"Русский народный фольклор - детям"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Козлова Анна Юрьевна

Методическая разработка из опыта работы по ознакомлению детей с русскими народными сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_raboty.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Номинация: «Русский народный фольклор – детям».

Название темы: «Знакомство с русским народным фольклором через русские народные сказки и праздники».

Актуальность:

Современный мир требует от дошкольника быть всесторонне развитой и мобильной личностью. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и в детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это доступно для понимания ребенка. Посредством сказок происходит знакомство с культурными традициями и праздниками нашего народа.

Цель:

Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам, праздникам и традициям, прививать уважение к традиционной культуре, развивать в детях духовное начало.

Задачи:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев.

3. Расширять первоначальные знания о русском народном творчестве, знакомить детей с русским народным бытом.

4. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.

Используя определенный, а именно, целостный анализ, можно рассматривать нюансы художественной структуры в тесной связи с содержанием произведения, что  способствует более высокому уровню понимания  идейного содержания, изобразительных особенностей и художественных достоинств.

Разбор произведения проводится по следующим этапам:

  • содержательный анализ сказки: выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;
  • определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);
  • обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;
  • определение специфики сказки через особенности ее системы образов.

При правильном подходе дети легко, с большим интересом, осваивают методику и  приемы анализа художественного текста, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребёнка, что в свою очередь развивает творческое мышление, а, следовательно, словесное творчество.

Чтобы достичь применения детьми полученных знаний в словесном творчестве, очень полезно все виды работ осуществлять с опорой на текстовой и наглядный материал, использовать для составления рассказа с опорно-графические схемы с изображением персонажей и главных моментов сюжета, развернутый словесный план.

Для того, чтобы показать детям, каких успехов они достигли за время обучения, нужно дать им возможность оценить результаты их коллективного труда: поставить спектакль или инсценировку, сделать сборник сказок, рассказов, рисунков и т.п.

В работе используются методы:

  1. традиционные
  • настольный кукольный театр
  • пальчиковый театр
  • театр би-ба-бо
  • ширма с костюмами для драматизации спектаклей
  • паззлы с русскими народными сказками
  • шнуровки, лабиринты, раскраски
  • книги, иллюстрации
  1. нетрадиционные
  • «Помоги героям найти свою сказку» (подобрать героя к сказке)
  •  «Знакомые герои в новых ситуациях» (представить действия героя в других обстоятельствах)
  • «Сказка на новый лад» (придумать свою сказку по мотивам известной старой сказки)
  • «Сказочное превращение» («перевоплощение» детей в сказочного персонажа)
  • продуктивная деятельность «Рисуем и лепим сказку»
  • игры, викторины, выставки творческих работ.

Все эти пособия дают возможность детям самостоятельно формировать не только нравственные качества, но и развивать творческие способности каждого ребенка.

Данные методы и приемы доступны для использования другими образовательными организациями: в дошкольных учреждениях воспитателями, а также на методических объединениях, семинарах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Воспитание детей на традициях русского народного фольклора»

Тема: Воспитание детей на   традициях русского  народного  фольклораЦель: Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества у детей раннего возраста.Пре...

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Методическая разработка проекта "Гуси-лебеди" по приобщению детей младшего дошкольного возраста и их родителей к русскому народному фольклору.

Проект предназначен  для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей, содержит практический материал который может быть использован в совместной деятельности детей и родителей на музыкаль...

Проект " русский народный фольклор-детям"

   Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.   Поэтому, развивать понимание культурного наследия и воспитыват...

«Баю-башки-баю! Баю куколку мою …» Знакомство с русской народной куклой и русским народным фольклором (колыбельные песни)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 146»Вечер развлечений «Баю-башки-баю!  Баю куколку мою …»Знакомство с русской народной куклой...