Конспект занятия по ознакомлению с природой в ср. гр. «Зимушка – зима»
план-конспект занятия

Светлана Геннадьевна Рижко

Конспект занятия по ознакомлению с природой в ср. гр.

«Зимушка – зима»

                                                              Составила: Рижко С.Г.

Программное содержание: Обобщить представления детей о зиме. Учить устанавливать связи и закономерности в природе. Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Определить, что на холоде вода замерзает, что лед тает от тепла, что в горячей воде он тает быстрее.

Материал: ваза со срезанными ветками, иллюстрации диких животных: белка, заяц, медведь; иллюстрации зимующих птиц, мелкие игрушки – киндеры, вмороженные в лед, пустые тарелки, тарелки с горячей водой.

 

Ход занятия

Вос-ль: -Ребята, а вы знаете, что есть такие страны на Земле, где всегда стоит жара, круглый год- лето. А есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год- зима.

-А мы с вами где живем? (В России)

-А какие времена года вы знаете? (зима, лето, осень, весна)

-Да, ребята, и каждое время года радует нас своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок.

-Долго длится зима, три месяца.

-Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

-Куда ни посмотришь зимой, все вокруг бело.

-Ребята, неужели зимой вся жизнь в природе останавливается? Конечно же, нет! Природа зимой не погибает, а просто засыпает. Это можно увидеть на примере растений. Посмотрите на веточки, которые мы поставили в воду. Стоило их поставить в теплую комнату и через несколько дней из почек проклюнулись первые нежные листочки. Жизнь растений хорошо укрыта под надежной корой в маленьких почках.

-Ребята, а сейчас послушайте стихотворение А. С. Пушкина.

                   Вот север тучи нагоняя,

                   Дохнул, завыл – и вот сама

                   Идет волшебница зима!

                   Пришла, рассыпалась клоками,

                   Повисла на суках дубов,

                   Легла волнистыми коврами

                   Среди полей, вокруг холмов,

                   Брега с недвижною рекою

                   Сровняла пухлой пеленою.

                   Блеснул мороз. И рады мы

                   Проказам матушки – зимы.

-Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки – зимы? (Ответы детей)

-Хорошо ли им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады? (Ответы детей)

-Что делает белка, когда воет вьюга? (прячется в дупле, закрыв вход хвостом)

-А как приготовился заяц к зиме? (сменил серую шубу на белую)

-А что делает медведь? (спит в берлоге)

-А что делают птицы в снегопад? (сидят, нахохлившись)

-Да, ребята, труднее всего птицам зимой. От холода их спасают пух и перья, а вот от голода много птиц гибнет. Ведь в снегопад трудно найти себе корм.

-А что нужно сделать, чтобы помочь птицам зимой? (сделать кормушки, сыпать корм ежедневно)

-Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

                   Покормите птиц зимой,

                   Пусть со всех концов

                   К вам слетятся, как домой,

                   Стайки на крыльцо.

                   Небогаты их корма,

                   Горсть одна нужна,

                   Горсть одна – и не страшна

                   Будет им зима.

-Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках.

-А как позаботятся о них птицы? (уничтожат гусениц, мух, комаров)

-Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, синицы, голуби, сороки, вороны, сойки и т. д.)

-Ребята, а мы часто наблюдали за птицами у нашей кормушки. Правда, интересно за ними наблюдать, как они быстро слетаются к кормушке, как будто сообщают друг другу, что есть корм; как дерутся воробьи из-за кусочка хлеба, как порхают синицы.

-Птицам мы помогали, кормили их, а вот сказочным, игрушечным героям не помогли.

-Ребята, а вы знаете, что как-то ночью, в лютый мороз очень непослушные игрушки ушли из детского сада. Они долго ходили по улице, провалились в лужу, намокли.

-Как вы думаете, что с ними случилось потом? (они покрылись льдом на морозе)

-Ребята, посмотрите, что стало с непослушными игрушками. (Воспитатель показывает миску с игрушками –киндерами, которые находятся внутри льда)

-Ребята, может ли вода быть твердой?

-Что случилось с водой на морозе? (она замерзла, а игрушки вмерзли в лед)

-Чем лед отличается от воды?

-Можно ли лед лить, как воду?

-Какой формы лед? (лед сохраняет свою форму)

-Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

-А как можно спасти наши игрушки? (дать льду растаять)

-А где лед растает быстрее? В пустой тарелке или в тарелке с горячей водой? (ответы детей)

-А давайте проверим: часть игрушек положим в пустую миску, а часть – в горячую воду. И понаблюдаем.

-Что произошло?

-Почему лед растаял? (В комнате тепло, вода горячая)

-Во что превратился лед?

-Из чего состоит лед?

-Где быстрее растаял лед? (в миске с горячей водой)

-Вот, ребята, мы спасли свои игрушки, потому что знали, что нужно сделать, чтобы лед растаял.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-_zimushka_zima.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой в ср. гр.

«Зимушка – зима»

                                                              Составила: Рижко С.Г.

Программное содержание: Обобщить представления детей о зиме. Учить устанавливать связи и закономерности в природе. Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Определить, что на холоде вода замерзает, что лед тает от тепла, что в горячей воде он тает быстрее.

Материал: ваза со срезанными ветками, иллюстрации диких животных: белка, заяц, медведь; иллюстрации зимующих птиц, мелкие игрушки – киндеры, вмороженные в лед, пустые тарелки, тарелки с горячей водой.

Ход занятия

Вос-ль: -Ребята, а вы знаете, что есть такие страны на Земле, где всегда стоит жара, круглый год- лето. А есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год- зима.

-А мы с вами где живем? (В России)

-А какие времена года вы знаете? (зима, лето, осень, весна)

-Да, ребята, и каждое время года радует нас своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок.

-Долго длится зима, три месяца.

-Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

-Куда ни посмотришь зимой, все вокруг бело.

-Ребята, неужели зимой вся жизнь в природе останавливается? Конечно же, нет! Природа зимой не погибает, а просто засыпает. Это можно увидеть на примере растений. Посмотрите на веточки, которые мы поставили в воду. Стоило их поставить в теплую комнату и через несколько дней из почек проклюнулись первые нежные листочки. Жизнь растений хорошо укрыта под надежной корой в маленьких почках.

-Ребята, а сейчас послушайте стихотворение А. С. Пушкина.

                   Вот север тучи нагоняя,

                   Дохнул, завыл – и вот сама

                   Идет волшебница зима!

                   Пришла, рассыпалась клоками,

                   Повисла на суках дубов,

                   Легла волнистыми коврами

                   Среди полей, вокруг холмов,

                   Брега с недвижною рекою

                   Сровняла пухлой пеленою.

                   Блеснул мороз. И рады мы

                   Проказам матушки – зимы.

-Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки – зимы? (Ответы детей)

-Хорошо ли им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады? (Ответы детей)

-Что делает белка, когда воет вьюга? (прячется в дупле, закрыв вход хвостом)

-А как приготовился заяц к зиме? (сменил серую шубу на белую)

-А что делает медведь? (спит в берлоге)

-А что делают птицы в снегопад? (сидят, нахохлившись)

-Да, ребята, труднее всего птицам зимой. От холода их спасают пух и перья, а вот от голода много птиц гибнет. Ведь в снегопад трудно найти себе корм.

-А что нужно сделать, чтобы помочь птицам зимой? (сделать кормушки, сыпать корм ежедневно)

-Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

                   Покормите птиц зимой,

                   Пусть со всех концов

                   К вам слетятся, как домой,

                   Стайки на крыльцо.

                   Небогаты их корма,

                   Горсть одна нужна,

                   Горсть одна – и не страшна

                   Будет им зима.

-Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках.

-А как позаботятся о них птицы? (уничтожат гусениц, мух, комаров)

-Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, синицы, голуби, сороки, вороны, сойки и т. д.)

-Ребята, а мы часто наблюдали за птицами у нашей кормушки. Правда, интересно за ними наблюдать, как они быстро слетаются к кормушке, как будто сообщают друг другу, что есть корм; как дерутся воробьи из-за кусочка хлеба, как порхают синицы.

-Птицам мы помогали, кормили их, а вот сказочным, игрушечным героям не помогли.

-Ребята, а вы знаете, что как-то ночью, в лютый мороз очень непослушные игрушки ушли из детского сада. Они долго ходили по улице, провалились в лужу, намокли.

-Как вы думаете, что с ними случилось потом? (они покрылись льдом на морозе)

-Ребята, посмотрите, что стало с непослушными игрушками. (Воспитатель показывает миску с игрушками –киндерами, которые находятся внутри льда)

-Ребята, может ли вода быть твердой?

-Что случилось с водой на морозе? (она замерзла, а игрушки вмерзли в лед)

-Чем лед отличается от воды?

-Можно ли лед лить, как воду?

-Какой формы лед? (лед сохраняет свою форму)

-Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

-А как можно спасти наши игрушки? (дать льду растаять)

-А где лед растает быстрее? В пустой тарелке или в тарелке с горячей водой? (ответы детей)

-А давайте проверим: часть игрушек положим в пустую миску, а часть – в горячую воду. И понаблюдаем.

-Что произошло?

-Почему лед растаял? (В комнате тепло, вода горячая)

-Во что превратился лед?

-Из чего состоит лед?

-Где быстрее растаял лед? (в миске с горячей водой)

-Вот, ребята, мы спасли свои игрушки, потому что знали, что нужно сделать, чтобы лед растаял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению с природой. Волшебница зима.

Способствовать углублению и обобщению знаний детей о животных и птицах,деревьях, рыбах....

Конспект занятия по ознакомлению с природой " Зимующие птицы"

Конспект занятия открытого урока.Предмет: Ознакомление с природой.Тема: «Зимующие птицы»Цель: Обобщить представления о птицах, полученные при наблюдениях за птицами.Задачи:Активизиров...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц зимой»

Программные задачи : Расширять представления о зимующих птицах. Учить узнавать по внешнему виду и называть их. Развивать познавательный интерес к миру природы.   Формировать желание заботить...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшем дошкольном возрасте «Зимующие и перелётные птицы»

В данном конспекте раскрывается работа по обобщению представлений о зимующих и перелётных птицах....

Конспект открытого ООД по познавательному развитию (ознакомление с природой) в средней группе «Зимушка-зима»

Конспект открытого ООД по познавательному развитию (ознакомление с природой) в средней группе «Зимушка-зима»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Зимушка — зима»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Зимушка — зима»...