Семинар-практикум для преподавателей СПО "Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры учителя"
материал

Николаева Вера Витальевна

Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых.

Задачи:

  • Познакомить педагогов со способами взаимодействия с детьми, выступая в одной из ролей ситуации жесткого обращения.
  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов общения и с ребёнком.
  • Формирование позитивного адекватного отношения к конфликтным ситуациям общения с ребёнком.
  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов регуляции эмоционального состояния педагогов.

Ожидаемые результатом семинара-практикума: формирование представлений о занимаемой роли в ситуации жесткого обращения с ребёнком. Выработка алгоритма действий педагога в конкретных ситуациях в зависимости от роли. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности в сфере профилактики жестокого обращения с детьми.

Оборудование: столы, стулья, магнитная доска, бумага, маркеры, ручки, презентация, памятки.

Время: 1,5 -2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara.docx43.82 КБ

Предварительный просмотр:

подготовила

Николаева В.В.,

заместитель заведующего

        

2021 г.

г. Георгиевск

Семинар-практикум для воспитателей

«Профилактика жестокого обращения с детьми

в рамках повышения педагогической культуры педагогов»

Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых.

Задачи:

  • Познакомить педагогов со способами взаимодействия с детьми, выступая в одной из ролей ситуации жесткого обращения.
  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов общения и с ребёнком.
  • Формирование позитивного адекватного отношения к конфликтным ситуациям общения с ребёнком.
  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов регуляции эмоционального состояния педагогов.

Ожидаемые результатом семинара-практикума: формирование представлений о занимаемой роли в ситуации жесткого обращения с ребёнком. Выработка алгоритма действий педагога в конкретных ситуациях в зависимости от роли. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности в сфере профилактики жестокого обращения с детьми.

Оборудование: столы, стулья, магнитная доска, бумага, маркеры, ручки, презентация, памятки.

Время: 1,5 -2 часа.

Ход семинара

Вступление

Насилие по отношению к ребёнку – опасная как для него, так и для участников ситуация, независимо от занимаемой позиции участников. Последствия пережитого насилия сказывается на протяжении всей жизни ребёнка.

Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия с семьями воспитанников, в рамках этого направления, отдельной строкой выделяют - профилактику форм жестокого обращения с детьми.

В ситуации непосредственного взаимодействия с детьми воспитатель оказывается первым, кто может обнаружить признаки жесткого обращения с ребёнком. Сегодня, я предлагаю рассмотреть три позиции или даже роли, в которых может выступить педагог в общении с детьми.

Первая – это воспитатель-жертва, вторая, воспитатель - свидетель, третья, воспитатель-агрессор. Все три позиции имеют свои нюансы, особенности.Надеюсь, что наша встреча пройдет в активном режиме обмена опытом. Этот опыт послужит на будущее для выбора правильных решений и стратегий взаимодействия с детьми.

Упражнение «Психологическая зарядка».

Ведущий: Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

- Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” похлопайте в ладоши.

- Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

- Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

- Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

- Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

- Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Прежде чем мы приступим к разбору позиций, стоит сказать о самом главном – о последствиях жестокого обращения и насилия над детьми.

(Слайд 1 «Последствия жестокого обращения с детьми»)

Актуальность данной темы, определяется последствиями жестокого обращения с детьми. В результате жестокого обращения с ребёнком происходят нарушения на всех уровнях функционирования личности.

Нарушения, которые являются следствием различных форм жесткого обращения, могут проявляться в настоящем и это отразится на характере общения ребёнка со сверстниками, особенностях поведения в различных ситуациях.

Однако наибольший вред принесут нарушения, которые отразятся на характере отношения ребёнка к миру социальных и личных отношений во взрослой жизни. Боль и страдания, причинённые в детстве, особым образом сказываются на выборе позиции в общении, на выборе средств и методов взаимодействия с миром.

Специалисты, занимающиеся вопросами профилактики жёсткого обращения с детьми, выделяют ближайшие и отдаленные последствия.
Специалисты отмечают, что у детей, которые хронически подвергаются жестокому обращению, формируются 2 крайности: страхи тревожность и агрессивность.
приложение №1 )

Мы рассмотрим три позиции, в которых может оказаться педагог в общении с ребёнком: жертва, свидетель, агрессор. Наша основная задача выработать алгоритм взаимодействия с ребёнком. Рассмотреть методы оказания психолого-педагогической помощи ребёнку.

Первая позиция, когда воспитатель выступает в роли жертвы. Казалось бы как такое возможно, взрослый, который является образцом и носителем норм, правил становится жертвой агрессивного поведения детей.

Встречались ли вам подобные ситуации?

1. Обсуждение ситуации «воспитатель в роли жертвы агрессивного  поведения ребёнка»

1.1 Причины агрессивного поведения дошкольников

Ведущий: предлагаю обсудить: как может поступить педагог в подобной ситуации?

- Первый вариант: самый простой – ответить агрессией на агрессию.

Как вы думаете, почему так происходит?

Какой будет результат, изменит ли ребёнок свое поведение сейчас?

Какой вывод он сделает из ситуации?

Ведущий: Если воспитатель выбирает первый вариант, то ребёнок получает подтверждение своей модели поведения – любую проблему можно решить силой, если кричать, бить, ругать то можно получить то, что хочешь, и самое главное, это работает.

- Второй вариант: выступить в роли родителя – осудить, прочитать нотацию, запретить, ввести ограничения.

Причина – вполне понятна, воспитатель воспитывает, он должен объяснить как правильно себя вести, указать на нарушение, обозначить правила поведения и общения.

Всегда ли это работает?

Особенно с ребёнком, который привык вести себя агрессивно с взрослым?

Чему в данной ситуации учится ребёнок, что он чувствует?

Ведущий: Выбирая второй вариант, педагог с одной стороны реализует свою профессиональную функцию. Но здесь важно понимать: с помощью, каких средств и методов, и что в данной ситуации видит и понимает ребёнок. А видит он, что его воспитывают, говорят как правильно, в тоже время, его чувства и эмоции отходят на второй план.

- Третий вариант: постараться понять, принять, и помочь справится с собственной агрессией, так как это реакция ребёнка, модель поведения, которую необходимо менять.

Важно понимать, что в непосредственной ситуации общения, когда ребёнок ведет себя агрессивно, грубит, нужны конкретные шаги и действия, чтобы направить эту агрессию в сторону или снизить эмоциональный накал.

Упражнение «Мозговой штурм»

Ведущий: предлагаю провести «мозговой штурм» на тему – почему ребёнок может вести себя агрессивно, непосредственно в ситуации общения.

Участники предлагают аргументированные ответы, возможно обсуждение.

1.2 Методы и приемы оказания психолого-педагогической помощи агрессивному ребёнку

Ведущий: поговорим о способах помощи ребёнку, напомню, что мы рассматриваем данную ситуацию, с точки зрения профилактики жесткого обращения с детьми, и сам факт агрессии к вам со стороны ребёнка, может указывать, на то, что к ребёнку в семье применяется физическое или психологическое насилие. Сама проблема агрессивного поведения детей гораздо шире и требует отдельного рассмотрения.

Мы выбираем третью позицию, при которой воспитатель стремится понять и помочь ребёнку, изменить к себе его отношение.

Ведущий: на основе анализа литературы, я вам предлагаю следующие направления, оказания помощи ребёнку. (Схема №2)

1.Дневник наблюдений: место, время, ситуация, характер взаимодействия – понять механизм запуска агрессии.

На первых этапах работы с ребёнком, необходимо определить, как часто возникают конфликтные ситуации, когда, в какое время чаще всего происходят вспышки агрессии, что предшествует агрессивным действиям. Наиболее эффективной формой является ведение дневниковых записей обоими педагогами. Сбор данных помогает понять: круг ситуаций, где вероятность вспышек агрессивного поведения выше всего, следовательно, можно подготовиться и предотвратить конфликт.

2. Создание условий, когда ребёнок будет уверен, что его принимают хорошим: ситуация успеха, знаки внимания, важные дела, внешние стимулы подсказки;

Вторым направлением выступит – создание «позитивных условий» взаимодействия с ребёнком. Что сюда можно включить?

Ведущий: предлагаю выполнить задание придумать три-четыре ситуации, где ребёнок мог бы почувствовать себя успешным.

Ответы: предложить простую игру, из которой ребёнок выйдет победителем; предложить помочь завершить какую-либо деятельность, положительно оценить его вклад;

Задание – предлагаю записать в табличке, какие знаки внимания педагог может продемонстрировать ребёнку.

Ответы: обнять, комплименты, слова благодарности, сюрпризы.

Задание - разработать список «важных дел» выполняя, которые ребёнок мог бы продемонстрировать свои положительные качества перед коллективом, с помощью социально одобряемых дел обрести значимость и успех.

Ответы: 1-2 простых поручения, интересных для самого ребёнка, подготовка игры или занятия; раздать детям сюрпризы; напомнить о важном деле.

Задание - схематично нарисовать внешние стимулы подсказки, опираясь на которые, ребёнок мог бы контролировать свои действия реакции.

Варианты: карточка с нарисованной ладонью – знак стоп остановись; схемы – последовательности выполнения бытовых процессов, смайлики, как одобрение или «огорчение» на выполнение или не соблюдение правил.

3. Обучение способам саморегуляции: как справится со злостью, как злится и не причинять вред окружающим

Консультация педагога-психолога, программа коррекционно-развивающей работы. (Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.Т.П.Смирнова)

4. Система поощрений, положительных подкреплений;

Задание: составить схемы и варианты поощрений, для закрепления социально одобряемого поведения.

Варианты:Приложение №3

5. Готовность к возникновению ситуации- не воспитывать и критиковать, а помочь справится с эмоциями – помнить, что ваши реакции, слова действия служат для ребёнка примером того, как необходимо вести в ситуации агрессии, если вы будете заражаться отрицательными эмоциями и вступать на тропу войны, то поведение ребёнка не изменится.

Алгоритм действия в ситуации конфликта

Ведущий:Как себя вести непосредственно в ситуации агрессии?

В ситуации агрессивного поведения ребёнка, воспитатель должен помнить, что его реакции слова, поведение могут как усилить агрессивные действия, так и своевременно погасить. Можно выделить несколько ключевых правил:

- помнить, что в ситуации вспышки, необходимо демонстрировать спокойствие, уверенность и твердость своих намерений;

- ваши слова и реакция должны быть направлены не на воспитание и критику поведения, и тем более личности ребёнка, а  на оказание ему помощи в выражении чувств и эмоций;

Здесь можно выбирать 2 пути, в зависимости от ситуации, особенностей ребёнка, вашего эмоционального состояния:

  1. демонстрацию ваших чувств: «мне не приятно, больно, обидно, горько, когда так поступают, если ты разозлился можно об этом сказать топнуть ногой, махнуть рукой»;
  2. принятие  и сочувствие ребёнку в его эмоциональных трудностях:
  1. я вижу, как ты сильно разозлился, давай … (варианты действий);
  2. я вижу ты сердишься, давай прогоним твою злость

После того как вы проговорили чувства, необходимо обозначить контекст ситуации (что произошло, что вызвало в ребёнке негативные переживания), затем предложить варианты действий, как можно избавится от отрицательных чувств или как можно исправить ситуацию.

Важно помнить, что подобная техника может сразу не сработать, поэтому необходимо проявлять терпение и выдержку.(Приложение №4)

2. Обсуждение ситуации «воспитатель в роли свидетеля жестокого поведения по отношению к ребёнку»

Ведущий: вторая позиция, в которой может оказаться педагог – это позиция наблюдателя. Здесь можно выделить два варианта – педагог наблюдает в поведении ребёнка признаки, которые указывают на факты жесткого обращения, или педагог непосредственно является свидетелем факта жёсткого обращения с ребёнком.

Для того что бы понимать имеет ли место факты жесткого обращения с ребёнком, необходимо владеть следующей информацией: формы жесткого обращения с детьми, признаки в поведении, развитии ребёнка, указывающее на жестокое обращение с ним.

2.1. Формы жестокого обращения с ребёнком

Ведущий:Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

  • явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;
  • происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;
  • единичное или множественное, длящееся долгие годы;
  • по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в детском саду – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.
    (Слайд 2)

2.2 Признаки жестокого обращения с детьми

Ведущий: Мы понимаем, что поведение, эмоции, которые испытывает ребёнок, являются отражением того, что с ним происходит.

Следовательно обратив особе внимание на то, как ребёнок себя ведет, на то, как он реагирует в ситуациях общения с сверстниками и взрослыми, мы можем увидеть ряд особенностей или признаков, которые могут косвенно указывать но факты жестокого обращения. Давайте познакомимся с этими признаками:

Возраст 0-6 мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес.-редкая улыбка.

Возраст 6 мес. -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость печаль.

Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.

Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий  или поступков, характерных для более младшего возраста)

  • болезненное отношение критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам;
  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.

Для всех возрастов:задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т.п.

2.3 Алгоритм действий воспитателя в случае наблюдения факта жестокого обращения с ребёнком

Разбор практических ситуаций

Ведущий: предлагаю обсудить, как может поступить педагог, если он оказался свидетелем следующих ситуаций.

Ситуации выносятся на обсуждение, участники делятся своим мнением и опытом.

1-ситуация: воспитатель, во время переодевания ребёнка к дневному сну увидел на его теле синяки и кровоподтеки; родители привели ребёнка в сад, он переодевается, воспитатель встречает их в раздевалке и замечает на теле ребёнка синяки и кровоподтеки;

2-ситуация: родитель привел ребёнка в детский сад, ребёнок переодевается, но возникает ссора между ребёнком и родителем, родитель грубо ведет себя с ребёнком в раздевалке (швыряет, трясет, шлепает);

3-ситуация: родитель забирает ребёнка из сада и открыто выражает свое недовольство: ругает ребёнка, оскорбляет;

4-ситуация: ребёнок посещает детский сад, но выглядит неопрятно,  от него исходит плохой запах, одежда не меняется;

5-ситуация: после выходных, поведение ребёнка резко изменилось, появились выше описанные признаки;

6-ситуация: ребёнок выглядит нормально, поведение не изменилось, но в интимной беседе рассказал, что его бьют, унижают

Алгоритм

1-свидетель самого факта насилия или есть косвенное подтверждение – определился с типом

2-действия по отношению к агрессору, жертве, в зависимости от ситуации

3-общение с ребёнком

4-общение с родителем

Ведущий: Возможный алгоритм действий педагога:

- в ситуации непосредственного общения с родителями, если она приобретает острый характер, в тактичной форме переключить внимание на нейтральную тему, помочь ребёнку успокоится, довести до сведения администрации, обратится за помощью к педагогу-психологуДОУ;

- в ситуации, когда педагог по косвенным признакам может предположить факты жестокого обращения – довести до сведения администрации, зафиксировать следы физического воздействия на теле ребёнка, обратится за помощью кпедагогу-психологу ДОУ;

- в ситуации, когда сам ребёнок рассказал, о том, что его дома бьют или унижают, стараться придерживаться следующих правил:

  • Постарается избегать слов-реакций избегания, проявления сомнений. Постарается сохранить контакт, внимательно выслушать, не давая оценок ни ребёнку, ни ситуации.
  • Постарается не задавать вопросов, быть рядом, выражать доверие и поддержку.
  • Если ребёнок обратится с вопросов, в мягкой форме выразить ему свое сочувствие и понимание.
  • Если вы чувствуете, что ваша безопасность или безопасность ребёнка под угрозой обратитесь за помощью к специалистам.

3.  Обсуждение ситуации «воспитатель в роли агрессора по отношению к ребёнку»

3.1 Причины эмоциональной неустойчивости педагога

Ведущий: третья позиция, в которой может оказаться педагог – это позиция «агрессора». Все мы живые люди и испытываем чувства и эмоции, и не всегда это радость и удовольствие. Бывают периоды, когда нас охватывает раздражение, досада, злость и гнев. В такие минуты речь не идет о воспитании детей. В такие минуты важно успокоится.

Ведущий: профессия воспитателя ДОУ является одной из самых стрессо- генных: огромная ответственность за жизнь и здоровье детей, большое количество образовательных, развивающих задач, высокие стандарты к качеству предоставляемых образовательных услуг, а также своеобразный контингент детей, родителей. Все эти внешние факторы накладывают свой отпечаток на личность воспитателя, что отражается на эмоциональном состоянии.

Если вы стали замечать за собой, раздражение в общении с детьми, часто повышает голос, остро реагируете на поведение детей и чувствуете, что теряете контроль, стоит остановиться и проанализировать ситуацию.

Важно определить основные причины, это может быть связано с изменяем общих факторов: семейная ситуация, состояние здоровья,  профессиональное  или эмоциональное выгорание и тогда стоит, обращается к специалистам.

Однако бывают ситуации, которые не связаны вышеперечисленными факторами, а лежат в плоскости отношения отдельных детей и педагога. Например, расхождение темпераментов, непринятие качеств отдельных детей. И здесь важно обладать средствами самопомощи в острые ситуации.

Ведущий: есть замечательная поговорка – «Раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает» Я вам предлагаю общий алгоритм выхода из подобной ситуации.

3.2 Алгоритм самопомощи для воспитателя

Первый шаг - проанализировать ситуации, в которых вас охватывают отрицательные чувства. Самой универсальной формой является дневник самонаблюдений, где вы будете фиксировать ситуации, характер взаимодействия с детьми и ваши эмоции и чувства. В дневнике так же желательно отразить, что конкурентно в поведении детей вас раздражает, злит, прописать все это словами.

Дата время

Ситуация

Поведение ребёнка

Мои чувства

Пятница 10.30

Дети в раздевалке переодеваются на прогулку

Миша бегает по раздевалке и всех бьет колготками, на просьбы остановится, не реагирует.

Меня охватывает гнев, я повышаю голос, кричу, сажаю его на стул.

Вторым шагом будет – анализ переживаемых вами чувств. Если это раздражение – скорее всего дети хотят внимания, но не умеют получать его социально приемлемыми способами. Если это гнев – то, это может быть протест, борьба за самостоятельность, отстаивание своих прав. Если вы обижаетесь – то, это может быть месть. В зависимости от испытываемых вами чувств вы можете найти способы помощи ребёнку в удовлетворении его актуальных личностных потребностей.

В работе над состоянием гнева или раздражения, есть одна важная закономерность – вы можете изменить ситуацию до того, как вы «взорвались», в самой острой фазе вы просто реагируете (срываетесь, кричите). Поэтому, так важно знать и понимать в каких ситуациях вас охватывают сильные отрицательные чувства.

Третьим шагом – будет выбор средств переключения, когда вы почувствуете первые «волны» отрицательных чувств. Самым действенным способом будет - проговаривание своих чувств: «я  чувствую, как я раздражаюсь (злюсь), когда вижу …, когда мне говорят …, когда меня не слышат с 3 раза …» Здесь есть 2 варианта – эти слова можно проговорить в слух,с целью обратить внимание ребёнка и показать ему,  как правильно управлять своими чувства или проговорить про себя. После того как вы проговорили свои чувства, необходимо выполнить действия для переключения внимания – физическое упражнение, дыхательная техника, визуализация, счет про себя.

Четвертый шаг – выстроить для себя схему: ситуация взаимодействия- поведение детей – испытываемые вами чувства – приемы самопомощи-практика.

Ведущий: возьмите листочки, и каждый для себя выберите ситуацию, когда вы испытываете сильные отрицательные чувства и напишите:

  • Когда это происходит?
  • Почему это происходит? 
  • Какое чувство вас охватывает? 
  • Что вы говорите, как вы поступаете?
  • Затем запишите словами – я злюсь, когда …, я хочу...
  • Затем запишите, что вы можете сделать, что бы переключиться, успокоится.

Физические упражнения: взмахи руками, приседания, сильно сжать и разжать кулаки, потереть ладони.

Дыхательные техники: 3 глубоких вдоха и выдоха, когда вдох короче, чем выдох; вдох через одну ноздрю выдох через другую.
Включить в голове приятную картинку – образ, который вас согревает и успокаивает или проговорить важную для вас фразу.

Обмен мнениями.

Ведущий: наш семинар подошёл к концу, предлагаю поделиться впечатлениями и закончить фразу: самым полезным для меня было …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикума на тему «Нет, жестокому обращению с детьми».

Родительское собрание в форме обучающего семинара-практикумана тему «Нет, жестокому обращению с детьми».Задачи: Познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видамижестоког...

Семинар- практикум для педагогов с элементами тренинга "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ : "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Цель: расширить и детализировать знания педагогов по проблеме насилия над детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровень оказания психолого...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильной речи» В рамках родительского собрания «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями»

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильной речи»В рамках родительского собрания «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями»...

Семинар – практикум «Детство без жестокости и слёз» (профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми)

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные фор...

Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика жестокого обращения с детьми в детском саду и семье»

В. Сухомлинский: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка...