Методические рекомендации «Воспитание детей на традициях русского народного фольклора»
методическая разработка на тему

Кашевич Валентина Адамовна

 

Тема: Воспитание детей на   традициях русского  народного  фольклора

Цель: Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества у детей раннего возраста.

Предварительная работа: подготовка материала к выставке художественной литературы для малышей.

  Вспомните, как в детстве бабушка водила пальцем по вашей ладошке, приговаривая: «Сорока, сорока, кашу варила...».

Наверняка и вы так играете со своим малышом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации

«Воспитание детей на  

традициях русского  народного  фольклора»

Подготовила

Воспитатель МБДОУ «Ягодка»

Кашевич В.А.

Тема: Воспитание детей на   традициях русского  народного  фольклора

Цель: Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества у детей раннего возраста.

Предварительная работа: подготовка материала к выставке художественной литературы для малышей.

Вспомните, как в детстве бабушка водила пальцем по вашей ладошке, приговаривая: «Сорока, сорока, кашу варила...». Наверняка и вы так играете со своим малышом.

Современные родители задумываются о проблемах воспитания больше, нежели   это   делали   их   бабушки   и   дедушки.  

Те   в   основном   были практиками. Большинство же нынешних мам и пап в первую очередь -теоретики, внедряющие развивающие методики в жизни. Это и неудивительно: изменился мир, стал иным и характер воспитания. В то же время в традиционном русском фольклоре лишь небольшое число жанров изначально предназначено для воспитания ребенка и занятий с ним. Большинство текстов лишь по прошествии многих веков «спустилось» от взрослых к детям. Но это не означает, что ребенку предназначалось расти, как сорной траве.

Малыш входил в мир взрослых через посильное участие в семейном труде - для четырехлетнего ребенка считалось нормальным собирать грибы-ягоды, кормить птицу, колоть лучину... Одновременно с этим, дети были свидетелями всей праздничной жизни взрослых - свадеб, рождественских и троицких гуляний. Параллельно существовала и своя ребячья жизнь, свои игры и забавы.

Пора потешек

Сейчас другой ритм жизни, но и в XXI веке вы и ваш ребенок можете привнести в жизнь обычаи наших предков и па практике обратиться к традициям народного воспитания. Правда, для этого вам потребуется немного внимания и усидчивости... Но наградой вам будет радость ребенка, его умение запоминать и образно мыслить., способность видеть красоту и поэзию окружающего мира. А внимание и усидчивость потребуются вам для того, чтобы... запомнить те прибаутки, игры и сказки, которые вы будете рассказывать ребенку. Запомнить, а не прочитать — непременное условие. Пусть утешением послужит то, что запоминать можно не дословно, важно только сохранить основной смысл и общую ритмику. В народной культуре все знания передавались из уст в уста, без посредничества книг и бумаги. Читая, вы учите ребенка слушать фиксированный текст. Рассказывая (а тем более припевая) — приучаете кроху слышать, как звучит текст, рождающийся сейчас, и эту минуту у него на глазах. Прибаутка, неоднократно повторенная, каждый раз звучит по-новому, в ней меняются слова и оттенки смысла. Так возникает творчество. Вначале прибаутку говорите вы, потом ее начинает повторять ребенок. Так он учится не просто сочинять, а сочинять на тему, осмыслять предлагаемый ему образ. И подобную практику едва ли может заменить чтение и заучивание авторских стихотворений. Их значение иное, при запоминании оригинальный текст Чуковского или Маршака должен остаться неизменным, а смысл в заучивании таких стихов — тренировка памяти и развитие речи. В ситуации же с народным текстом присутствует еще развитие воображения и образного мышления. Итак, ребенок подрос, ему уже год-полтора. Значит, настала пора потешек, прибауток и простейших игр (начинать рассказывать потешки и прибаутки можно и раньше, по особенно интересными они будут ребенку именно с года-полутора). Посадите кроху рядом с собой и начинайте:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

За малыми ребятами.

Кто кашки не ест,

Молока не пьет,

Того забодает, забодает!

Направьте к ребенку „козу" (кулак, из которого торчат указательный палец с мизинцем). Вначале „коза" идет медленно, потом быстрее и, наконец, щекочет довольного малыша. Кому-то может показаться, что игры здесь нет, но это это не так. Во-первых, есть образ, в который играют, — коза. А во-вторых, подрастая, ребенок начинает действительно играть — убегать или, напротив, позволять себя защекотать. Или известная всем „Сорока" (впрочем, все знают обычно только начало этой замечательной потешки):

Сорока, сорока,

Сорока-белобока!

Кашу варила,

Гостей созывала.

Не приедут ли гости

КАришиной (Машиной, Васиной) чаше?

(Вам следует взять ладошку ребенка и водить по ней круговыми движениями — „варить кашу".)

Этому (мизинец) дала,

Этому (поочередно безымянный, средний, указательный дала,

А ты, толстый, короткий, ступай, тряси бородкой (говорится, держась за большой палец ребенка и слегка потрясывая его в такт),

Да дрова руби, да воду носи, Да Аришенъку (Машеньку, Ванечку) мой

Да окачивай!

(Руки ребенка поднимаются к его головке и резко опускаются, словно вода полилась.) И пусть вас не смущает, если в детстве вы слышали другую „Сороку" — это же народный текст, у которого нет единого автора, но много исполнителей, а значит, много и вариантов. В этом тексте особенно привлекательна включенность в него вашего ребенка. Малыш, таким образом, будет воспринимать «Сороку» как свою потешку. У „Сороки" есть еще одно значение — массаж детских пальчиков и ладошки. В полтора-два года начинается активное познание окружающего мира, и в первую очередь его живой составляющей — птиц (знакомство с кошками и собаками, как правило, происходит еще до года, а другие животные слишком большие, чтобы ими безбоязненно интересоваться). Тут на помощь приходят прибаутки о птицах. Пусть вас не пугает, что здесь малышу встретятся непривычные слова. Благодаря этому горизонты мира крохи расширяются, а языковой запас — обогащается.

Гуля, гуля-голубок,

Гуля сизенький, -

Сизокрыленъкий,

Всем миленький.

Синичка, синичка,

Воробью -сестричка.

Воробей-воришка

Залез в амбаришко

Клевать просо

Своим, носом.

Сова, совинъка, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

 (Сейчас сову в природе увидеть сложно, но сова и филин являются яркими героями сказок, важными общекультурными символами, поэтому, думается, и эта прибаутка будет нелишней.) Немного похожи на эти прибаутки заклички солнцу, дождю, радуге... Отличие закличек в том, что изначально они являлись магическим жанром взрослого фольклора, хотя нередко и исполнялись детьми. Потом заклички утратили свои магические функции, начали исполняться просто ситуативно (например, при появлении дождя) и стали принадлежностью детского фольклора. Заклички       передавались       от старших детей к младшим. В наши дни структура детского коллектива изменилась, ребятишки разного возраста нечасто играют между собой. Кроме того, во многом утратилась 1ередача традиционных текстов из уст в уста. Поэтому, вероятно, вы будете единственным человеком, от кого кроха может узнать заклички.

Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошечко, Твои детки плачут, Пить-есть хотят.

Дождик, дождик, пуще! Я вынесу гущи, Хлеба краюшку, Пирога горбушку.

Радуга-дуга, Не давай дождя. Давай солнышка Выше бревнышка.

Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусок пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки.

Закличка, обращенная к солнцу, скрасит дождливый день, а та, что призывает дождь идти сильнее, придаст дождику за окном иные краски. Ребенок, обращающийся к улитке, отнесется к ней бережно и с интересом. А разве это не важно в наш компьютерный век?!

Сказка ложь, да в ней намек

Уже в полтора-два года ваш ребенок может стать активным слушателем сказок. В качестве первых лучше выбрать небольшие сказки с повторами — „Репку", „Колобок". Повторы помогают запоминать и учат логике. Особенно интересны в этом возрасте (и до 3-4 лет) сказки со стихотворными вставками (кроме уже упомянутого „Колобка" это „Волк и семеро козлят", «Ивашка и ведьма"). Сначала малыш не поймет смысла сказки, а будет реагировать лишь на знакомые слова — коза, волк, медведь — и фиксировать внимание на повторяющейся песенке, стараясь ее воспроизвести (вначале на „своем" языке). Время от времени пересказывайте сказку снова и снова: ведь кроха еще очень мал. К тому же сказка — это и обучение интонированию, и навык умения слышать мелодику речи. По возможности сказки надо не читать, а рассказывать, пропевая (или хотя бы выделяя речитативом) песенки героев. Правда, если вам самим в детстве сказки только читали, то рассказать волшебную историю, пусть и хорошо знакомую, будет непросто.

Кроме этого, малышам лет с трех-четырех можно рассказывать и докучные сказки. Они помогут вам скоротать время, если кроха ну совсем некстати (например, в метро или в очереди к врачу) докучает вам просьбами рассказать какую-нибудь сказку...

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству квакушка.

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела, да и завязила в тину хвост.

Дергала, дергала, дергала, дергала

Выдернула хвост, да завязила нос.

Дергала, дергала, дергала,

Выдернула нос, да завязила хвост и т.д.

С первого взгляда кажется, что в такой сказке-прибаутке и смысла-то никакого нет. Это не тж. Подобная форма отлично тренирует память. На традиционных текстах выросло много поколений. Думается, что не стоит ими пренебрегать и вам.

Литература:

Г.М. Науменко «Фольклорная азбука»,

Г.Ф. Кузина     «Народная педагогика в воспитании дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей на традициях русской культуры. Игра-занятие для детей младшего дошкольного возраста «Петушок и его семья»

Цель: развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т. п., строить так, чтобы ребенку было интересно и радостно, чтобы...

Программа «Игрушка как универсальное средство введения детей в традицию национальной культуры.Творчество детей в ритме русского народного календаря» для детей старшего дошкольного возраста

Праграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста с целью приобщения современного ребенка к яркому миру детского творчества в традициях русской народной культуры. В программе та...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.

Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...

«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры. Задачи;-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.-Развива...

Цель: формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями. Задачи:1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание порадовать ее. 2.Знакомство детей с традицией празднования Дн

Консультация для родителей.«Скоро, скоро Новый год!Новый год - самый долгожданный праздник не только для детей, но и, я думаю, для нас с вами, взрослых уже людей. Все мы с теплом вспоминаем...