СТАТЬЯ "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОУ"
статья (старшая группа)

Фетисова Екатерина Сергеевна

В статье представлены элементы физического воспитания как средство формирования гражданской позиции личности и патриотического воспитания в системе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_-_fetisova.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Фетисова Е.С.

Инструктор по физической культуре

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №37 «Ягодка»

Г.Губкина

Белгородской области

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОУ.

Формирование гражданской позиции определяет место человека в общественной жизни и выступает приоритетным направлением в рамках общественного воспитания гражданина. Изменения современного общества, переоценка ценностей, минимизация механизмов передачи духовно-нравственных и патриотических традиций новым поколениям требует формирования целенаправленного процесса педагогического воздействия на всех стадиях формирования личности ребенка.

Целенаправленная работа с детьми в области формирования гражданской позиции и патриотизма является актуальной задачей и в настоящее время.

Уже в дошкольном возрасте происходит закладка основ для становления и развития гражданской личности. Дошкольники восприимчивы и эмоциональны, потому важное значение отдается условиям, в которых происходит процесс социализации и воспитания ребенка.

Наряду с другими сферами общественной деятельности дошкольника в образовательном учреждении на формирование личности и гражданственности большое влияние оказывает физическая культура как один из компонентов организованной образовательной деятельности дошкольника.

Физическая культура имеет большой воспитательный потенциал для формирования гражданственности и патриотизма, воспитания гордости за героические поступки, достижения и победы народа. Физическая культура выступает своеобразным единением духовного и физического в человеке, воспитывая высокие моральные, волевые и эмоциональные качества, формируя культуру движений, образ жизни, создавая тем самым прочный фундамент для развития личности, физического и нравственного совершенствования.

Подвиг советского народа, изучение истории ВОВ со всеми традициями и патриотическим наследием – сильнейший и источник познания народной жизни и патриотического воспитания.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. [2, с. 91]

Приобщение дошкольников к патриотизму и духовно-нравственному воспитанию достигается путем сопричастия к патриотическим мероприятиям, праздникам ВОВ, знакомством с подвигами советского народа, изучение истории ВОВ мероприятиям.

К.Д.Ушинский считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [6, т. 2, с. 160].

Здесь патриотизм выступает в качестве педагогического средства, а не только как задача воспитания. В значительной мере формирование самооценки личности через непосредственные усилия, приложенные для достижения целей, оценка окружающих и собственная активность достигается через двигательную деятельность на занятиях физической культурой с четкой установкой на результат: подвижные и спортивные игры, эстафеты, физические упражнения, игры-драмматизации.

Воспитание гражданственности и патриотизма выступает в рамках общей образовательной концепции. В тематическом планировании образовательной деятельности программного комплекса «От рождения до школы», на котором построен воспитательный процесс нашего детского сада есть разделы, способствующие духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников: «День победы», «День защитников Отечества», «Моя Родина – Россия», направленных на формирование представления о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной Войны, Развития чувства гордости за Российскую Армию, воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за родное Отечество. В программе предусматривается проведение различных тематических спортивных мероприятий, развлечений, досугов.

Целями проведения таких мероприятий является воспитание чувства патриотизма, первичных нравственно-ценностных ориентаций – понятий о силе, мужестве и благородстве, формирование представлений о подвиге русского народа в годы ВОВ.

При подготовке занятий и мероприятий, с целью привития дошкольникам патриотических чувств, широко используется материал истории ВОВ, истории подвигов земляков, материалы музеев. В методические разработки мероприятий включаются отрывки из писем фронтовиков, стихи о войне, Родине.

При проведении физкультурно-спортивного мероприятия происходит знакомство детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой, с флагом России, воспитание любви к Родине.

В рамках мероприятия заостряется внимание детей на том, какое это было трудное время для их сверстников, стимулируются рассуждения детей, ведущие к осознанию подвига советского народа, формируется гордость за героические поступки людей в военные годы.

Занятия физкультурой, двигательная деятельность всегда вызывает отклик у дошкольников, в результате, помимо формирования основных физических качеств ребенка, происходит формирование гражданственности, духовно-нравственных и патриотических черт личности.  

Благодаря разнообразию форм и методов работы в воспитательной системе ДОУ процесс формирования гражданской позиции личности имеет большую результативность и положительную направленность. Воспитание гражданственности, духовности и патриотичности всегда занимало центральное место педагогическом процессе. Здесь формируется база для накопления социального опыта, используемого при взаимодействии с окружающим миром, а в целом и гражданская позиция личности.

  1. Галкин С.В. Патриотическое воспитание молодежи в пространстве физической культуры: теория и опыт. Волгоград: Авт. перо, 2004,- 187с.
  2. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности.

Без воспитания Российского патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Патриотическое воспитание обучающихся МБДОУ «Детский сад №21» (федеральный проект Патриотического воспитания граждан РФ)

Патриотическое воспитание  обучающихся МБДОУ «Детский сад №21» (федеральный проект Патриотического воспитания граждан РФ)...