План по самообразованию "Развитие речи посредством проектной деятельности у детей с ОВЗ"
учебно-методический материал

Костылева Оксана Николаевна

"Развитие речи посредством проектной деятельности у детей с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_god.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

учителя-логопеда Костылевой Оксаны Николаевны

Тема: «Развитие речи посредством проектной деятельности у детей с ОВЗ»  

 

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности и мастерства по внедрению проектной деятельности в коррекционно-развивающий процесс.  

Задачи:

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.
  • Использовать метод проектов на практике.
  • Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
  • Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
  • Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

 

Предполагаемый результат:

Для педагога: сформируются основы педагогического мастерства и профессионализма: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Для воспитанников: сформируется познавательная мотивация, речевая  активность, самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к проектной деятельности. Для родителей: сформируется желание принимать активное участие в воспитательно-образовательном процессе детей.

 

Актуальность:

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее. Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей и развитию речи. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. 

Проекты делают образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом. Во-первых, исследовательская деятельность позволяет организовать обучение таким образом, чтобы ребенок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на развитие и активизацию словаря. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем. Помощь может выражаться в форме предложений, предположений: «А что, если мы попробуем?..», «Я бы посоветовала использовать…», «Мне кажется, что нужно…» и т. д. Предназначение дошкольного возраста состоит не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых личности:

самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей.  

Во-вторых, проект позволяет формировать у детей следующие умения:  

— видеть проблему и ставить вопросы;  

— анализировать;  

— обобщать и делать выводы;  

— высказывать предположения и планировать их проверку.  

В-третьих, именно занятие интегрированного типа, построенное на игровых приемах, позволяет реализовать цель и задачи поставленного проекта, так как игра и связанные с ней виды деятельности (познавательная, изобразительная, музыкальная) являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников.    

Перспективный план на 2020-2021 учебный год

 

Название  проекта

Задачи

Содержание работы с воспитанниками

Содержание работы с педагогами и родителями

Сентябрь

 

Разработка перспективного плана по реализации проектов. Подбор необходимого оборудования, материалов;

Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.

 

Исследование состояния познавательных и речевых способностей у детей.

 

  • Изучение опыта работы по внедрению проектного метода в процесс работы с детьми с общим недоразвитием речи;

-  Анкетирование родителей детей;

- Консультация для педагогов

«Развитие речи посредством проектной деятельности»;

Размещение стендовой информации для родителей по реализации проекта;

  • - Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов».

Октябрь

Краткосрочны й проект «Эти удивительные камни»

 

Цель проекта: развитие речи дошкольников посредством экологического воспитания.

Задачи:

- воспитывать культуру речи и общения, отзывчивость, бережное отношение к родной природе

- формировать и обобщать элементарные представления о камнях и их назначении

- обогащать речь детей словообразованиями и словосочетаниями, монологической и диалогической речью

- развивать познавательный интерес и любознательность, поисковую деятельность, воображение и мышление, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

  • Беседа «Что такое камни?».
  • Просмотр презентации «Эти обыкновенные – необыкновенные камни»
  • Ширма «Экспериментирование в домашних условиях».

Работа с детьми:

Чтение художественной литературы:

  • П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка».
  • П. П. Бажов «Хозяйка медной горы».
  • И. Н. Рыжов «О чем шептались камешки?»
  • Экспериментирование: опыт «Плавучесть» (что будет, если положить камень в воду).
  • Конструирование из камней «Разноцветные камни».
  • Музыкальная игра с камнями «Каменный оркестр».
  • Д/игра «Что исчезло?».

  • Оформление         папки-

передвижки для родителей из серии «Игры с камнями»;

  • Привлечение родителей к  пополнению коллекции камней;

Ноябрь

Краткосрочны й проект «Эти удивительные шишки»  

 

Цель проекта: 

- повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:

 Образовательные:

- Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.

- Научить детей вести наблюдения за объектами природы.

- Закрепить и углубить знания детей о сосновой шишке, о созревании шишек, значении этого дерева для человека.

- Формировать умение различать сосновую и еловую шишки.

Развивающие:

- Развивать у детей экологические представления об  природе нашего округа, знания о ценности природы.

- Обогащать словарный запас.

Развивать умение передавать чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

- Развивать исследовательские навыки: уметь ставить цели, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.

- Способствовать накоплению детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой. 

Вопросы для изучения:

Чем отличается сосна от ели? (Ствол, хвоя – иголки, места роста шишек на сосне и ели).
- Какие шишки растут на елке, сосне? (еловые, сосновые  шишки)
- Шишки бывают разные( разговор о шишках в природе, показать кедровую шишку: в ней кедровые орешки)
- Какую шишку едят животные, птицы( значение шишек для животных)

- Чтение художественной литературы: «Рассказы о природе», «Иногда говорят елки», «Русский лес»

 - Сказка «Жила была шишка» (составление своей сказки, изготовление книжки- малышки)

- Исследовательская деятельность.

Сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде;

шишка, погружённая в воду поглощает её, становится тяжёлой – опускается на дно;

чешуйки быстрее закрываются в горячей воде.

- Видео – фильм «Сосновые или хвойные деревья. Сосна. Кедр. Ель».

  • Консультирование родителей по выполнению практических

заданий;  

  • Оформление         папки-

передвижки «Живые витамины

для детей»;  

  • Привлечение родителей к выполнению совместного

детско-родительского творческого         задания         «Составление своей сказки о шишке;  

  • Оформление электронной презентации фотографий по

итогам         реализации

«Эти удивительные шишки».  

Декабрь

Краткосрочны й проект «Мнемотехника»

Цель проекта: 

- Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста  с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.

Задачи:

- Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.

- Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

- Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС.

-  Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию детей.

- Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

 - Знакомство детей с мнемотаблицами.

- Отгадывание знакомых произведений по мнемотаблицам.

- заучивание материала по лексическим темам по мнемотаблицам.

- Создание детьми мнемотаблицы.

- Разработка и проведение информационных консультаций для родителей и педагогов по данной проблеме.

- Познакомить родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи.

- Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми.

Январь-февраль

Краткосрочны й проект «Многонациональный Теремок» 

Цель проекта: формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый много национальный народ нашей общей родины России; воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Задачи:

        - углублять и уточнять представления о Родине — России;

- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;

- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России;

- прививать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры;

- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

         

- Чтение художественной литературы:

З. Александрова «Родина» С. Баруздин «Страна, где мы живём». В. Баснер, М. Матусовский «С чего начинается Родина?» Театрализованная деятельность:

Разыгрывание татарской сказки     Четыре друга»; 

- П/и украинские народные игры «Дедушка Макар», «В речку – Гоп», русская народная игра «Золотые ворота», татарские народные игры «Серый волк» (Сары буре), «Лисичка и курочки», хантыйские игры «Бег в снегоступах», «Важенка и оленята»;

-

- Видеоролик «Моя национальность»

- Консультация для родителей «Подвижные игры народов России»

- Консультация для родителей «Народные традиции в семейном воспитании».

Март

Краткосрочны й проект «Лего» 

Цель проекта: 

Развитие интеллектуального потенциала каждого ребенка посредством лего-конструирования

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику, речь, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Формировать у детей умение передавать особенности предметов посредством конструктора лего
  • Развивать способность к планированию деятельности, а также анализу, выполненной работы
  • умение детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус

- Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтение художественной литературы, рассматривание картин и беседы;

- Найди такую же деталь»; «Запомни расположение»;  
- «Что изменилось?»; «Выложи вторую половину»;
- «Чья команда быстрее построит».

- ООД
- Экспериментирование

Консультация для родителей «Лего».

Выставка для родителей «Наши любимые постройки из конструктора».

Апрель

Краткосрочны й проект «Маленькие дизайнеры» 

Цель проекта: развитие художественного творчества, фантазии, посредством знакомства детей с видами дизайна.

Задачи:

 1.Формирование эстетического восприятия и оценки вещей  и явлений, детьми старшего дошкольного возраста.

2.Развитие созидательных возможностей личности у детей старшего дошкольного возраста.

3.Обучение детей элементам дизайн - деятельности.

4.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками.

5. Расширение кругозора, воображения детей при составлении спортивных эмблем (рисунок, объемные конструкции из спортивного инвентаря).

6. Развитие спортивной активности, интереса родителей и детей в процессе совместной деятельности.

7. Познакомить со звуковым дизайном.

8. Освоение навыков игры в шумовом оркестре, развитие музыкального кругозора и эстетического вкуса.

- Беседы, с использованием ИКТ;

- Дидактические игры «Дизайн одежды»;

- экскурсия в Модельное агентство «Golden Dance»;

 - Продуктивная деятельность детей;

- Экскурсия в художественную школу ;

- Мастерская «Юные модельеры»;

- Создание дизайна интерьера из конструктора, пластилина, ландшафтного дизайна; 

- знакомство с дизайном в спорте;

- Создание эмблемы с помощью ИКТ;

- Создание фуд-дизайна;

- подарки на 23 февраля папам «Эксклюзивные футболки»;

- Консультация для родителей «Виды дизайна»;

- Привлечении родителей в создании фуд-дизайна.

Май

 

Анализ полученных результатов.

- Подготовка электронной презентации по итогам реализации проекта самообразования Внесение дополнений и изменений в содержание проекта.

- Исследование состояния познавательных и речевых способностей у детей.

- Презентация результатов работы по реализации проекта

родителям воспитанников

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи в театрализованной деятельности для детей старшего возраста. 2010-2011 г.г.

Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Изобразительная деятельность. В режиме дня....

План – программа «Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».

laquo;Цветные чудеса».Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развити...

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

Конспект занятия по теме: «Формирование бережливого мышления у детей посредством проектной деятельности». Для детей подготовительной группы ТНР.

конспект занятия по формированию у детей бережливого отношения к предметам, к природным ресурсам, к своему здоровью....