"Современные воспитательные технологии в формировании культуры поведения в детском саду"
методическая разработка

Шнайдер Лилия Васильевна

Поделиться опытом с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodobedenenie.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Современные воспитательные технологии в формировании

культуры поведения в детском саду» 

        

Выполнила: воспитатель МБДОУ детского сада «Зёрнышко»

                                                       Шнайдер Лилия Васильевна

                                                    2021 год

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к духовно - нравственному воспитанию. На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Это обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.

Формирование нравственно- ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач, стоящих перед родителями и педагогами. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции ребенка в социум, тот семья призвана обеспечить индивидуализацию детского развития. Именно семья оказывает влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Работа по формированию нравственно-ценного поведения и культуры общения дошкольников проводилась в различных видах деятельности, использовался интегрированный метод обучения, являющийся инновационным для дошкольных учреждений. Вариативность использования интегрированного метода довольно разнообразна.

Человек становиться личностью только в среде себе подобных, только в совместной деятельности с другими людьми.

Эта деятельность, включающая в себя обмен информации, выработки общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека – называется общением.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в ее развитии, становлении разумного, культурного поведения. Через общение с людьми  человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение.

Умение общаться решает три задачи:

- эмоциональную;

- информационную;

- оценочную.

Воспитатель должен обратить детей друг к другу, помочь определить свои возможности, свое место в социуме.

Общеизвестно, какое важное значение для полноценного психического и личностного развития ребенка имеет семья. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни.

Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям должны прийти педагоги ДОУ. Основными компонентами воспитательного процесса  выступают:

- наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающиеся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний (труды Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. С. Мухиной).

-образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально – чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.

-необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмысливать ценности, устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей.

 Актуальность и проблемы педагогической технологии.

В современном обществе в связи с изменениями социально-экономической ситуации наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно - нравственными.

Работая с детьми уже достаточно много лет, наблюдая за ними, я отметила, что дети год от года становятся агрессивнее. Это проявляется в их недружелюбном отношении друг к другу, драчливости, жадности, грубости и насмешками над недостатками других.

Дети порой так равнодушны к красоте, жестоки к животным и растениям. Много времени проводят перед телевизором, компьютером. Примеры злых персонажей увлекают неокрепшее сознание детей, в них ярко проявляется склонность к злу, которое получает каждодневную подпитку от разного рода «мультиков» и «ужастиков».

Проблема педагогической технологии заключается в следующем:

1. Определить основные мотивы, лежащие в основе стремления дошкольника к общению с детьми в группе, его положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. Изучить влияние содержания определенным образом организованной деятельности детей, ее мотивов и успешности выполнения на формирование взаимоотношений у дошкольников.

3. Изучить особенности взаимоотношений ребенка с близкими ему людьми.

4. Установить глубокую преемственную связь воспитательной работы детского сада по формированию навыков культуры общения и положительных взаимоотношений детей с семьей.

Цель, задачи, новизна педагогической технологии

Работая с детьми, учитывая цели и требования, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития, я поставила пред собой

Цель:

Формировать накопление и сохранение нравственного опыта общения, развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений со взрослыми и друг с другом, как нравственные основы социального поведения.

Задачи:

воспитывать коллективистические навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общественности, вежливости, предупредительности, скромности, чуткости;

воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми и правильно выражать свои мысли;

формировать у детей чувство патриотизма – любовь к Родине, родному краю, преданности, ответственности по отношению к людям;

формировать нравственные общечеловеческие качества, правила общения между людьми, умение считаться с их делами, интересами, удобствами;

формировать у детей культуру поведения дома, в детском саду, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;

Новизна: заключается в комплексном развитии личности дошкольника в процессе общения.

 Пути реализации педагогической технологии:

Формирование у детей нравственно-ценного поведения и культуры общения через все виды деятельности;

Создание предметно-развивающей среды;

Разработка перспективного плана;

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию нравственных качеств;

 Перспективы развития педагогической технологии:

Данная педагогическая технология – это система работы по формированию положительных взаимоотношений и культуры общения детей дошкольного возраста, построенная на основе усложняющихся задач развития ребенка. Она содержит не только обязательные занятия, но и организацию деятельности детей вне занятий, которая обеспечивает создание условий для возникновения у детей ассоциаций, использования полученных ими знаний и умений в других деятельностях.

Работая в данном направлении, необходимо опираться на полученный ранее опыт детей, который возникает не сам по себе, а в результате целенаправленной предварительной и последующей после занятий работы.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов педагогического воздействия.

Все это способствует воспитанию у детей таких качеств, когда они сами в повседневной жизни в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл, делали бы нравственно – ценностный выбор поступка и проявляли волевое усилие для его совершения.

Поэтому, работу по формированию нравственных качеств, по воспитанию положительных взаимоотношений детей в процессе общения необходимо проводить в каждой группе детского сада, начиная с раннего возраста, ежедневно во всех видах деятельности: игровой, бытовой, трудовой, на прогулках, во время режимных моментов и т. д. Тогда только будет виден положительный результат.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми и сверстниками. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психическом микроклимате группы.

Исходя из этого, основной целью работы является:

- содействовать становлению нравственного компонента личности ребенка, учить его смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей, формировать навыки культурного общения;

- формировать представления о нравственных ценностях, нравственных качествах, адекватное эмоциональное отношение, адекватное нравственное поведение, коммуникативные навыки.

 Механизм работы по формированию нравственных качеств в процессе общения

воспитатель - дети

-занятия: фронтальные, групповые, индивидуальные;

-игры по формированию культуры общения: подвижные, театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные;

-воспитание положительных взаимоотношений в разных видах самостоятельной деятельности, в повседневной жизни;

-экскурсии, походы;

-праздники, развлечения, досуги;

-инсценировки сказок, разыгрывание этюдов,

-создание проблемных ситуаций в групповой комнате: с целью выявления симпатий к членам группы;

-формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими;

-воспитывать культуру общения: умение разговаривать друг с другом.

на прогулке;

-воспитывать волевые качества, учить сопереживать и приходить на помощь друг другу; беречь окружающую красоту.

-в музыкальном зале: развивать музыкально-сенсорные способности, творческие проявления;

-учить детей использовать выразительные средства: интонацию, мимику, жесты;

 воспитатель - педагог

-консультации, беседы: групповые, индивидуальные;

-семинары-практикумы;

-посещение открытых мероприятий;

 -выступления на курсах повышения квалификации;

-выступления на педсоветах;

-анкетирование, тестирование педагогов;

-круглый стол.

-в методическом кабинете: познакомить с методической литературой;

-формировать практические умения и навыки по воспитанию и культуре общения ребенка;

-обсуждение проблем нравственного воспитания детей;

-обмен опытом работы по нравственному воспитанию с педагогами других образовательных учреждений;

Воспитатель – родитель

-родительские собрания;

-консультации, беседы: индивидуальные, групповые;

-организации выставок, папок-передвижек;

-тестирование, анкетирование;

-участие в праздниках, развлечениях, конкурсах в группе и дома:

-помочь использовать дома игры по нравственному воспитанию;

-привлекать к посильному участию во всех проводимых мероприятиях;

Проводя беседы о дружбе, товариществе, взаимопомощи, ответственности, дети знакомились с произведениями: «На льдине» Б. Жидкова, «Вовка - добрая душа» А. Барто, «Друзья познаются в беде» С. Михалкова, «Фантазеры» Н. Носова.

Немаловажное значение уделяла знакомству с моральными чертами характера на конкретных примерах из жизни с помощью героев сказок

(«Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др, стихотворений (А. Кондратьева «Добрый день»,З. Мошковская «Вежливое слово», «Жадина», Л. Квитко «Бабушкины руки»и др., разыгрывая этюды («Поссорились-помирились», «Гномики на полянке», «Любящий сын», Маме улыбнемся»).

Обыгрывая венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка», дети обсуждали такие черты как жадность и щедрость; трудолюбие и лень в английской народной сказке «Три поросенка» и в русской народной сказке «Морозко»; аккуратность и неряшливость в сказках К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».

Как правило, дети хорошо знают правила поведения. Но не всегда их выполняют. Например, прослушав сказку Ш. Перро «Золушка» и русскую народную сказку «Иван-Крестьянский сын и Чудо-Юдо», дети называют положительные черты характера Золушки и Ивана, находят отрицательные черты у ее сестер и братьев Ивана. Когда детям после прочтения сказки задаешь вопросы: «Кто вам больше всего понравился и почему?» или «На кого бы вы хотели быть похожими?», «Кто вам не понравился в этой сказке?», «Поступали вы когда-нибудь также?», то все дети отвечают, что они хотят быть похожими на положительных сказочных героев и стараются совершать как можно больше хороших поступков.

Знакомя детей со сказкой, стихотворением, рассказом, мы выделяли положительные и отрицательные поступки, черты характера героев, определяли свое отношение к ним. Читая художественные произведения, акцентировала внимание ребят на эмоциональные переживания персонажей, которые попадают в беду или нуждаются в помощи, побуждая детей сопереживать героям.

Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально - чувственно осознавать нравственные нормы и ценности и выражать свое отношение к ним.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в формировании правил поведения в детском саду и школе

Консультация для воспитателей ДОУ. В связи с нововведениями в законодательные документы в образовании, так же изменились и требования к выпускникам ДОУ....

Использование современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе

Статья содержит рекомендации  инструктора по физической культуре высшей категории по использованию современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе...

Инновационные технологии формирования основ культуры толерантности в детском саду

Презентация модуля инновационно-стажировочной площадки...

Доклад "Использование современных воспитательных технологий в Знаменском детском саду "Теремок""

Доклад содержит сообщение о том, какие воспитательные  технологии используют воспитатели нашего детского сада в работе с воспитанниками....

Консультация "Воспитание культуры поведения в детском саду, общественных местах и дома".

   Воспитание культуры поведения у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию ...

Консультация "Воспитание культуры поведения в детском саду, общественных местах и дома".

Воспитание культуры поведения в детском саду,общественных местах и дома.      Воспитание культуры поведения у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сад...