старшая группа комплексно тематическое планирование на тему "Наши друзья - зимующие птицы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Мельникова Светлана Николаевна

комплексно - тематическое планирование в старшей группе на тему "Наши друзья  - зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_nedelya.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

Декабрь

2 неделя

(06. 12 - 10. 12)

Тема недели. Мы друзья зимующих птиц.

Цель. Формирование представлений о зимующих птицах родного края.

Задачи. Закрепить  и уточнить знания детей о зимующих птицах.  Обогащать представления детей о зимующих и перелетных птицах, об их особенностях (строение, внешний вид, образ питания и др.). Формировать позитивное отношение к птицам, желание помогать им зимой. Активизировать творческое воображение.

Режимный момент

Образовательная область

Вариативная часть

Социально- коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Понедельник  06.  12

 Утро

Беседа «Как я провел выходные». Цель: выяснить увлечения детей в выходные дни, побуждать их составлять рассказы, отвечая на вопросы, развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Рассматривание альбома «Зимующие птицы нашего края». Беседа «Зимующие птицы». Цель: закрепить понятие «зимующие» птицы, дать представление о видах питания зимующих птиц, формировать желание заботиться о зимующих птицах.

И/у «Чей клюв, чьи лапы?»  Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных (Таня, Саша А.).

Рассказ-беседа «Почему у снегиря грудка красная». Цель: развивать диалогическую речь.

Свободная деятельность детей в центре творчества. Цель: закреплять изобразительные навыки и умения; развивать воображение.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 7.

П/и «Птицы летают».  Цель: упражнять в легком беге, развивать внимание, ориентировку в пространстве.

ОД

  1. Физкультура. По плану специалиста.
  2. Аппликация. «Снеговики в шапочках и шарфиках»

Задачи. Вызвать интерес к зимней новогодней тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, передавая форму и пропорциональное соотношение  его частей. Продолжать способ вырезания круга из квадрата путём сложения его пополам и закругления парных уголков. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа  (шапочки и шарфики). Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Прогулка

Наблюдение за изменениями на участке детского сада. Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас.

Трудовая деятельность. Сгребание снега на участке под деревья. Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

П/и «Снежная карусель». Цель: упражнять в ориентировке на местности.

«Бездомный заяц». Цель: вспомнить правила игры; развивать ловкость, выносливость, скорость.

Экспериментирование «Свойства влажного снега».  Цель: формировать у детей умение определять основные свойства влажного снега (на нём легко рисовать, из него можно лепить). 

Индивидуальная работа Прыжки на одной ноге. Цель: учить энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Возвращение с прогулки

И/у  «О чем рассказало полотенце».

Цель: совершенствовать умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках.        

Д/и «Какой по счету? Цель: упражнять детей в порядковом счете.

Артикуляционная гимнастика «Клювики». Цель: развивать точные движения речедвигательного аппарата.

Слушание музыки: детские песни о зиме. Цель: продолжать развивать интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на неё.

Разучивание пальчиковой игры «Я зимой кормлю всех птиц».

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей-

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

2 половина

дня

Беседа « Контакты с незнакомыми людьми на улице». Цель: объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

С-р/и «Ветеринарная клиника». Цель: закреплять умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Воспитывать нравственные чувства (гуманность,  сочувствие и др.).

 Д/и «Найди тень птицы», «Геометрическая мозаика» (собираем снегиря из геометрических фигур). Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах; развивать внимание, память, мышление.

Д/и «Кому что нужно».  Цель: закреплять умение образовывать сложные прилагательные (у сороки белые бока – белобокая).

Хореография. По плану специалиста.

Чтение художественной литературы: Г. Снегирева   «Про птиц». Цель: приобщать детей к художественной литературе, закреплять  знания о животных и птицах.

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Вороны». Цель: развивать  у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

Вторник  07.  12

Утро

 Беседа с детьми «Как живут наши пернатые друзья зимой». Цель: вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Свободная  деятельность детей в центрах активности.

Д/и  «Узнай птицу по описанию». Цель:  закрепить умение узнавать птицу по характерным признакам,  расширять знания детей о зимующих птицах, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.

Д/и «Кто как голос подает? Цель: упражнять в правильном употреблении слов, которые обозначают действия птиц

Рисование птиц по трафаретам. Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки по описанию, побуждать нарисовать отгадку на листе бумаги, развивать мелкую моторику, навыки раскрашивания.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 7.

Пальчиковая игра «Я зимой кормлю всех птиц».

ОД

  1. ФЭМП

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).  Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

  1. Физкультура. По плану специалиста.
  2. Рисование. По плану специалиста.

Прогулка

Наблюдение за  облаками. Цель:  расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Трудовая деятельность. Сгребание снега к стволам деревьев. Цель: формировать трудовые умения и навыки.

П/и  «В снежном море». Цель: учить детей имитировать движения животных.

П/и «Догони голубя». Цель: учить детей бегать за предметом врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость. Воспитывать выдержку.

Д/и «Назови зимние месяцы». Цель: учить детей по приметам называть зимние месяцы.

Индивидуальная работа  «Сбей кеглю».  Цель:  развивать ловкость, быстроту реакции (Ульяна, Данил, Алиса) .

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Возвращение с прогулки

Игровая ситуация «Наводим порядок в шкафу для одежды».

Цель: закрепить умение самостоятельно  поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.

И/у  «Летает, не летает». Цель: закреплять знания детей о летающих, не летающих объектах, развивать выдержку, терпение.

Д/у «Ласковые слова». Цель: упражнять в подборе названий птенцов, закреплять умение правильно употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Слушание песни «Русская зима» Л. Олиферовой. Цель: создавать радостное настроение, воспитывать интерес к музыке.

Малоподвижная игра «Угадай по голосу». Цель: упражнять детей в построении в круг; умении ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.

2 половина

дня

Беседа «Как быть здоровым». Цель: уточнить представления о способах ухода за органами слуха, зрения, за полостью рта и кожей; закрепить знания о микробах и вирусах, о путях проникновения их в организм; о роли личной гигиены и профилактике заболеваний.

Д/и «Цепочка». Цель: формировать у детей  представления о птицах, как о живых организмах, которые двигаются, летают, плавают, питаются, дышат, размножаются.

Д/и «Составь предложение с данным словом». Цель: закреплять умение составлять предложения, развивать речь, мышление.

Кружок «Юный книголюб». Малые фольклорные формы.  Составление сказок по пословицам.

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Совушка». Цель: учить детей бегать врассыпную по площадке, изображая птиц, по сигналу принять статическое положение, развивать умение действовать по сигналу,  менять движения.

Среда 08.  12

Утро

Беседа «Кто заботится о птицах». Цель: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их

Дежурство по столовой. Цель: учить детей самостоятельно накрывать столы к завтраку.

Рассматривание картины «Птицы на кормушке». Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах, их потребностях; вызвать у детей сочувствие и желание им помочь.

Д/и «Что из чего сделано?» Цель:  учить детей определять материал из которого сделан предмет.

Заучивание стихотворения М. Яшина «Покормите птиц зимой». Цель: развивать память, выразительность речи, воспитывать желание заботиться о зимующих птицах.

Привлечь детей к оформлению объемного панно «Зимующие птицы». Цель: упражнять в умении вырезать силуэты, закрепить знания о зимующих птицах.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 7.

Малоподвижная игра «Как живешь?»

Цель: развивать у детей умения правильно описывать движения и проговаривать одновременно, мыслительные навыки, координацию движения.

ОД

  1. Музыка. По плану специалиста.
  2. Обучение грамоте. По плану специалиста.

Прогулка

Наблюдение за воробьём. Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Трудовая деятельность. Расчистка дорожки  к кормушке. Цель: учить заботиться о птицах.

П/и «Два мороза», «Кони». Цель: учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту. 

Д/и «Назови зимующих птиц». Цель: учить называть 2-3 вида птиц.

Индивидуальная работа «Кто дальше?» Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении (Серёжа, Аня, Вероника).

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Возвращение с прогулки

Д/и «У меня зазвонил телефон». Цель: упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Д/и «Назови лишнюю птицу». Цель: учить детей отличать перелётных птиц от зимующих, закреплять в речи их названия

И/у «Что делают птицы клювом?» Цель: упражнять детей в подборе слов и согласовании существительных и глаголов.

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Красная горка» (из сборника «Лесные были») цель: воспитывать нравственные чувства, интерес к литературе.

И/у «Не урони». Цель: упражнять детей в ловле и бросании мяча.

2 половина

дня

С-р/и «В гостях у Лесовика». Цель: закрепить правила поведения в лесу через игровую деятельность.

Конструирование из конструктора ЛЕГО

«Птичья столовая». Цель: закреплять умение детей создавать постройки и обыгрывать их.

Д/и «Что из чего сделано?» Цель:  учить детей определять материал из которого сделан предмет.

Д/и «Где находится птичка? Цель: формировать у детей умение строить предложения со словами, обозначающими пространственные  отношения. Активизировать в речи употребление предлогов около, над, под, в, к.

Хореография. По плану специалиста.

Игра «Кто на картинке?» Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Бодрящая гимнастика.

Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Хитрая лиса».

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг.

Четверг  09.  12

Утро

Игровая ситуация  «Корзина добрых дел». Цель: формировать умение составлять предложения, в которых отражается действие, поступок; воспитывать желание помогать маме, заботиться о ней, доставлять радость своими поступками.

Свободная деятельность детей  в центрах активности.

Беседа «Почему не все птицы улетают от нас?». Цель: закреплять знания о птицах, развивать речь, любознательность.

Д/и «Четвертый лишний». Цель: развивать внимание и наблюдательность детей.

И/у «Нужное слово». Цель: закреплять умение называть слова с заданным звуком, развивать фонематический анализ, внимание (Дима, Даша, Маша С.).

Предложить детям раскраски и трафареты по теме недели. Цель: развивать изобразительные умения и навыки.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 7

П/и «Я знаю пять названий птиц». Цель: развивать двигательную активность детей, закреплять знание различных видов птиц.

 

ОД

  1. Рисование. По плану специалиста.
  2. Ознакомление с окружающим миром. «Покормим птиц»

Программное содержание. Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период(развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

  1. Физкультура. По плану специалиста.

Прогулка

 Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки. Цель: узнавать и называть прилетевших птиц, понаблюдать за поведением, отметить предпочтения синички (вызвать эмоциональный отклик).

П/и «Перелет птиц». Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, действовать согласно выбранной роли.

П/и «Мороз Красный нос». Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку

Трудовая деятельность. Почистить кормушки, насыпать корм.  Цель: воспитывать желание помогать птицам.

Д/и «Сколько птиц на кормушке?». Цель: упражнять в счёте.

 Ситуативный разговор «Пользу или вред приносят птицы?». Цель: учить высказывать свои доводы, утверждения. Индивидуальная работа «Парный бег». Цель: развивать умение детей  бегать парами (Алиса, Даша, Маша Ч. Саша А.).  Самостоятельная игровая деятельность.

Возвращение с прогулки

Игра «Волшебные очки». Цель: учить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.

 Д/и «Сосчитай и назови». Цель: развивать умение считать звуки и называть итоговое число.

Д/И «Скажи наоборот» Цель: упражнять детей в подборе слов-антонимов.

Слушание фонограммы с голосами птиц. Цель: учить узнавать голоса птиц: соловья, скворца, кукушки. Предложить детям подумать, в какое время года это происходило; как они догадались; можно ли услышать голоса этих птиц сейчас?

Пальчиковая игра

«Птичья кормушка»

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

2 половина

дня

Хозяйственно-бытовой труд «Порядок в игрушках». Цель: учить детей содержать игрушки в порядке: мыть, сушить и расставлять на места, развивать аккуратность при работе с водой, воспитывать трудолюбие.

Вечер загадок и отгадок о птицах.

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания по теме «Птицы», развивать логическое мышление, внимание, активизировать в речи детей названия птиц и их птенцов

Д/и  «Найди картинке место»

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия, формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Чтение художественной литературы:  В. Сухомлинский «О чём плачет синичка?». Цель: вызывать у детей эмоциональный отклик на прочитанное, закреплять знания о зимующих птицах.

Бодрящая гимнастика. Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Один - двое»

Цель: учить бегать в колонне по одному и парами, действовать по сигналу. Укреплять мышцы ног. Развивать выносливость, ориентировку в пространстве.

Пятница 10.  12

Утро

Д/и «Какое у тебя настроение?». Цель: упражнять в умении давать оценку своим эмоциям.

 Беседа «У меня есть лучший друг». Цель: воспитывать у детей дружеское отношение к другим детям.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Беседа с детьми «Здравствуй, зимушка-зима» Цель: дать представление о зимних явлениях, влияющих на жизнь и поведение птиц.

Д/и «Когда это бывает?» Цель: закреплять знания детей о временах года.

Д/и «Что сначала, что потом». Цель: закреплять знания о стадиях развития птицы (яйцо, птенец, птица, развивать связную речь.

Свободная деятельность детей в центре творчества.

Утренняя гимнастика. Комплекс № 7

П/и «Затейники»

Цель: формировать умение идти ровным кругом, совершать игровые действия в соответствии с текстом.

ОД

  1. Развитие речи.

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цель. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

  1. Музыка. По плану специалиста.

Прогулка

Наблюдение за легковым автомобилем. Цель: продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

Трудовая деятельность. Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц

Цель: приучать к чистоте и порядку; закреплять умение трудиться в коллективе; воспитывать заботливое отношение к животным.

П/и «Попади в коробку». Цель: тренировать меткость бросков.

П/и «Золотые ворота». Цель: развивать внимательность.

Индивидуальная работа

Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энергичное отталкивание и правильное приземление). Цель: развивать чувство равновесия (Катя, Таня, Рита).

Самостоятельная деятельность детей.

Возвращение с прогулки

Д/и  «Правила гигиены». Цель: уточнить представления детей о навыках гигиены, формировать навыки

здорового образа жизни

Д/у «Найди ошибки художника». Цель: развивать внимание, восприятие, речь, закреплять знания о внешнем виде птиц.

Д/и «Доскажи словечко». Цель: Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский. «Дятел». Цель: воспитывать эмоционально- образное восприятие произведений, учить понимать образные выражения, подвести к пониманию жанровых особенностей стихотворения.

2 половина

дня

Д/и «Хорошо или плохо» Цель: формировать представление о хороших и плохих поступках, умение анализировать и делать выводы.

Д/и «Хватит ли?»

Цель: формировать умение видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Д/и «Что изменилось?» Цель:  развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Игра драматизация по стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей?». Цель: упражнять в умении подражать повадкам животных, согласовывая движения с текстом.

Оборудование

Предметные картинки «Зимующие птицы», плакаты «Зимующие и перелётные птицы».

Загадки по теме недели. Пословицы. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр. Настольно – печатные, дидактические  игры.

Работа с родителями

Оформление родительского уголка по теме недели.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса в детском саду.

Консультация «Покормите птиц зимой».

Рекомендации родителям по домашнему чтению с детьми.

Индивидуальные беседы по запросу родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

старшая группа комплексно-тематическое планирование на недедю на тему "Детский сад - второй наш дом"

комплексно - тематическое планирование в старшей группе на тему "Детский сад - второй наш дом"....

Старшая группа комплексно-тематическое планирование на недедю на тему "Осенние дары"

комплексно - тематическое планирование на неделю  в старшей группе на тему "Осенние дары" по программе "От рождения до школы"....

старшая группа комплексно-тематическое планирование на недедю на тему "Я - человек"

комплексно - тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему "Я - человек"...

Календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: "Мы друзья зимующих птиц" в подготовительной группе

Календарно-тематическое ежедневное планирование в подготовительной группе на тему: " Мы друзья зимующих птиц"...

старшая группа комплексно-тематическое планирование на неделю "Професии"

комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему "Профессии"...

старшая группа комплексно-тематическое планирование на тему "Былинные герои"

комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему "Былинные герои"...

старшая группа комплексно-тематическое планирование на недею на тему "Праздник бабушек и мам"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе на тему "Праздник бабушек и мам"...