Применение игровыых приемов и музыкальных игр на музыкальных занятиях с дошкольниками. (Из опыта работы)
консультация (младшая, средняя группа)

         Основное назначение музыкально-дидактических игр — фор­мировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на  занятиях. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение  игровыых  приемов  и музыкальных  игр

 на музыкальных занятиях с дошкольниками.

(Из  опыта работы)

Чернова Татьяна Евгеньевна

Музыкальный руководитель

г. Пыть-ях.

         Каждый ребенок от природы музыкален. Задачей педагога является правильно воспользоваться этим природным даром, не отпугнуть малыша от волшебного мира музыки и через него сделать освоение мира более ярким, красочным и эмоциональным.

Не следует забывать, что характер учебного процесса в дошкольном  возрасте носит игровой характер. Игра содержится в каждом моменте занятия. Только в таком случае его можно превратить в единую музыкально-дидактическую игру, в процессе которой будет происходить творческое освоение закономерностей музыки. Занятие тогда становится творческим музицированием.

В нашем детском саду  дети с удовольствием посещают студию "Колокольчик", где обучаются игре на различных  музыкальных инструментах. В работе с детьми использую  методику Карла Орфа.

  Планируя  общий ход занятия, я использую различные формы работы, где сочетаются подача теоретического материала и практическая работа:  ритмические упражнения, игра на детских шумовых инструментах, игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждого занятия требует от меня, как от педагога, не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих воспитанников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть и играть. Играть на инструментах и играть с элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.п.; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен; и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно. Главной задачей элементарного музицирования является импровизационно-творческая игра в музыку в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Целью этого музицирования является развитие творческих способностей детей и их обучение в действии. Именно поэтому оно по форме и содержанию наиболее естественно соответствует природе детей дошкольного и младшего школьного возраста и принципам игровых методик, существующих в мировой практике.

Приведу несколько примеров, как на занятии применяются игровые приемы и музыкальные игры.

Разучивая с детьми стихотворение «Петушки, курочки и цыплята» моей  главной  целью является не только точное запоминание текста, но учить детей сопоставлению относительно высоких и низких звуков, а также – разных длительностей в соответствии с персонажами стихотворения.

       Я объясняю, что сейчас все будут наблюдать за тем, как клюют зернышки знакомые обитатели птичьего двора. Сначала – важные петушки, потом – курочки-хохлаточки и, наконец, - торопливые цыплятки. У каждого из них будет свой музыкальный звук. Кроме того, петушки, курочки и цыплятки будут клевать зернышки по-разному. Петушки – медленно и важно, курочки – быстрее, а цыплятки – совсем скоро.

 

Прибежали петушки,       Редкие (четверными длительностями) синхронные    дары

Золотые гребешки.            по коленям пальцами обеих рук, сложенных в щепотки.

                                     Текст интонируется на звук «до».

Цып-цып, зерно найдут,    Удары по коленям становятся попеременными. 

Вот так, зерно клюют.

Прибежали курочки,           Синхронные удары по коленям становятся более часты-

Пестрые хохлаточки.         ми (восьмыми) длительностями, интонирование на  звук            

                                                 «ми».

Цып-цып, зерно найдут,     Удары по коленям становятся попеременными.

Вот так зерно клюют.

И цыплята прибежали,       Частые (шестнадцатыми длительностями) синхронные

Все зерно они склевали.       удары по коленям, интонирование идет на звуке «соль».

Цып-цып, зерно найдут       Удары по коленям становятся попеременными. 

Вот так, зерно клюют.

Все!                                        Все дети одновременно ударяют в ладоши

         Таким образом обыгрывается любое стихотворение, разучиваемое с детьми. В дальнейшем задание усложняется и ребята  озвучивают стихи шумовыми инструментами.

         Слушая пьесу Д. Шостаковича «Вальс-шутка», представляем детям ее как разговор двух колокольчиков: большого и маленького. Дети общаются и мимически, что помогает лучше понять диалогическую интонационную природу пьесы. Участие в исполнении яркой образной музыки доставляет детям много радости.

          «Шаловливые сосульки» - звукоподражательная игра и пение. Дети, стоя, свободно располагаются по музыкальному залу, вытянув вперед руки с опущенными вниз кистями, со свободно «болтающимися» пальцами, которые изображают сосульки. До слов «стали каплями кидаться» они поют мелодию, которую сопровождают игрой на треугольнике. На слова «стали каплями кидаться» можно выполнять щелчки в воздухе. Свободное движение по классу хорошо озвучить спонтанной, свободной игрой на металлофоне, глюкеншпиле.

          Музыкальные игры оказывают большую помощь в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Они развивают определенные умения и навыки, прививают интерес желание играть самостоятельно.

         Игра «Веселые мыши» предназначена для знакомства детей с металлофоном и изучения понятий «вверх-вниз». Дети декламируют стихи и двумя палочками ударяют пластины произвольно, двигаясь постепенно вверх. На последней клавише исполняются слова «Совсем не боятся они высоты», дети ударяют обеими палочками по очереди. В конце упражнения – глиссандо, которое обозначает бегство мышей от кота.

Веселые мыши забрались на крышу

И лезут все выше и выше и выше.

Совсем не боятся они высоты!

Совсем не боятся они высоты!

«Какие, однако, отважные мыши!»

- Сказали, взбираясь за ними коты!

Игра с металлофоном «Утенок Кряк» развивает  сенсорные музыкальные способности  (тембровый, динамический слух, эмоциональное восприятие).

 Педагог рассказывает о том, как утёнок Кряк вышел погулять, и на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона один раз). Потом упала еще и еще (сопровождает рассказ  игрой на металлофоне). Пошел сильный дождь (частые удары по металлофону). Утёнок обрадовался и прыгнул прямо в лужу (играет на металлофоне глиссандо снизу вверх). Далее педагог обращает внимание детей на инструмент, говорит, как он называется. Предлагает снова послушать его звучание, уточняет у детей, какой был дождь: сильный или слабый. Затем дети играют на металлофонах «большие капли дождя» и «частый дождь».

        Мы все хорошо знаем, что дети очень любят сказки. И не только с большим интересом  слушают их, но и с радостью рассказывают сами. А если сказка еще и озвучена музыкальными инструментами, то дети просто в восторге. Приведу пример на сказке «Курочка Ряба»

Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка), и была у них курочка Ряба.

Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах» голосом), да не простое (удар деревянными ложками), а золотое (удар по пластинке металлофона).

Дед бил, бил — не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре).

Баба била, била — не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре через октаву).

Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) — яичко упало и разбилось (глиссандо на металлофоне снизу вверх)\

Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).

А курочка им говорит (частые удары по треугольнику)'.

«Не плачь, дед {размеренные удары по треугольнику), не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона), а простое (удар деревянными ложками)».

Игра «Кого встретил колобок?» учит детей воспринимать и различать пьесы, звучащие в различных регистрах.

Для закрепления высокого и низкого регистров с детьми 4 лет проводим игру «Где мои детки?».

Играя в игру «Найди свой инструмент» дети не только учатся различать регистры, но и закрепляют свои знания о музыкальных инструментах.

         Детям очень нравится самим придумывать разные истории и озвучивать их музыкальными  инструментами.

Осень

Подул холодный ветер и нагнал большие темные тучи. (Маракас).

Деревья стали желтеть и постепенно ронять листочки на землю. (Отдельные удары на металлофоне сверху вниз.)

Дождь шел все чаще, целыми днями только и слышно: кап да кап. (Треугольник.)

Иногда выглянет солнышко, посмотрит с высоты на землю. (Глиссандо на металлофоне снизу вверх.)

Потом вздохнет и опять спрячется. (Глиссандо на металлофоне сверху вниз.)

Не дает ему ветер погулять, землю обогреть. (Маракас или погремушка.)

Наступила осень. (Треугольник.)

Эту историю дети придумали после игры «Осенняя цепочка».

         Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на  занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Так же  должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими,  художественными, точно соответствовать содержанию игры. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

       В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Игры развивают психические функции - формирование целенаправленного внимания, слухового восприятия; развитие произвольного поведения и навыков общения, развитие памяти, мышления и речи для дальнейшего успешного разностороннего развития детей.

Литература: Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

 Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» М, ВАКО, 2006.  

Т.Е. Тютюнникова, Веселая шарманка (шумовой оркестр для детей), Москва 2009.

Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная игра на музыкальных занятиях и в группе, как развитие творческих способностей (работа с педагогами)

Методические рекомендации педагогам, а также игры на развитие творческих предпосылок...

Музыкально – оздоровительная работа на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкально  - оздоровительная деятельность  на музыкальных занятиях  - это организация педагогического процесса ,направленного на  развитие музыкальных и творческих способнос...

Музыкальное занятие по вокально – хоровой работе в подготовительной к школе группе «Музыкальное ожерелье»

Музыкальное занятие по вокально – хоровой работе в подготовительной к школе группе «Музыкальное ожерелье»...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.Задачи:Познакомить участников ма...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....