курсов:
2018г. –учебно-методический центр Педагогического института ФГАОУ ВО «СВФУ имени М.К.Аммосова – «Основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» ( 72 часа)
2018г. – ИРО и ПК имени С.Н. Донского II- Фундаментальные курсы (120 часов)
2018г. – МБУ ДО «Дворец детского творчества» -«Компьютерной грамотности» ( 24часа)
2018г. – ГАУ ДПО РС(Я) «ИРПО» – «Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований»( 72 часа)
2019г. DISPLAY GROU «Использование интерактивной доски в профессиональной деятельности педагога»
6. Общественно-педагогическая деятельность: состою в профсоюзе
8. Творческие замыслы: участие в городском МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к занятиям и мероприятиям.
9. Методическая тема: «Развитие восприятия на основе мелкой моторики»
Пояснительная записка: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1 Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию восприятия и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
2.Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
3.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
4.Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
- В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
- Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
- Работа с родителями- консультации и беседы.
Методы и приемы работы:
(Объяснение, показ, беседа, игра)
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• пальчиковый театр;
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
• рисование по трафаретам;
• дидактические игры;
• шнуровка, пуговицы, прищепки;
• игры с мелкими предметами;
• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;
Этапы работы :
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы: 1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. 3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. 5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996. 6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006. 7. Кольцова М. М «Развитие моторики» 8. Елена Данилова «Пальчиковые игры» 9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме. Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании
В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и используя основные принципы:
• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
• Индивидуальный и дифференцированный подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму
Актуальность выбранной темы.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Форма отчетности:
- сделать консультацию для воспитателей и на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики» создание методической разработки;
-участие в педсоветах, семинарах, в КМО;
-умение оказать практическую помощь коллегам;
-создание благоприятного психологического климата, развитие в детском коллективе отношений дружбы, взаимопомощи.
Какой предполагается результат:
у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Перспективный план
Цель: развитие мелкой моторики с использованием стандартного и
нестандартного оборудования.
Задачи: - формировать и тренировать координацию движения пальцев и
кистей рук;
- развивать навыки ручной умелости;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, память;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Месяц | Самообразование | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | - Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий -Выбор и определение темы самообразования - Планирование работы по теме самообразования | Проведение диагностического обследования | ||
Октябрь | - Составление плана по самообразованию - Оформление картотеки пальчиковых игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Осень» - «Ёж» - «Дятел» - «Овощи» Дидактические игры: - Мозаика (напольная) - Бусы | Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» | |
Ноябрь | - Создание картотеки дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Капуста» - «Зайка» - «Фрукты» - «Апельсин» Дидактические игры: - Конструктор - Бусы - «Чудесный мешочек» | Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. | - Анкетирование воспитателей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования. |
Декабрь | - Создание картотеки игр с массажными мячиками. - Подбор и разработка дидактических игр. - Пополнение картотеки пальчиковых игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Ёлка» - «Снежок» - «Замок» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Ёжик» - «Орех» Дидактические игры: - «Найди вторую половинку» - разрезные картинки - «Строим забор» из счётных палочек | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». | |
Январь | - Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр | Заучивание пальчиковых игр: - «Медведь» - «Белка» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Шарик» - «Иголки» Дидактические игры: - «Сухой бассейн» - «Разрезные картинки» - «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками | Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» | Консультация для воспитателей «Игры на развитие мелкой моторики рук». |
Февраль | - Пополнение картотеки дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Перчатка» - «Человечек» - «Зима» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Горка» - «Месим тесто» Дидактические игры: - «Пазлы» - «Выложи дом из цветных геометрических фигур» - «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне. - «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке» | Памятка для родителей: «Игры с прищепками» | |
Март | - Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. - Изготовление дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Весна» - «Кап, кап, кап...» - «Уточка» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Ласковый ёжик» Дидактические игры: - «Пазлы» - «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли. - «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» | Семинар – практикум для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста». |
Апрель | - Оформление картотеки дидактических игр. - Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. - Изготовление дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Голуби летели» - «У дорожки дуб растёт» - «Пчела» Дидактические игры: - «Пальчиковые шаги» - «Бусы для мамы» - «Шнуровка» - «Пазлы» - «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц. | Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. | |
Май | - Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. - Оформление работы в полном варианте. | Диагностика уровня развития мелкой моторики. | Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. | Сообщение на тему: «Обогащение опыта на тему: «Развитие мелкой моторики через дидактические игры у детей младшего возраста». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.
- Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. - 18 с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. - 18 с.
- Ивлев С.В. Занимательные задачки. - М.: Мой мир, 2008. - 256 с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 96 с.
- Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
- Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
- Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. - 320 с.
- Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007. - 32 с.
- Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. - М.: «Эксмо», 2006. - 25 с.
- http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
- http://ww w.maam.ru/ Международный образовательный портал.
- http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
- http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
