Проект " русский народный фольклор-детям"
проект (старшая группа)

Захарова Ольга Николаевна

     Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

   Поэтому, развивать понимание культурного наследия и воспитывать бережное   отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь

  Именно в дошкольном возрасте приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма формируют основы самосознания и индивидуальности.

   Актуальность данной проблемы заключается еще в том, что современные дети мало знают о русских народных традициях, родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

  Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.

Представлены здесь цель и задачи проекта.

Этапы реализации.

Планируемые результаты.

Методические  и спользуемые материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkiy_narodnyy_folklor-detyam_2.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   ГБОУ Школа №448 ДО г.Москвы

                                                                                  Воспитатель Захарова О.Н.

          ПРОЕКТ « РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР- ДЕТЯМ»

            На тему « Народная мудрость»

Актуальность: 

   Перед современной системой образования стоит задача приобщения нового поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях

     Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

   Поэтому, развивать понимание культурного наследия и воспитывать бережное   отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь

  Именно в дошкольном возрасте приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма формируют основы самосознания и индивидуальности.

   Актуальность данной проблемы заключается еще в том, что современные дети мало знают о русских народных традициях, родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

  Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.

Цель: Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с малыми фольклорными жанрами, народными традициями, музыкальным искусством.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества, с народными традициями, русскими народными инструментами.

2.Создать необходимую предметно-развивающую среду.

Развивающие:

  1. Развивать у детей художественно-речевые исполнительские способности. Обогащать словарный запас детей.
  2. Развивать умения играть в совместные народные игры и хороводы, играть в ансамбле на русских народных инструментах.
  3. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Воспитательные:

  1. Сформировать чувство национального достоинства, любви к Родине
  2. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
  3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей

Работу по приобщению детей к русской народной культуре разделила на три этапа:

Подготовительный(Октябрь-ноябрь 2020г)

  1. Создание творческой группы.
  2. Составление перспективного плана, ( цикл тематических занятий, чтение художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, игры-хороводы, подвижные игры, пальчиковые, игры с пением, театрализация)
  3.  Подбор методической литературы, подбор произведений русского народного фольклора.

Практический:(декабрь-апрель 2021г)

  1. Создание предметно-развивающей среды, игровых макетов русских народных сказок.
  2. Пошив русских народных костюмов к праздникам.
  3. Проведение мероприятий по ознакомлению детей с русским фольклором (крестьянским бытом, культурой, видами народно-прикладного искусства: дымковская игрушка, гжельская роспись, городецкая роспись, жостовская роспись, золотая хохлома)

Итоговый

           1.Обобщение результатов проекта на  педагогическом совете .

2. Осенний праздник «осенины»

3. Досуг « святки-колядки»

4. Праздник масленица

5.Выставка совместных детских работ с родителями « Пасхальное яичко»

6.Праздник « Русской березки»

7.Досуг «В мире удивительных инструментов»

 Результаты проекта

- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры

- Сформировался необходимый минимум исторических знаний

- Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России

- Расширились знания о традициях русского народа.

- Сформировались чувства национального достоинства

Распространение результатов проекта

-Презентация проекта на педсовете ГБОУ

-Размещение проекта на сайте

Формы работы с детьми

1.Цикл тематических занятий. 

  1. Рисование « Гжельская роспись»
  2. Лепка « Сказочная птица» (по типу дымковской игрушки)
  3. Рисование « Узор городецкой росписи»
  4.  « В гости в сказочное царство» Чтение художественной литературы  «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сивка –Бурка»
  5. Включение дидактических игр в режимные моменты. « Отгадай и сравни загадки о животных», « отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах», « О явлениях природы» Знакомство с малыми жанрами фольклора ( загадки, потешки, заклички, дразнилки, поговорки и пословицы, колыбельные песенки, считалки)
  6. « В гости в терем расписной»
  7. Подвижные  игры: « Ручеек», «Колечко», «Искупался Иванушка», «Дударь», « Заря-заряница», «Молчанка», « Горелки», « жмурки»
  8. Рисование « Символ России -русская народная игрушка матрешка»
  9. Самостоятельные игры с театральными куклами( различные виды театра, игрушки-забавы)
  10. Слушание музыки
  11. « В мире удивительных инструментов»

  1. Программа методического обеспечения

2.1.Создание психолого-педагогических условий для успешного усвоения проекта.

2.2.Оформление стенда для родителей « Пословицы и поговорки -источник воспитания нравственных качеств мальчиков и девочек»

2.3.Составление карточек с речевым материалом для обогащения предметно-развивающей среды

2.4. Подбор иллюстраций и художественной литературой

2.5. Выставка совместных  работ детей и родителей на тему «Пасхальное яичко»

Для изучения истоков жанров русского фольклора были подобраны потешки , прибаутки, пестушки и использованы в работе с детьми. В их незамысловатых стишках много нежности, такта. Они удовлетворяют рано возникающую потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Затем  знакомили детей с колыбельными песнями. Дети не только слушали ,но и пели сами куклам- и про кота-воркота, ми про гулей.

Интересно было знакомить детей с пословицами и поговорками, загадками. Особенно заинтересовали детей занятия по составлению и отгадыванию загадок о предметах старинного быта. Составить загадку-это значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И, наоборот, разгадать загадку -её метафорические образы заменить образами реальными. Это развивает сообразительность

Логическое мышление.

 На музыкальных занятиях дети знакомились с русской песней, хороводом, частушкой, игрой на русских народных инструментах. Русская песня, поэтическое слово, становились близкими детям, любимыми ими, пробуждали интерес к национальному искусству, истории народа, быту.

Воссоздав обстановку русской избы знакомили детей с печкой ,прялкой, зыбкой, предметами старинного быта, с русскими мужским и женским национальным костюмами. Особую радость доставляет детям знакомство с русской печкой, особенно, когда «хозяйка» достает из нее испеченные пироги. Здесь же происходило знакомство с самоваром, которое закончилось чаепитием.

Действенным методом в воспитании моральных качеств личности является сказка. Она учит любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В них мы видим торжество добра и наказание зла. Это были и беседы, создание малых макетов сказок, прослушивание аудио-сказок, драматизация сказок .

Большой интерес вызывают у детей предметы декоративно-прикладного искусства. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Народные игры как жанр устного народного творчества -своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

Разученные с детьми считалки, прибаутки, скороговорки делают игру более интересной, обогащая её содержание.

Работа с родителями

Все методы воспитания в русской семье основаны на тонком мудром понимании основных психологических и педагогических сторон воспитания ребенка, выработанных многовековым опытом народа. Поэтому важно помочь современной русской семье возродить и творчески развить лучшие традиции векового опыта воспитания детей.

Использовались формы работы:

- Анкетирование

-Консультация « роль семьи в приобщении к русской народной культуре»

-Консультация «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

-Участие родителей в подготовке  фольклорных празднико, развлечений.

Результаты проекта

- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры

- Сформировался необходимый минимум исторических знаний

- Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России

- Расширились знания о традициях русского народа.

- Сформировались чувства национального достоинства

Методическое обеспечение проекта:

А.Н.Мартынова  « Потешки. Считалки. Небылицы» «Современник» Москва 1989

А.В.Орлова  « Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» г.Владимир 1995г

Т.Д.Клюева  « Приобщение дошкольников к национальной культуре» Тамбов 1996г

С.И.Мерзлякова « Фольклор-музыка-театр» « ГИС ВЛАДОС» 1999

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

"Русский народный фольклор - детям"

Методическая разработка из опыта работы по ознакомлению детей с русскими народными сказками....