«Использование дидактических и народных игр в формировании нравственно-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Болзина Валентина Петровна

 В настоящее время воспитание нравственных начал становится актуальным, которое подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или выполнять математические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности, которой и является игра.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактических и народных игр в формировании нравственно-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста»  

 

Болзина В.П., воспитатель высшей категории,

                                                                               МАДОУ «ДС «Метелица», г. Новый Уренгой

       

В настоящее время воспитание нравственных начал становится актуальным, которое подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же можно отнести воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к младшим, старшим; умения помогать им. Развитие волевых качеств - таких как умение, ограничивать свои желания, преодолевать трудности, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные в обществе нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а также воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это критерии нравственного воспитания.
    Важным условием всестороннего воспитания личности ребенка - является формирование нравственно-волевой сферы. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции в дальнейшем.
        Прекрасным средством воспитания нравственных начал является игра, где   ребенок учится проявлять чуткое отношение к сверстникам, быть справедливым, соблюдать правила, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.  Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально используемых для воспитания и обучения детей, которые направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное влияние игровой деятельности. В дидактических играх можно привить ребенку этнокультурные ценности, познакомиться с элементами культуры. Дети 5-7лет приобретают первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности. В этом возрасте детям понятны дидактические игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару». Так же можно использовать игры «Путешествие в страну вещей», «Из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас». Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда можно использовать игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках можно проводить с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «Деревья нашего города», «С какого дерева ветка» и другие.   Цикл дидактических игр по родному городу «Узоры родного города», «Не ошибись», «Путешествие по городу», (достопримечательности города), «Где находится памятник?», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родному городу, принадлежности к своему народу, своей малой Родине.  Словесных игр: игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), «Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, произнося волшебное слово, выбирает себе пару),«Кто больше скажет?» (волшебных слов), «Поделись улыбкой», «Меняемся местами» (те, кто маму, папу любит; кто бабушке, дедушке помогает и т.д.), «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких). можно использовать для воспитания нравственных чувств. Дидактические игры с элементами национальных игр, сказок, песен рассказов помогают в решении сразу несколько задач. С одной стороны, раскрывают большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой позволяют детям приобщиться к культуре разных народов.
 Воспитание детей старшего дошкольного возраста на народных традициях способствует формированию межнациональной толерантности, что на сегодняшний день является актуальным. 
 Народные игры знакомят детей с особенностью её проведения, с народным фольклором: песенки, считалки т.д., с обычаями, традициями, праздниками, особенностью народных костюмов. Например, использование русских народных игр позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к  русской народной культуре, к ее традициям. В повседневной жизни, особенно на прогулках, можно играть с детьми в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору». Предварительно  мы   знакомим детей с культурой и бытом того или иного народа.   Народные (подвижные) игры включаются в разные виды деятельности детей и способствуют формированию умственных, нравственных и эстетических качеств личности, прежде всего игры соревновательного характера, с правилами, где каждый играющий учится: совместным и согласованным действиям, уважению всеми принятых условий игры, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, взаимопомощь и справедливо оценивать собственные результаты и результаты сверстников.

Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром, формируется уважительное отношение к культуре людей разных национальностей, проживающих в стране.  По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку, сочетающие в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье.  
       Нам, взрослым, нужно всегда помнить о том, что нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или выполнять математические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности, которой и является игра.

 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...

Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»

программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

"ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДУХОВНОЙ МУЗЫКОЙ".

Статья о формировании нравственно-эстетической сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовной музыкой....

Формирование эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...