Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
статья

Из личного опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

     Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и с раннего возраста ребёнок должен познавать ее и учиться любить, оберегать, уважать.

     Я поставила перед собой задачу— воспитание у детей интереса к явлениям природы, любовь и бережное отношение к растениям, животным.  В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей необходимо сформировать начала экологической культуры – осознанного, правильного отношения к явлениям живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

     Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, вместе с детьми, участвует в природоохранной деятельности. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Каждое утро дети с удовольствием берут календарь природы и отмечают   произошедшие изменения. Обсуждаем с детьми то, что они видели и заметили по дороге в детский сад.  

     Также широко используются для экологического воспитания детей прогулки.  Начиная со второй младшей группы начинаю их знакомить с территорией детского сада: проводим наблюдения, рассматриваем деревья, растения.

     Интеграция образовательных областей в экологическом образовании дошкольников предусматривает, прежде всего комплексные НОД, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. НОД строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.  Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников.

     Интегрированная непосредственно образовательная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности в интересной игровой форме, обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность. В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: мы развиваем эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и видеть ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.

     Комплексные занятия с детьми я организовываю на разные темы. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии.  

     Опытом своей работы делюсь с коллегами. Проводила открытые занятия для воспитателей «Царство моего здоровья», «Мы – друзья природы», где дети показали свои знания и узнали много нового. Выступала с презентацией проекта «Причуды золотой осени», показывала мастер-класс для воспитателей цветы по технике квиллинг.

     Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность — проведение опытов, экспериментов, наблюдений. Детям очень нравится такой вид деятельности, они с большим удовольствием делятся своими впечатлениями и знаниями со своими родителями.

     С детьми провожу экскурсии в парк, на набережную, где мы наблюдаем за деревьями, за птицами, любуемся красотой природы.

     Провожу с детьми различные беседы, игры «Кто найдёт самый красивый листок?», «Чей букет лучше?», «Найди дерево по описанию», «Какого дерева лист», «Кто где живёт» и др.  После таких экскурсий мы делимся впечатлениями, обсуждаем увиденное, дети отражают наблюдения в своих работах, организовываем выставки детских работ.

     Делая для себя выводы, я понимаю, что дети становятся более доброжелательными, любознательными.

     Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. В детском саду организовываем экологические праздники, где взрослые и дети перевоплощаются в сказочных животных, что помогает воспитанию доброго отношения к братьям нашим меньшим.

     В своей работе по экологическому обучению детей я более подробно обращаю внимание игровой деятельности. По ФГОС игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Благодаря ей   ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность. При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают сильные положительные эмоции – от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми для выработки умственных и практических навыков.

      В процессе игровой деятельности я формирую у детей умение осознать себя частью мира, формирую и углубляю систему представления детей о явлениях и объектах неживой природы,  как факторах экологического благополучия, обобщаю знания природоохранного характера, формирую основы планетарного экологического сознания, даю понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами. У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать.

      Применение игровых обучающих ситуаций показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

     Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

     Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвящённые ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у них любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к её обитателям, формировали добрые чувства.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....