Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Молчанова Ирина Александровна
Для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 46 «Жемчужина»

г. Южно-Сахалинска

693023, Российская Федерация, Сахалинская область,

 г. Южно-Сахалинск, ул. А.М. Горького 54

🕾(4242) 312-765; 🖷 (4242) 312-766; 🖂yusgo.madouds.46@sakhalin.gov.ru

Программа комплексных мероприятий по духовно -  нравственному воспитанию

«Мы будущее России»

Рассчитана для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет

срок реализации программы - 2 года

Е.Н.Медюкова – воспитатель

Н.Е.Кучина – воспитатель

И.А.Молчанова – ст. воспитатель

Сахалинская область  г.Южно – Сахалинск.

Южно – Сахалинской и Курильской епархии Русской Православной Церкви.

Nataliakuchina59641@gmail.com

+7 914 086 56 21

2021 г.

В современном мире на сегодняшний день все больше идет уклон на духовное возрождение России и проблема воспитания духовно, психически и телесно здоровых детей стоит особенно остро. Специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе, и дошкольного возраста в сфере нравственного и духовного здоровья. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.  

 Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от духовно-нравственной культуры, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями взрослых и мистикой (как говорит Русская Православная Церковь).Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей возможны только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего народа, при формировании подлинно нравственных граждан. И этого можно достигнуть силой православия, которая показывает нам приоритет духовных ценностей над материальными благами и назначение человека. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. И это должно стать нормами нашей жизни, и жизни детей. Поэтому необходимо укрепление взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно нравственному воспитанию и образованию граждан.

Пояснительная записка. Православная педагогика обогащает педагогику цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности. Это доказывает особую значимость и актуальность православия в духовно-нравственном образовании и воспитании детей. А воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирован национальный воспитательный идеал – государственный заказ в образовании. Одной из главных его составляющих является «укорененность (личности) в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Речь идет не просто о знакомстве с традициями и даже не о приобщении к ним, а именно об укорененности как онтологической характеристике личности в пространстве культуры.

Методологической основой духовно- нравственной организации нашего детского сада является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где отмечается, что «традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Актуальным направлением и педагогическая целесообразность будут заключаться в решении задач воспитания духовно-нравственной культуры детей, которые в настоящее время являются актуальнымидля системы дошкольного образования.

Данная программа комплексных мероприятий – это поиск новых подходов нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании и развитии у детей духовности и нравственности.

Материалы могут использоваться в практике работы дошкольной образовательной организации, они будут интересны старшим воспитателям, педагогам дополнительного образования, молодым специалистам, семьям воспитанников.

Тип программы мероприятий: образовательная.

Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает ее взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышление, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно – эстетическим и патриотическим воспитанием родной речью, здоровым образом жизни.

Первыми, кто передает знания и культурные традиции новому поколению, являются семья и дошкольное образовательное учреждение. Но противоречие состоит втом, что не все педагоги образовательных учреждений в работе с духовно-нравственным уклоном готовыпрофессионально отражать результаты своей работы с детьми и семьями воспитанников. Поэтому наша задача помочь воспитателям дошкольных учреждений работать в правильном направлении с духовно-нравственным уклоном. Они станут более подготовленными в этом направлении, смогут реализоваться в профессиональном плане, направить весь свой потенциал на воспитание детей в духе преемственности поколений, уважения православных ценностей и семейных традиций, что будет способствовать укреплению и приобретению опыта общения в православной среде. Все это создаст условия для традиционного религиозно-культурного понимания мира и человека, где есть место совершенству, нравственности, общим ценностям и мирному настроению сердца, без чего невозможно здоровое воспитание современных детей.

Цель программы: сохранение духовно – нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям культуры, изучение истории, культуры, природно – экологического своеобразия Сахалинской области, России, стремление возродить традиции семейного воспитания.

В целях воспитания духовно обогащенной личности в МАДОУ №46 «Жемчужина» города Южно-Сахалинска ведется инновационная деятельность по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с семьей в приобщении детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в рамках духовно-нравственного воспитании. В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание является приоритетным направлением, поэтому мы стараемся создать все необходимые условия, чтобы дети прикоснулись к азам православной культуры. Мы повышаем духовно-нравственный потенциал педагогов, заинтересовываем родителей в духовной жизни ребенка. Воспитательная система по этому направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

Основной идеей работы является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Задачи программы мероприятий:

Обучающим компонентом программы является:

- знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, художественной, бытовой, детской игровой культурой народа;

- формирование первоначальных представлений о духовном мире, о заповедях нравственной жизни человека через знакомство с православной культурой русского народа;

- знакомство с элементарных сведений из Священной истории, образно и тематически связанными с нею произведениями художественной литературы, живописи, иконописи (доступными пониманию детей);

- первоначальное ознакомление с важнейшими вехами отечественной истории, великими победами и полководцами, русскими святыми;

- формирование представлений о целесообразном и культуросообразном устройстве предметной среды дома, детского сада и возможности совместно со взрослыми участвовать в создании этой среды через трудовые дела, оформление интерьера, изготовление подарков для близких к праздникам и другую социально значимую деятельность.

Развивающим компонентом будет:

- содействие общему развитию ребенка;

- помощь в освоении социальных навыков и норм поведения (приветливости, чуткости, доброжелательности, отзывчивости, благодарности и т. п.), налаживании взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

- развитие умения замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь ее;

- развитие нравственного и эстетического чувства ребенка, формирование системы ориентированных на национально-культурную традицию нравственных и эстетических эталонов (добро — зло, хорошо — плохо, красиво — некрасиво), поддержка в детях стремления поступать по-доброму, проявлять участие и заботу, приумножать красоту;

- помощь в становлении творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя, развитие навыков художественного творчества в контексте социокультурной традиции;

- содействие развитию речи детей: обогащению словаря лексикой социокультурного содержания, повышению выразительности речи, получению навыков речевого общения в совместной деятельности;

- развитие чуткости к художественному слову (поэтическому и прозаическому), воспитание трепетного отношения к образам Родины и образам детства, представленным в произведениях русских поэтов и писателей;

- развитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений, навыков усидчивости и аккуратности.

Воспитывающий компонент предполагает следующее:

- помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям отечественной культуры, традиционному укладу жизни;

- содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;

- содействие воспитанию у детей привычки к занятиям, деятельному, непраздному проведению времени;

- воспитание желания подражать благим образцам, жить по совести;

- воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;

- воспитание любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру;

- воспитание основ художественного вкуса и эстетических предпочтений на основе образцов традиционной культуры;

- воспитание уважения к труду и бережного отношения к результатам труда.

Принципы отбора содержания мероприятий.

Научность и каноничность. Сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью.

Многоуровневость. Показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей.

Организация работы педагогических кадров.

       Для успешного достижения целей в деятельности ДОУ необходимо стремление педагогов работать эффективно. В результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых форм повышения профессионального мастерства педагогов.

Поэтому  был разработан проект по повышению профессиональной компетенции педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, цель которого создать систему работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через повышение педагогического мастерства педагогов ДОУ.

 В реализации проекта   помогли различные методические мероприятия:

На начальном (первом) этапе:

1.Брифинг «Современное состояние проблемы       духовно-нравственного воспитания детей», способствовал развитию самоанализа педагогической деятельности воспитателей, позволил им понять актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей и мотивировать их на познавательную деятельность.

2.Экспресс-консультация «Система работы дошкольниками по духовно-нравственному      воспитанию».

Экспресс-консультация помогла активизировать педагогов, еще больше заинтересовать их проблемой духовно-нравственного воспитания.

На втором этапе:

 1.Семинары, семинары-практикумы: «Тематическое планирование занятий: по ознакомлению детей с родным краем; по ознакомлению детей с Родиной, защитниками отечества; по  ознакомлению детей с русским народным творчеством, проектирование культурно-образовательной среды ДОУ»

Семинарские занятия помогли воспитателям более глубоко вникнуть в  суть методики работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, определить наиболее эффективные методы и приемы.

2.Консультации: «Схема реализации проекта через разные виды деятельности» («Моя малая Родина» (семья, дом, детский сад); «Россия-Родина моя»; «Мой город и область, в котором я живу»; «Работа с семьей», «Обряды и традиции); «Педагогическая диагностика».

Консультации  пополнили недостающей информацией  теоретические и практические знания педагогов, а также расширили, углубили и систематизировали их.  

3.Деловые игры.

Деловые игры вызывали желание у педагогов действовать, способствовали совершенствованию их умения разрешать реальные проблемы, формированию профессионального творческого мышления, что в результате позволило им самореализоваться.

4.Неделя педагогического мастерства.

На неделе педагогического мастерства опытные педагоги проводили открытые показы, воспитатели на практике могли познакомиться с эффективными формами работы с детьми, наиболее интересными методами и приемами обучения. Это позволило им  соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

5.Работа творческих микрогрупп. Работа творческой группы оказалась продуктивной. Организуя поисковую деятельность, воспитателям пришлось освоить новые педагогические концепции, изучить современные взгляды на духовно-нравственное воспитание детей, проявить собственное творчество, ощутить ответственность за общее дело. Результат этой деятельности – разработка перспективно-тематических планов, подбор конспектов занятий, тематики бесед и экскурсий по темам.

6.Мастер-классы.Мастер-классы проводили опытные педагоги с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми. Открытый показ дал возможность установить тесный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы.

7.Наставничество.

8.Просмотр видеозаписей   коллегами из других детских  садов, с последующим обсуждением и оценкой.

9.Социально-педагогические тренинги.

10.Ролевые игры с инсценировкой возможных ситуаций.Подобные игры помогли развить умение педагогов встраивать любую ситуацию в образовательный процесс, используя ее для решения задач развития ребенка.

 На заключительном этапе: педагогическая диагностика профессионального мастерства педагогов.

 С этой целью использовались карты диагностики профессионального мастерства, где рассматривался уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога.

 Педагогическая диагностика показала, что выбранная модель методической службы для реализации проекта позволила обеспечить рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.

Созданная модель методической службы, систематизация имеющейся литературы помогла повышению профессиональной компетентности педагогов: осознанию актуальности проблемы гражданского воспитания и организации предметно-развивающей среды, сформированности эффективных способов работы с детьми и взаимодействия с родителями.

В нашем дошкольном учреждении используются самые разнообразные формы и методы работы с педагогами в вопросах духовно - нравственного, патриотического воспитания.

Вся работа ведется по трем направлениям:

1) Самообразование педагогов:

- подбор и анализ материалов по различным направлениям духовно-нравственного развития;

- посещение открытых показов занятий, семинаров, консультаций, что позволяет овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию. В процессе работы происходит знакомство с православными святыми, храмами, их историческим прошлым, внутренним убранством.

2) Взаимодействие с родителями:

- оформлены православные уголки, в которых размещена информация о православных праздниках и семейных традициях;

- выставка книг для семейного чтения о православном воспитании детей;

- папки-передвижки, консультации по вопросам духовно-нравственного развития детей;

- организуются тематические выставки, выставки семейного творчества, а также выставки поделок и рисунков воспитанников по православной тематике.

3) Совместная деятельность с детьми:

- оформление православного уголка для детей, в котором подобраны детские православные журналы, раскраски, детская библия и другая православная литература для детей;

- оформлены альбомы различной тематики: «Храмы», «Святые места России»;

- подобраны подвижные, дидактические, пальчиковые игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой. Имеется большое количество загадок, кроссвордов, пословиц и поговорок.

В нашем детском саду работает музей по духовно-нравственному воспитанию «Русская изба», который посещают все дети ДОУ (Приложение).

Управление деятельностью ДОУ по данному направлению осуществляется по трем блокам:

  • Информационно-аналитическому;
  • Практическому;
  • Контрольно-оценочному, включающих работу с педагогами, детьми, родителями.

Организация методической работы с кадрами  направлена на решение следующих задач:

 1.  Информационно-аналитический блок

Задачи:

  1. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей.
  2. Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.
  3. Анкетирование педагогов.
  4. Анкетирование родителей.
  5. Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
  6. Анализ уровня знаний дошкольников.

Изучив работу по данному направлению,  проведя  анкетирование среди родителей и педагогов, выявили условия состояния работы по духовно-нравственному воспитанию. Часть  педагогов  прошли курсы по духовно-нравственному воспитанию. Эти курсы помогли педагогам  методически грамотно подготовиться к ведению воспитательно-образовательного процесса.

Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания  духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православные учения, не часто бывают в храме. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные  и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.  Практика работы по духовно – нравственному  воспитанию  показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Наша задача - помочь родителям осознать, что в первую очередь именно родители ответственны за воспитание детей.

2. Практический блок.

Задачи:

1.Изучение воспитателями методических источников и педагогической литературы, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического, духовно-нравственного воспитания.

2.Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.

Основные формы работы с педагогами:

  1. Педагогический совет  «Нравственно-патриотическое воспитание путем использования проектной деятельности в образовательном процессе».
  2. Дискуссия: «Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников». Нормативно-правовое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию.
  3. Результаты и перспективы работы по итогам тематической проверки: «Состояние воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому, духовному  воспитанию (в старших и подготовительных группах ДОУ).
  4. Презентация проектов «Сохраняя связь времен»,« Моя Родина -Россия»
  5. Обмен мнениями по итогам взаимопосещений «Организация развивающей среды в группах по патриотическому воспитанию».

  Семинары, практикумы:

  1. Круглый стол «Методика изучения основ православной культуры  в ДОУ»
  2. Обмен мнениями «Перспективы совершенствования работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
  3. Консультация «Теоретические основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Этапы патриотического воспитания».
  4. Разработка плана «Проектный метод работы. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей».
  5. Консультация «Планирование работы по патриотическому воспитанию по блокам: «Моя семья», «Любимый город», «Моя Родина-Россия»

Методическая служба:

  1. Формирование банка диагностических методик по нравственно-патриотическому воспитанию детей, духовно-нравственному воспитанию
  2. Определение содержания и подготовка  презентации: «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей»
  3. Изучение и обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников

 Совещание при заведующей:

  1. О содержании и подготовке общего родительского собрания: «Влияние семьи на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников».
  2. Организация, создание условий для проведения праздников: «День защитника Отечества», «День победы», «Рождество Христово», «Пасха», «День матери», «День пожилого человека», « День народного единства», «День семьи, любви и верности», День рождения А.С. Пушкина, День рождения А. П. Чехова.
  3. Подготовка и организация Совета ДОУ по вопросу: «Итоги перспективы работы педагогического коллектива по духовно-нравственному  воспитанию».
  4. Организация работы по выполнению плана подготовки к празднованию Дня Победы в ВОВ.
  5. Организация выездных экскурсий к вечному огню, пешеходных прогулок в храм.

Основные формы  работы с детьми.

В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется комплексно, через разные виды деятельности. Мы используем средства живописи, музыки, декоративно-прикладного творчества, физического развития детей. Мы поставили перед собой следующие задачи: приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). Дать представления о сообществах: о семье, о родственниках, о друзьях, о соседях, о знакомых. Обогатить знания детей о родном крае («малой родине»), Родине – стране, дать знания о символике нашего государства. Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми.  

Развивающая работа была построена в соответствии с разработанным тематическим планом по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. Работа проводилась по всем образовательным областям через:

-  организованную деятельность детей по темам: «Моя семья», «Я люблю свой детский сад, и район где я живу», «На берегу залива Терпения (путешествие по фотографиям и иллюстрациям»», «Законы, по которым мы живем», «По Новогодней карте», «Наша Родина – Россия», «Живем в России», «Москва – столица нашей Родины», «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника отечества), «Моя мама» (ко Дню 8 Марта), «Отражение русских традиций в национальном костюме», «Наши космонавты» (ко Дню космонавтики), «Наше государство – Российская Федерация», «Этот День Победы», «Южно - Сахалинск прежде и теперь».

совместную деятельность педагогов и детей: регулярные экскурсии в краеведческий музей. Дети познакомились с культурой коренных жителей Сахалина, особенностями сахалинской форы и фауны, историей освоения Сахалина и Курильских островов; просмотры видеофильмов, картин, прослушивание аудиозаписей, чтение книг и создание проблемных ситуаций с их дальнейшим обсуждением. Это влияет на более глубокое восприятие детьми значимых моментов. Так как мышление детей старшего дошкольного возраста наглядно-образное, это способствует более прочному запоминанию и осмыслению воспринимаемого материала; посещение массовых народных праздников: «День города», «Проводы зимы» и т.д. с целью более глубокого приобщения детей к народной культуре.

игры, досуги, развлечения: КВН «Моя страна – Россия», народные игры, показ вертепа со сценами Христа, акции «Поможем птицам зимой» (изготовление кормушек), постройки горок из снега для детей младшей группы.

свободную деятельность детей и родителей: совместные домашние задания: изготовления поделок и т.д., участие в спектаклях ДОУ, выставка «Семейные реликвии», выставка детских рисунков, семейный праздник «Моя родословная», изготовление русского национального костюма для подиума «Сударушка», участие в спортивных развлечениях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спорт — это сила», совместные экскурсии с родителями по городу.

      Взаимодействия с родителями.

Всю  работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • посещения педагогом семей своих воспитанников;
  • дни открытых дверей;
  • проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
  • индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов, священнослужителей);
  • использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Также воспитанники и педагоги нашего образовательного учреждения на протяжении трёх лет тесно сотрудничают с волонтерским общественным движением «Тепло души». Это движение поддерживается представителями храма Николая Чудотворца. В течение этого времени мы с воспитанниками принимали активное участие в различных акциях: изготовление Ромашек ко дню «День семьи, любви и верности», изготовление мишек ко дню «День Матери», изготовление эмблем на продовольственные пакеты. Также с «Тепло души» нами был организован выезд в реабилитационный центр «Маячок», где дети показали спектакль, познакомили с таким светлым праздником, как «Пасха» и подарили подарки в честь этого праздника. Принимаем участие в ежегодном шествии «Бессмертный полк», поздравление Южно –Сахалинского аэропорта с юбилеем (75-летием).

Наши дети неоднократно становились призерами в мероприятиях, посвященных нравственно – патриотическому воспитанию «Белый голубь», «Мы этой памяти верны», «Юный эколог», «Освети путь домой», «Неопалимая купина» (Приложение).

Методы оценки эффективности программы комплексных мероприятий:

Опрос детей и родителей.

  • Оценка рисков

Риски:     Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей.

Отсутствие необходимого материала, информации.

  • Меры для их минимизации:

Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.

Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек.

Результативность, эффективность формирования духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников 5-7лет через познание основ православной культуры можно выявить путем исследования.

Обследование дошкольников проводится два раза в год в течении периода работы по программе. В конце проводится итоговая диагностика по результатам. На основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

Мониторинг

по программе реализации комплексных мероприятий «Дорогою Добра»

по духовно-нравственному развитию и воспитанию старших дошкольников за 2020 - 2021учебныйгод

№п/п

Показатели

начало года

(количество детей)

конец года

(количество детей)

Н

С

В

Н

С

В

1.

Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти,        верности и предательстве,

милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбииидр.

7

43

0

0

41

9

2.

Культура общения

(общительность) -

3

47

0

1

38

11

3.

Культура поведения

(дисциплинированность)

3

47

0

1

38

11

4.

Бережноеотношениектрудувзрослыхитоварищей,квещам,соблюдениепорядкаичистоты;деятельноеотношениектруду.

3

47

0

1

34

15

5

Отзывчивость

(доброта)

2

48

0

0

35

15

6

Честность и искренность

2

48

0

0

35

15

7

Проявление чувства

любви        и        уважения к родным и близким

0

50

0

0

31

19

8

Дружелюбие

3

47

0

1

34

15

9

Приобщение         к опыту

Национальной культуры

4

46

0

1

30

19

10

Ответственностьза свои дела и поступки

3

47

0

1

38

11

ИТОГО:

2

48

0

1

35

14

Итак, в процессе реализации данной программы проводился мониторинг, в котором приняло участие 50 детей. На начало года было выявлено 2 ребенка с низким уровнем, детей со средним уровнем сформированности основ духовно-нравственного развития и воспитания- 48. За год реализации данной программынаблюдаетсяположительнаядинамикавсформированностиосновдуховно-нравственного развития и воспитания: 1 ребенок – низкий уровень, 35 детей –среднийуровень,14детей –с высоким.

При проведении обследования используется следующий инструментарий:

  1. Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры (метод наблюдения).

Критерии оценки духовно–нравственного развития:

В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, о ниже определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т.е.принятие либо игнорирование их.

Учитывая развитие ребенка, необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.

Уровни развития: высокий,средний,низкий.

  1. Для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок –ребенок»-Детский тест тревожности Р.Тэммл,М.Дорки;
  2. Для диагностики эмоционально-нравственного  компонента–Методика

«Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»

  1. Для диагностики самооценки старших дошкольников- Методика«Какой Я?».

Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.

  1. Для диагностики  эмоционально-нравственного  развития  –  методика

«Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой.

Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование  и т.п.)–на безнравственный.

  1. Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников–методика

«Что такое хорошо и что такое плохо»Г.М.Фридмана;

Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников.

У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается: Низкий уровень –если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

Средний уровень–если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.

  1. Диагностика межличностных отношений в коллективе–социометрическая методика «Выбор в действии»;

В        качестве        критериев        развития        взяты:        

  • коммуникативная        культура,у становление связи между поведением и поступками.
  • наблюдение, опрос.

Тематика  занятий

 «Как устроен мир Божий».

Задачи: открыть детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обратить их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учить видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствующую развитию творческой личности ребенка.

Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений.»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; «Если бы не было воздуха»; «Мир - наш дом.»; «Умеем ли мы видеть»; «Питание, отдых, здоровье, болезни»; «Жизнь человека».; «Времена года - весна»;

«Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года -зима»; «Рыбы»; «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».

«Хорошо - плохо».

Задачи: на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учить детей различать добро и зло, дать представления о нравственной свободе человека, помочь увидеть красоту нравственных поступков. Научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий: «Добро и зло»; «Мать и дитя»; «Семья, дом»; « Святые семьи»; «Послушание и непослушание»; «Братья и сестры»; «О дружбе и друзьях. Верность»; «Кто мой ближний?»;  «Жадность и щедрость»;  «Правда и ложь»;  «Как мы ходим в гости?»;  «Имя»;  «Родина»;  «Совесть»; «Благодарность»; «Вечность»; «Воздержание, терпение»; «Талант»; «Осуждение, смирение»; «Зависть»; «Милосердие, сочувствие»; «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; «Память»; «Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Бедность и богатство».

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах».

Задачи: знакомить детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей

Российского государства, государственной символикой , жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской, воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим малую родину; гордости за историческое прошлое Новохоперского края, русского государства.

Тематика занятий «Край, в котором ты живешь.»: «История возникновения родного города»;  «Герб города»;  «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Город - село».

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы города, в котором мы живем.

Тематика занятий цикла «О чем поет колокол»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».

Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси». («Откуда пошла земля русская?», «Святые князья Борис и Глеб», « Пресвятая Богородица».

«Православная культура».

Задачи: знакомить детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогать в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывать их жизненный смысл, привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий: «Рождество Христово», «Крещение», « Сретение», « Благовещение», «Вербное воскресение», «Пасха», «Вознесение»,

«Троицын День», « Преображение», « Воздвижение Креста», «Рождество Богородицы», « Введение во Храм», «Успение», «Покров»,

«Иконография».

« Хозяева и хозяюшки»

Задачи: знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, дать понятие об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Тематика занятий: «Что такое семья», «О дружбе мальчиков и девочек», «Женские дела», «Мужские дела».

Предполагаемый результат.

Программа мероприятий по духовно-нравственному воспитанию ставит своей целью достичь следующих результатов.

  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами

традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

В ходе реализации программы комплексных мероприятий духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников можно прогнозировать повышение уровня воспитательной подготовки детей, обеспечивающей развитие нравственных качеств личности. 

В результате систематической работы у детей было сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и радоваться за других. Ребята приобщились к православной культуре, познакомились с формами традиционного семейного уклада, пониманием своего места в семье. Сформировалось деятельное отношение к труду. А также ответственность за свои дела и поступки.

Таким образом, мы можем сказать, что проводимая нами работа, направленная на развитие духовно-нравственных норм у детей, дает положительный результат.  Нормы, заложенные в детстве, сохраняются на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.

Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, если все это пронизано духовно-нравственным воспитанием.

        Перспектива нашей работы:

  1. взаимодействие с церковью (посещение представителей церкви в ДОУ),
  2. посещение храмов города Южно - Сахалинск (с детьми и их родителей);
  3. организация семинаров – практикумов, круглых столов, конференций с представителями церкви и родителями;
  4. организация интерактивных экскурсий по храмам России.


Список литературы.

1.Шевченко Л.Л., « Добрый мир», православная культура для малышей, Москва,2014г.
2. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников», 2013

3. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11 
4. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г. 
5. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарий мероприятий. –Волгоград, журнал «Учитель», 2007.

6. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011.

7. Быков Л.М. Сухоложье. История, люди, судьбы. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010.

8. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ комплексного занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Рождество Христово»

Необходимо познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым;Воспитывать доброжелательное отношение не только к себе, но и к  всему окружающему миру....

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

Конспект комплексного занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Рождество Христово"

В процессе проведения данного мероприятия дети знакомятся с православным праздником Рождеством Христовом....

Программа комплексных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию «Край мой любимый, край мой родной»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом,  краем, достопримечательностями, улицей, на кото...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Презентация на тему "Формирование нравственных ценностей ребёнка через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников".

Формирование нравственных ценностей ребёнка  через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...