"Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно - исследовательской деятельности младших дошкольников" (с элементами мастер-класса)
учебно-методический материал

Милостная Елена Витальевна

Это мой доклад на РМО, с отзывами. Предлагаю, познакомиться и применять в своей работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_rmo.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, фольгой, спичками, красками, воздушных шаров.

Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

                                                       

“Расскажи – и я забуду,

                                                                             покажи – и я запомню,

                                                                              дай попробовать – и я пойму”.

                                                                                         Китайская пословица

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно – исследовательской деятельности младших дошкольников» (материалы из опыта работы с элементами мастер – класса)». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, она настроена  на познание окружающего мира. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Младший дошкольник — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься!» Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Основные задачи:

Познавательные

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

В конце своего выступлении я хочу провести мастер – класс, с вами педагогами!!! Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Я приглашаю вас в мир детства.

- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь?
 (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? 
(Да.)

Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? 
(Нет.)

Последнее спрошу вас я:
Активными все будем?
 (Да.)

1.«У воды нет формы»

        Для этого опыта мы взяли воду, воронку, широкую миску, стакан, резиновые перчатки, шарик, целлофановый пакет, поднос. В каждый сосуд по очереди наливали воду. Дети с интересом трогали пакет с водой, перчатки, шарик. Из этого опыта мы сделали вывод, что вода принимает форму того сосуда, в который она налита.

2.«У воды нет цвета.

        Для этого экспериментирования мы взяли  3 стакана с водой. В один стакан добавили гуашь, в другой - зелёнку, а в третий стакан добавили йод. Мы увидели, что вода окрашивается в цвет того вещества, которое мы добавляем, т.е. у воды нет цвета. Кроме того мы сделали вывод, что интенсивность цвета зависит от количества вещества.

3.Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочк скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

  1. «С полиэтиленовым пакетом»

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст)

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Опыт 5.Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки).

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

6.Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

7.Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

8.Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

9.Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут «танцевать». Они притягивают друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Итог:

Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или подтактичным руководством взрослого.

Спасибо за внимание!

Отзыв

Наименование мероприятия: районное методическое объединение молодых специалистов                                                                                                                          

Дата и место проведения мероприятия: 14.11.2019г., МБДОУ ДС КВ №6

Образовательная область,  выступление, мастер - класс: «Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно – исследовательской деятельности младших дошкольников» (материалы из опыта работы с элементами мастер – класса)

Ф.И.О педагога, должность, место работы: Милостная Елена Витальевна, воспитатель МБДОУ ДС КВ №1 ст-цы Копанской МО Ейский район.

Форма проведения, вид: доклад, мастер - класс

      В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в младшем дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное следовательский – творческое отношение к миру.

      Елена Витальевна представила нам свое выступление по интересной теме, на мой взгляд: «Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно – исследовательской деятельности младших дошкольников». Использование мастер — класса с педагогами очень было занимательным, так как педагоги сами активно участвовали в экспериментальной деятельности, что  позволило сделать выступление увлекательным и позитивным. Такой прием непременно даст положительные результаты в работе педагога с детьми, улучшит качество образовательного процесса.  

Новизна подачи материала заключается в организации педагогом условий для взаимодействия участников деятельности, в комбинировании различных видов деятельности детей вовремя НОД, что способствовало развитию логического мышления, повышению познавательного интереса, мотивации дошкольников к поиску решения познавательной проблемы, актуализации знаний детей об изобразительной деятельности.

Данное мероприятие прошло на высоком профессиональном уровне. Цели поставлены грамотно. Подобран разнообразный дидактический и наглядный материал, соответствующий возрасту детей младшей группы.

В процессе своего выступления Елена Витальевна использовала личностно - ориентированную модель взаимодействия с педагогами.

Считаю мною прослушанное выступление очень актуальным, целесообразным, инновационным. Представленный материал имеет практическую ценность и может быть использован в практике работы каждого воспитателя.

Ф.И.О., должность, место работы составителя отзыва ______________________________________________________________________________________________________/_________________/

Отзыв

Наименование мероприятия: районное методическое объединение для молодых специалистов                                                                                                           

                                                                                                                               

Место проведения мероприятия: МБДОУ ДСКВ № 34г. Ейска МО Ейский район

Дата проведения: 14.11.2019 год

Тема выступления: «Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно – исследовательской деятельности младших дошкольников»

Ф.И.О педагога, должность, место работы: Милостная Елена Витальевна, воспитатель МБДОУ ДСКВ № 1 ст-цы Копанской МО Ейский район МО Ейский район

Форма проведения и вид: мастер – класс

Данный материал актуален, так как детское экспериментирование на сегодняшний день занимает важную роль в развитии личности дошкольника.  Когда ребенок занимается данным видом деятельности у него развиваются мыслительные, наблюдательные и познавательные интересы. Ребенок учиться анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Дошколенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Его радует даже самое маленькое открытие.

Елена Витальевна представила нашему вниманию мастер – класс «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира», где использовала современные технологии: экспериментирование, исследовательскую деятельность, проектирование, моделирование. Тема очень доступна, раскрыта в полном объеме и подтвердилась практическими опытами, которые были очень интересны для аудитории. Опытно – экспериментальная деятельность требует от воспитателя грамотно планировать эту деятельность. Систематизировать материал в соответствии с выбранной темой, позволит постепенно знакомить детей с каким – то явлением, рассмотреть его с разных сторон.

Практическая значимость материала, заключается в том, что ребенок по своей природе – это исследователь. А когда это качество и скреплено еще дополнительными знаниями, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой имеет успешные результаты.

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим по теме поисковой деятельности и экспериментирования. Материалы систематизированы, признаны актуальными и рекомендованы для использования педагогами в работе ДОУ.

Ф.И.О., должность, место работы составителя отзыва

______________________________________________________________________________________________________/_________________/

Отзыв

Наименование мероприятия: районное методическое объединение молодых специалистов

Место проведения мероприятия: МБДОУ ДСКВ № 6 г. Ейска МО Ейский район

Дата проведения: 14.11.2019год                                                                                                                            

Тема выступления: «Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно – исследовательской деятельности младших дошкольников»

Ф.И.О педагога, должность, место работы: Милостная Елена Витальевна, воспитатель МБДОУ ДСКВ №1 ст-цы Копанской  МО Ейский район

Форма проведения и вид: мастер-класс

Данный материал актуален, так как опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, усваивает все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику.

Представленный Еленой Витальевной мастер-класс «Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно – исследовательской деятельности младших дошкольников» с использованием современных технологий: экспериментирование (опыты с водой, магнитом).  Воспитатель рассказала о том, что именно экспериментирование дает ребенку почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы, какой-то степени, даже стать первооткрывателем.  

       Экспериментирование требует от воспитателя умение грамотно планировать эту деятельность. Отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблемой, составить серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход позволит постепенно знакомить детей с каким-то явлением, рассмотреть его с разных сторон.

Практическая значимость материала, заключатся в том, что ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно.

Представленные практические материалы  систематизированы, признаны актуальными и рекомендованы для использования педагогами в работе ДОУ.

Ф.И.О., должность, место работы составителя отзыва ______________________________________________________________________________________________________/_________________/

  1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
  2.  учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы
  3. Копанской муниципального образования Ейский район

  1. Доклад на тему:

«Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно – исследовательской деятельности младших дошкольников»

(с элементами мастер – класса).

Воспитатель: Милостная Е.В.

14 ноября 2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская деятельность младших дошкольников

Материал содержит фотоотчёт  по экспериментированию в младшей группе ДОУ....

Проект "Огород на окне" (Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 45 «Солнышко»городского округа Мытищи Московской области...

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования....