Конспект-занятия в Старшей группе "Пересказ рассказа Л. Толстого "Косточка"
материал (старшая группа)

Газина Елена Владимировна

программное содержание:

1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.

2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.

3.Развивать умение, пересказывать, опираясь на модели и личный опыт.

4.Формировать навыки словообразования, учить образовывать прилагательные в существительные мужского и среднего рода.

5.Совершенствовать монологическую и диоологическую форму речи.

6.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

7.Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.

Словарная работа горница.

Методы и приёмы:  беседа, чтение, моделирование, вопросы, указания, пересказ по частям, поощрение, наглядный приём и игровой.

1. Введение игрового момента.

- Отгадайте загадку:

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое? (Пароход.)

- Давайте отправимся в путешествие на пароходе. Кто командует на пароходе? (Капитан)

- Скажите, какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (Сильными, отважными, честными.)

- Я прочитаю вам рассказ Льва Николаевича Толстого и решим, может ли мальчик – герой рассказа – быть капитаном или матросом на пароходе.

Вступительное слово воспитателя:

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, 82 года, Толстой посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Произведения Льва Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на разные языки, их читают люди всего мира.

- Ребята, мы с вами читали много произведений Л. Толстого. Сегодня познакомимся еще с одним.

 Чтение рассказа «Косточка»

 Анализ произведения:

- Сколько действующих лиц в рассказе?

- Кто главный герой?

- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?

- Понравилась Ване слива?

- Вы смеётесь над Ваней или вам его жалко?

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете?

- Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.

- Подумайте, к какому жанру отнес свой рассказ «Косточка» писатель? (Быль)

-Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, появляются многие предметы (например, компьютеры, а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.

- Что вы можете сказать о Ване?

- Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ:

-Ему стало страшно, что он умрет.

-Ему хотелось еще слив.

-Ему стало стыдно, что он сказал неправду

     -Он съел косточку.

-Ему не понравились сливы.

- Что плохого сделал Ваня?

- Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?

- Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, честными, иметь силу воли).

 Я вижу, вы ребята хорошо внимательно слушали. Давайте теперь отдохнем.

Физминутка

Говорит цветку цветок

Подними-ка свой листок

(Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку да притопни ножкой

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай утром солнышко встречай.

(вращение головой)

Стебель наклони слегка

Вот зарядка для цветка

(Наклоны)

А теперь росой умойся

Отряхнись и успокойся

(Встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе

Немножко отдохнули, а теперь ребята послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его хорошо запомнить, будем его пересказывать.

        В ходе беседы воспитатель помогает детям правильно употреблять

слова по смыслу, поясняет мотивы поступка. Читает рассказ еще раз.

(Пауза для припоминания 30 секунд.Предлагает начать рассказ

одному ребенку, продолжить другому, а закончить третьему. В

ходе рассказов помогает и оценивает.

 Ребята молодцы, вы так хорошо пересказывали, я вами довольна.

Как вы думаете, мальчик Ваня сможет быть капитаном или матросом на пароходе? 

 Ребята мы с вами познакомились с произведением рассказа «Косточка», а ещё мы с вами поиграли. Вы были все внимательными, активными. На этом наше занятие закончено.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek1.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект-занятия в Старшей группе "Пересказ рассказа Л. Толстого "Косточка"

программное содержание:

1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.

2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.

3.Развивать умение, пересказывать, опираясь на модели и личный опыт.

4.Формировать навыки словообразования, учить образовывать прилагательные в существительные мужского и среднего рода.

5.Совершенствовать монологическую и диоологическую форму речи.

6.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

7.Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.

Словарная работа горница.

Методы и приёмы:  беседа, чтение, моделирование, вопросы, указания, пересказ по частям, поощрение, наглядный приём и игровой.

1. Введение игрового момента.

- Отгадайте загадку:

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое? (Пароход.)

- Давайте отправимся в путешествие на пароходе. Кто командует на пароходе? (Капитан)

- Скажите, какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (Сильными, отважными, честными.)

- Я прочитаю вам рассказ Льва Николаевича Толстого и решим, может ли мальчик – герой рассказа – быть капитаном или матросом на пароходе.

Вступительное слово воспитателя:

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, 82 года, Толстой посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Произведения Льва Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на разные языки, их читают люди всего мира.

- Ребята, мы с вами читали много произведений Л. Толстого. Сегодня познакомимся еще с одним.

 Чтение рассказа «Косточка»

 Анализ произведения:

- Сколько действующих лиц в рассказе?

- Кто главный герой?

- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?

- Понравилась Ване слива?

- Вы смеётесь над Ваней или вам его жалко?

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете?

- Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.

- Подумайте, к какому жанру отнес свой рассказ «Косточка» писатель? (Быль)

-Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, появляются многие предметы (например, компьютеры, а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.

- Что вы можете сказать о Ване?

- Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ:

-Ему стало страшно, что он умрет.

-Ему хотелось еще слив.

-Ему стало стыдно, что он сказал неправду

     -Он съел косточку.

-Ему не понравились сливы.

- Что плохого сделал Ваня?

- Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?

- Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, честными, иметь силу воли).

 Я вижу, вы ребята хорошо внимательно слушали. Давайте теперь отдохнем.

Физминутка

Говорит цветку цветок

Подними-ка свой листок

(Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку да притопни ножкой

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай утром солнышко встречай.

(вращение головой)

Стебель наклони слегка

Вот зарядка для цветка

(Наклоны)

А теперь росой умойся

Отряхнись и успокойся

(Встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе

Немножко отдохнули, а теперь ребята послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его хорошо запомнить, будем его пересказывать.

        В ходе беседы воспитатель помогает детям правильно употреблять

слова по смыслу, поясняет мотивы поступка. Читает рассказ еще раз.

(Пауза для припоминания 30 секунд.Предлагает начать рассказ

одному ребенку, продолжить другому, а закончить третьему. В

ходе рассказов помогает и оценивает.

 Ребята молодцы, вы так хорошо пересказывали, я вами довольна.

Как вы думаете, мальчик Ваня сможет быть капитаном или матросом на пароходе? 

 Ребята мы с вами познакомились с произведением рассказа «Косточка», а ещё мы с вами поиграли. Вы были все внимательными, активными. На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»...

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского "Лекарство" (старшая группа)

Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме. Развивать желание заботиться о своих близких людях. Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов; закре...

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Ушинского «Лекарство». Старшая группа.

Педагог: Мама - самый дорогой человек на свете, от маминой улыбки нам становится светло, радостно, спокойно на душе. Ребята, а вы помогаете своим мамам? (ответы детей)Дидактическое упражнение с сюжетн...

Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга".Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение рассказа К. Паустовского "Кот ворюга".Старшая группа....