Сообщение "Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к музыкальным произведениям"
статья (подготовительная группа)

Любая деятельность ребёнка раннего и дошкольного возраста эмоционально насыщена и эмоциональная активность является доминирующей. Эмоциональная отзывчивость поддаётся развитию. Именно поэтому в методических рекомендациях по музыкальному воспитанию дошкольников ставится задача развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_soobshchenie.docx21.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Музыка – модель человеческих эмоций»  В. В. Медушевский

Известно, что гармония личности возможна только при условии равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л. С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта». В дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием происходит формирование у ребёнка высших психических функций, поведения, личности в целом.

В психолого-педагогической литературе указывается, что эмоциональная отзывчивость поддается развитию (Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерев). Именно поэтому в методических рекомендациях по музыкальному воспитанию дошкольников ставится задача развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Ребенок очень рано проявляет эмоциональную чувствительность. Уже младенец реагирует на то, как с ним взаимодействуют взрослые, каким тоном разговаривают. Любая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста  эмоционально насыщена и эмоциональная активность является доминирующей. Это делает малыша очаровательным, искренним, непосредственным.

Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка,   тем успешнее идет его развитие. Музыкальный руководитель ведет все традиционные для детского сада связанные с музыкой виды деятельности  – восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.  Все виды музыкальной деятельности развивают слуховое внимание, способность слышать и слушать, запоминать, понимать звук и слово. А без этого невозможно научить ребенка  выражать свои мысли и чувства. Участие детей в различных видах музыкальной деятельности (восприятие и исполнительская деятельность - пение, танец) проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный эмоциональный опыт и развивает его.  

Дети дошкольного возраста способны не только чувствовать, но и понимать различные эмоции. Уровни понимания эмоций различны у детей разного дошкольного возраста. Исследования  А.М. Щетининой легли в основу определения этапов развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

  1. этап (3-4 года). «Вхождение в музыку»

Регулярно слушаем музыкальные пьесы, которые передают состояние радости и грусти, именно эти эмоции дошколята чувствуют достаточно хорошо: «Грустный дождик» Д.Кабалевского, «Осенью», «Весною» С. Майкапара, «Ласковая песенка» М. Раухвергера, «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Качурбиной, «Плакса», «Злюка» и «Резвушка» Д.Кабалевского. Использую игровые приёмы, т.к. они вызывают состояние психологического комфорта, обеспечивают удовлетворение и удовольствие, положительное эмоциональное состояние и эмоциональную отзывчивость. Солнышко светит – пошли гулять, прыгать; дождик закапал – скорее прячемся. А как радуются дети приходу девочек – подружек. Улыбаются и покачивают головой, когда появляется Резвушка, говорят, слушая пьесу «Злюка», «как Баба Яга», после прослушивания «Плаксы», пытаются изобразить голосом плач девочки.

2 этап  (4-5 лет),  «Соприкосновение с музыкой»
Эмоциональные состояния - радость, грусть, удивление, гнев.  Ребенок осознает эмоциональное состояние при помощи подсказки взрослого, эталон еще не сформирован.  Детям трудно выразить эмоции словами, выручают картинки - пиктограммы (смайлики, лица детей, эмоциональные шарики, эмоциональные цветочки, грибочки, колобки).  Использую цветовые схемы. Красный, розовый, желтый цвет – радость, черный, коричневый, серый – грусть и т.д.
 Сказкотерапия тоже создает большой эмоциональный всплеск. Когда в ход занятия ввожу героев сказки, у детей развивается фантазия, они учатся принимать роль на себя, эмоционально переживают состояние героя сказки.

3 этап (5-6 лет). «Диалог с музыкой».
К старшему дошкольному возрасту повышается уровень понимания детьми эмоционального состояния. Расширяется словарь обозначения эмоциональных состояний.  Для развития танцевально –игрового творчества детей
 ввожу этюды -  упражнения. Дошколята выражают эмоции через мимику,  движения в программных этюдах:  «Обидели» М. Степаненко, «Танец осенних листочков», «Сапожки скачут по дорожке» А.Филиппенко, «Попрыгунья», «Упрямец»  Г. Свиридова).

4 этап (6-7 лет),  «Музыка в сердце моем звучит»
Эмоциональные состояния - радость, грусть, удивление, гнев, страх. Дети осмысливают, самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние, анализируют выразительные средства. Эмоции, которые испытывает ребенок при восприятии музыки он выражает вербально (с помощью слов) и не вербально (с помощью мимики, жестов). У детей появляются знания о музыке, её языке, любимые произведения.

Стараюсь правильно организовать занятие, мотивировать детей к деятельности. За основу беру такую структуру совместной деятельности:

I часть - постановка мною (возможно и детьми) познавательной, проблемной или иной задачи и стимулирование детей к ее решению. (Мотивация является условием развития эмоциональной отзывчивости).

II часть - процесс совместной деятельности детей и взрослых в реализации задачи (анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, обсуждение и выбор способов решения и собственное решение).

III часть - Результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.

Учитываю гендерные различия мальчиков и девочек. Объясняю детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. В танцах обращаю внимание на этикет. В музыкально – ритмических движениях мальчики нередко разучивают движения, требующие ловкости, стремительности, смелости (наездники, бравые солдаты, матросы), а у девочек преобладает плавность движений, нежность, мягкость (хороводы, упражнения с цветами, лентами, платками).

Я думаю, что каждый музыкальный руководитель чувствует ответную реакцию детей, эмоциональную отзывчивость, которые основываются на наличии интереса, внимания, влечения к деятельности. На занятии происходит общение детей с педагогом, детей между собой. Непременным условием эмоционального развития дошкольников является личностно-ориентированное взаимодействие. Если нет взаимопонимания, то ребенок замыкается, отстраняется от общения. Вряд ли он будет проявлять эмоциональную отзывчивость. Музыкальному руководителю важно учитывать личностные особенности каждого ребенка, индивидуальный опыт его жизнедеятельности, чувствовать эмоциональное состояние и оказывать педагогическую поддержку в решении индивидуальных проблем.  Дети, испытывающие дискомфорт в общении,  эмоционально зажаты. Наиболее эффективно, согласно исследованиям психологов, человек учится в состоянии счастья и радости! Счастливые ребятишки унесут с музыкального занятия максимум того, что запланировано.

Интернет – ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/16/razvitie-emotsionalnoy-otzyvchivosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп вп...

Консультация для педагогов "Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства"

Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства...

«Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному»

Материалы для выступления  на родительском собрании (проведенном в форме круглого стола)...

Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста

Данный материал  по развитию интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать педагогам в своей...

Консультация "Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному"

Советы по воспитанию у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному...

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Опыт показывает, что новое направление, которое дано Э.П. Костиной в программе по музыкальному образованию «Камертон», по моделированию музыкальной деятельности – действительно одно ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕБЕ «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников на музыкальных занятия»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕБЕ «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников на музыкальных занятия»...